Джонс сообщает Конгрессу, что американо-российские отношения находятся на 'верном пути'
18 марта: помощник государственного секретаря выступает перед комитетом Палаты представителей
Соединенные Штаты находятся 'на верном пути в отношениях с Россией, хотя этот путь и не такой ровный и имеет свои недостатки', - сказала представитель госдепартамента А. Элизабет Джонс в подготовленном выступлении перед комитетом Палаты представителей по международным делам 18 марта.
Россия и Соединенные Штаты 'стали близкими партнерами во всемирной борьбе с терроризмом', партнерстве, которое 'представляет собой важное оружие в нашей борьбе'.
Джонс, помощник госсекретаря по Европе и Евразии, представила свою оценку двусторонних отношений по состоянию на начало второго президентского мандата Владимира Путина.
Она сказала, что был достигнут 'значительный прогресс по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес', таких как ядерные программы Ирана и Северной Кореи, а также угроза самолетам вследствие широкого распространения ПЗРК (переносных зенитно-ракетных комплексов).
Политика США в отношении России 'в будущем, как и в настоящем, должна быть направлена на сближение', - сказала Джонс. Соединенные Штаты 'также должны сближаться с Россией по основным вопросам, оказывающим отрицательное влияние на регионы мира. У России все еще есть многое, что она бы могла предложить на дипломатическом фронте, в отношении знаний и доступа к различным частям мира, особенно к тем местам, где мы находимся в сравнительно менее выгодных условиях'.
Джонс признает, что в России существуют 'некоторые нарушения' в области прав человека, законности, свободы слова, собрания и вероисповедания, а также демократии.
'В частности, практика официального давления на журналистов и независимые средства массовой информации, нарушения во время выборов в Думу (по заявлениям ОБСЕ - Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе), упущенные возможности референдума и президентских выборов, прошедших в прошлом году в Чечне, а также арест и длительное предварительное содержание под стражей Михаила Ходорковского поднимают вопрос о серьезности и энергичности стремления России к демократии и законности', - сказала она.
Однако относительного будущего демократии в России Джонс призвала к терпению: 'Мы хотим, чтобы Россия стала страной с развитой демократией, но нам нужно запастись терпением. Когда же Россия станет демократией в полном смысле этого слова, это произойдет только потому, что ее построили сами русские. Соединенные Штаты могут помочь, и они уже многое сделали в этом направлении. Однако иностранцы не могут построить демократию в России. Это могут сделать только русские'.
Комментарии Джонс по специальным вопросам включали:
- Распространение вооружений: Россия разделяет основную цель США, которая заключается 'в ограничении распространения оружия массового поражения и средств его доставки, а также сотрудничает с нами в той степени, в которой ранее это было невозможно. . . Хотя и сохраняются некоторые разногласия по вопросам ядерных программ Ирана и Северной Кореи (КНДР), мы достигли более чем удовлетворительного уровня сотрудничества с Москвой по этим проблемам'.
- Иран: Соединенные Штаты 'сейчас интенсивно сотрудничают с Россией и другими партнерами по МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), чтобы заставить Иран привести свои ядерные программы в соответствие с требованиями МАГАТЭ. Несмотря на то, что еще остаются некоторые разногласия между нами и Россией по поводу иранской ядерной программы, Российская Федерация более серьезно смотрит на эту проблему, и наши позиции сближаются'.
- Северная Корея: 'Россия играет продуктивную роль в процессе организации и проведения шестисторонних переговоров, направленных на обеспечение полного, проверяемого и необратимого прекращения ядерной программы КНДР'.
- Ближний Восток: 'В качестве члена 'четверки' по обеспечению мирного процесса на Ближнем Востоке (которая также включает Европейский союз, Соединенные Штаты и Организацию Объединенных Наций), Россия является важным партнером, использующим свое влияние и связи на Ближнем Востоке, которые хорошо дополняют наши. Мы проводим консультации с Россией относительно расширенной ближневосточной инициативы президента, основные цели которой - продвижение демократии и содействие процветанию Ближнего Востока - они поддерживают, хотя у них, естественно, есть . . . много вопросов'.
- Совет Россия-НАТО: 'Совет Россия-НАТО все еще имеет огромный неиспользованный потенциал, и мы будем расширять наше сотрудничество в таких ключевых областях, как борьба с терроризмом, планирование по вопросам гражданской обороны, противоракетная оборона и использование воздушного пространства европейского континента'.
- Евразия: 'Соединенные Штаты признают законные интересы России в Евразии, основанные на географическом, экономическом и историческом факторах. Мы поддерживаем наличие добрых отношений между Россией и ее соседями и не желаем состязаться с Россией в рамках новой 'Большой игры'. . . Однако мы также рассчитываем, что Россия будет уважать суверенитет и независимость других бывших советских республик'.
- Грузия: 'В настоящее время США призывают обе стороны прийти к соглашению относительно плана вывода российских войск из баз на территории Грузии. . . Подход России к этим переговорам будет служить первым индикатором того, как она намерена взаимодействовать с новым грузинским руководством'.
- Чечня: 'Соединенные Штаты сожалеют об отсутствии процесса политического урегулирования и вновь призывают . . . все стороны этого все более бессмысленного конфликта прекратить боевые действия и начать работу над восстановлением чеченского общества. Время для мира и примирения в Чечне уже давно пришло'.
- Экономическая реформа: 'Имея сильную поддержку населения и значительное большинство в Думе, президент Путин располагает всем необходимым для проведения реальных экономических реформ. . . Налицо прямая связь между интеграцией России в мировую торговую систему и внутренними реформами. Законность, соблюдение обязательств по контрактам, независимость и эффективность судебной системы и обуздание коррупции в правительстве - все это необходимо России для того, чтобы стать главным адресатом инвестиций'.
Далее следует текст ее выступления:
----------------------------------------------------------
Вашингтон, округ Колумбия
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ США И РОССИЕЙ ВО ВТОРОЙ СРОК ПУТИНА
A. Элизабет Джонс, помощник госсекретаря по Европе и Евразии
Выступление перед комитетом Палаты представителей по международным делам
Г-н председатель, члены комитета, я рада, что мне представилась возможность обсудить с вами текущее состояние российско-американских отношений и перспективы их развития. Не проходит и дня, чтобы мы с вами так или иначе не уделяли внимания различным аспектам этих важных отношений. Однако поводов, по которым можно рассмотреть эти отношения серьезно и в совокупности до удивительного мало. Я особенно ценю возможность поделиться с вами своими мыслями по поводу состояния наших отношений на текущий момент и в каком направлении они развиваются, а также услышать ваши вопросы и комментарии. Время выбрано не случайно. Выборы президента России прошли, прояснились и очертания нового правительства России.
Позвольте мне начать с краткой оценки текущего состояния дел. Как я уже докладывала вашему подкомитету по Европе в начале месяца, мы достигли значительного прогресса по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес. Легко, но недальновидно воспринимать на слово наиболее значительное достижение последнего десятилетия: мы в значительной степени сократили угрозу всемирного ядерного уничтожения. Российские и американские ракеты более не нацелены друг на друга. Вместо этого, проводится ценная работа по значительному сокращению стратегических арсеналов, чтобы обезопасить ядерное и другое оружие массового поражения на территории бывшего Советского Союза и развивать сотрудничество в области нераспространения ядерного и другого ОМП (оружия массового поражения). На мой взгляд, не существует более значимой области сотрудничества между Вашингтоном и Москвой, и эти совместные усилия, получившие мощную поддержку Конгресса, должны быть продолжены.
Со времени трагических событий 11 сентября наше восприятие новых угроз американской безопасности и безопасности наших друзей и союзников обострилось и обрело ясность. Тот факт, что президент Путин был первым из лидеров мировых держав, кто позвонил президенту Бушу в тот ужасный день, широко комментировался. После этого Россия и Соединенные Штаты стали близкими партнерами в борьбе против всемирного терроризма. Еще десятилетие назад нельзя было представить, что Соединенные Штаты и Россия будут обмениваться ценной разведывательной информацией по террористам и террористическим группировкам, однако сегодня мы это делаем. Хотя еще многое надо сделать для того, чтобы бичу терроризма не было места в нашей жизни, и здесь наше сотрудничество с Россией в этой области - важное оружие.
Поскольку перспектива того, что в руках террористов окажется оружие массового поражения, является столь ужасающей, мы делаем все возможное, чтобы эта угроза не стала реальностью. Россия разделяет нашу базовую цель, которая заключается в ограничении распространения оружия массового поражения и средств его доставки, а также сотрудничает с нами на таком уровне, на котором прежде это было невозможно. Россия играет конструктивную роль в международных форумах, таких как 'Большая восьмерка', форуме по экономическому сотрудничеству в азиатско-тихоокеанском регионе и соглашения Вассенаар. Россия также тесно с нами сотрудничает в вопросе борьбы с угрозой самолетам вследствие широкого распространения ПЗРК. Хотя между нами и сохраняются некоторые разногласия в отношении ядерных программ Ирана и Северной Кореи (КНДР), мы достигли более чем удовлетворительного уровня сотрудничества с Москвой по этим проблемам.
Позвольте мне остановиться на этом подробнее.
Наш диалог с Москвой по вопросам ядерных программ Ирана стал более плодотворным, чем год назад, когда получили подтверждение данные о его ядерной программе. Мы сейчас интенсивно сотрудничаем с Россией и другими партнерами по МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), чтобы заставить Иран привести свои ядерные программы в соответствие с требованиями МАГАТЭ. Несмотря на то, что еще остаются некоторые разногласия между нами и Россией по поводу иранской ядерной программы, Российская Федерация более серьезно смотрит на эту проблему, и наши позиции сближаются. Российская гражданская ядерная промышленность рассматривает проект строительства реактора в Бушере как важный источник дохода. Мы это понимаем, но будем продолжать призывать Россию приостановить дальнейшее сотрудничество с Ираном в области ядерной энергетики, пока не станет ясно, что Иран готов отказаться от обогащения и переработки урана.
По Северной Корее я рада сообщить, что Россия играет продуктивную роль в процессе организации и проведения шестисторонних переговоров, направленных на обеспечение полного, проверяемого и необратимого прекращения ядерной программы КНДР. Москва имеет определенное влияние на Пхеньян, и это уникально. Мы будем продолжать призывать Россию использовать это влияние для обеспечения уничтожения ядерного оружия на Корейском полуострове.
Вместе с Россией мы думаем о том, как она смогла бы сыграть конструктивную роль в рамках поддержки инициативы президента по контролю за распространением (President's Proliferation Security Initiative/PSI), включая возможное членство в основной группе. Россия с пониманием отнеслась к концепции практического сотрудничества по недопущению незаконных поставок ОМП.
Еще одной сферой сотрудничества - космос. С момента катастрофы шаттла 'Колумбия' российские ракетоносители доставляют грузы для поддержания работы Международной космической станции. В свете будущих задач в космосе мы считаем, что продолжение нашего сотрудничества и объединенные средства, технология и опыт России и Соединенных Штатов послужит на благо обеих стран и ускорит освоение космоса.
Наше международное сотрудничество с Российской Федерацией ни в коем случае не ограничивается вопросами контроля над вооружениями и его нераспространения. По некоторым геополитическим вопросам, например, на Ближнем Востоке и в Средней Азии, мы и Россия идем в одном направлении, несмотря на определенные расхождения во взглядах и тактике.
В качестве члена 'четверки' по обеспечению мирного процесса на Ближнем Востоке, Россия является важным партнером, использующим свое влияние и связи на Ближнем Востоке, которые хорошо дополняют наши. Мы проводим консультации с Россией относительно расширенной ближневосточной инициативы президента, основные цели которой - продвижение демократии и содействие процветанию Ближнего Востока - они поддерживают, хотя учитывая ее длительный и порой трагический опыт в этой части земного шара, у них, естественно, есть много вопросов.
Откладывая в сторону прошлогодние разногласия по поводу Ирака, Россия выразила желание работать с Соединенными Штатами и нашими партнерами по коалиции в деле восстановлении стабильности в Ираке и помогать в восстановлении этой страны. Во время своего визита в Москву в конце января госсекретарь Пауэлл обсудил с российскими лидерами, каким образом ООН могла бы играть более существенную роль в процессе восстановления суверенитета в Ираке. Россия выступает за главенствующую роль ООН, включая помощь в написании новой конституции, подготовке нового законодательства и создании новой системы выборов.
Россия еще не пообещала Ираку широкую экономическую помощь, но российские компании горят желанием оказать ее на коммерческих условиях и уже работают в этом направлении по контрактам, заключенным в рамках программы 'нефть в обмен на продовольствие' в объеме около двух миллиардов долларов. Мы заверили российских лидеров, что приветствуем участие российских компаний в американских тендерах на субподряды. Москва также выразила готовность, в соответствии с меморандумом о взаимопонимании с Парижским клубом, сократить иракский долг со времен Советского Союза, который составляет около 8 миллиардов долларов.
В период после 11 сентября интересы России и США больше всего пересекались, наверное, в Афганистане, где их совместные действия были наиболее слаженными. Уже до 11 сентября мы были партнерами по Афганской рабочей группе. Сегодня мы продолжаем дискуссию в отношении перспектив сотрудничества в рамках контртеррористической рабочей группы. За несколько недель до начала военных действий США в Афганистане президент Путин использовал свои скрытые рычаги для обеспечения доступа США на базы в Средней Азии.
Мы сотрудничаем с Россией в деле стабилизации ситуации в Афганистане путем поставок оружия национальной армии Афганистана, местной полиции и пограничникам. Мы предлагаем России простить Афганистану долги и предоставить его правительству данные геологических исследований, проведенных еще в советский период. Мы разделяем растущую озабоченность России ростом оборота наркотиков афганского производства, и работаем с Великобританией, возглавляющей борьбу с этой проблемой, в области повышения эффективности программ по борьбе с распространением наркотиков, включая уничтожение посевов опийного мака и замену его другими сельскохозяйственными культурами. Так как в данном регионе у России есть контингент пограничных войск, она может оказать поддержку по блокированию потока наркотиков в Среднюю Азию и Европу. НАТО приняла предложение России, согласно которому последняя разрешает транзитные перелеты авиации над своей территорией.
Мы усиленно работаем по развитию партнерских отношений НАТО с Россией. Совет Россия-НАТО существует всего лишь два года. Однако отношения между субъектами уже вышли на новый уровень. Россия теперь взаимодействует с союзниками по НАТО на равноправной основе, обсуждая конкретные программы по развитию сотрудничества и вопросы безопасности, но у нее нет права вето в отношении решений НАТО. Мне бы хотелось особо выделить программу по развитию сотрудничества между НАТО и Россией в сфере военных отношений, которая закладывает фундамент для возможных совместных военных действий в будущем. С мая прошлого года министерство обороны России приняло участие в выполнении 80% задач по взаимодействию, поставленных главным штабом союзных войск НАТО в Европе (ГШСВЕ). Ведутся работы по организации российского отделения по военному взаимодействию в ГШСВЕ и по подготовке соглашения с Россией о статусе войск. Это всего лишь первые шаги в направлении действительного сотрудничества в области безопасности между НАТО и Россией.
Совет Россия-НАТО все еще имеет огромный неиспользованный потенциал, и мы будет расширять наше сотрудничество в таких ключевых областях, как борьба с терроризмом, планирование по вопросам гражданской обороны, противоракетная оборона и использование воздушного пространства европейского континента.
Число стран НАТО скоро увеличится за счет семи стран, некоторые из которых граничат с Российской Федерацией. Новой задачей НАТО является противостояние новым угрозам безопасности, а не поддержание конфронтации времен 'Холодной войны'. Мы дали ясно понять России, что НАТО не является для нее угрозой. Действительно, мы проводим консультации с Россией по вопросам осуществляющегося в настоящее время глобального пересмотра нашей военной доктрины, чтобы Россия поняла, что его цель - поиск эффективных путей по противостоянию новым угрозам, а не окружение России. Принимая во внимание новые угрозы нашей общей безопасности, нам нужны более легкие и мобильные войска, а не продолжение экспансии на Восток силами военных контингентов, размещенных там со времен 'Холодной войны'.
Россия и постсоветское пространство
Соединенные Штаты признают законные интересы России в Евразии, основанные на географическом, экономическом и историческом факторах. Мы поддерживаем наличие добрых отношений между Россией и ее соседями, и мы не желаем состязаться с Россией в новой версии 'Большой игры'. В действительности, мы надеемся найти пути для сотрудничества путем решения определенных проблем этого региона. Однако мы также рассчитываем, что Россия будет уважать суверенитет и независимость других бывших советских республик.
Развитие некоторых событий в последние несколько месяцев усилило озабоченность в этом отношении. Россия стала избирательно подходить к своим отношениям со многими странами, которые раньше входили в Советский Союз. Давление, оказанное на Грузию через сепаратистские режимы, односторонние усилия по решению конфликта в Приднестровье, а также резкие высказывания в адрес некоторых прибалтийских стран вызывают озабоченность, и не только в Вашингтоне: наши европейские союзники также заметили избирательное поведение России в регионе, который скоро тоже станет ближайшим зарубежьем Европейского союза. Мы до сих пор ломаем голову над размолвкой с Украиной, произошедшей осенью прошлого года по вопросу острова Тузла и Керченского пролива.
Госсекретарь Пауэлл, указав на то, что мы стоим за укрепление партнерства с Россией, поднял эти вопросы в беседе с лидерами России в конце января. Он подчеркнул, что мы предпочитаем сотрудничать, а не состязаться с Россией на постсоветском пространстве. Наша политика и цели в Евразии направлены на оказание содействия при проведении экономических, политических и военных реформ, на стимулирование развития демократии и гражданского общества, а также на принятие мер для того, чтобы люди этого региона стали процветающими и стабильными партнерами. Это задача, решение которой, как мы надеемся, как в наших, так и в российских интересах.
Российские лидеры, с которыми беседовал госсекретарь Пауэлл, четко и ясно поняли смысл его высказываний. По некоторым вопросам они тут же высказали свою позицию. Например, они подчеркнули, что полностью признают суверенитет Грузии и ее территориальную целостность. Мы надеемся, что российско-грузинские отношения сейчас имеют возможность пойти по пути улучшения. Вновь избранный президент Грузии Саакашвили пригласил президента Путина посетить Тбилиси осенью и подписать российско-грузинское рамочное соглашение о сотрудничестве, которое должно быть подготовлено к тому времени. В настоящее время мы призываем обе стороны прийти к соглашению относительно плана вывода российских войск с баз на территории Грузии в соответствии с обязательствами России, принятыми ею в Стамбуле в 1999 году. Подход России к этим переговорам будет служить первым индикатором того, как она намерена взаимодействовать с новым грузинским руководством.
Еще одной проблемой, которую госсекретарь обсуждал в Москве, является сепаратистский конфликт в Молдове. После наших расхождений по этой проблеме осенью прошлого года, когда Кремль попытался выработать решение самостоятельно, а не в рамках существующей процедуры ОБСЕ, теперь мы работаем над возвращением процесса решения оставшихся вопросов в нормальное русло, включая вопросы возвращения вооружений и боевой техники, находящейся в Приднестровье, в Россию и завершение вывода российских войск в соответствии со стамбульскими договоренностями 1999 года. Через несколько дней мы будем проводить двусторонние консультации с русскими и надеемся, что вскоре возобновятся официальные переговоры по достижению соглашения под эгидой ОБСЕ. В этом отношении следует отметить, что Россия имеет значительное влияние на руководство Приднестровья, которое Москва могла бы использовать для ускорения вывода своих войск и достижения политического соглашения.
Развитие событий внутри России
Американская общественность давно питает интерес к развитию событий в России. Частично потому, что многие граждане США являются выходцами той части света, частично из-за повышенного внимания к Советскому Союзу во время 'Холодной войны', а также потому, что мы столько много инвестировали в Россию после падения коммунизма. Американцы неподдельно интересуются судьбой прав человека, законности, свободы слова, собраний и вероисповедания, а также демократии в России. В наших же интересах, но в первую очередь в интересах самих граждан России, увидеть действие политических реформ. Однако именно в этой чувствительной и важной области мы наблюдаем некоторые проблемы.
В частности, практика официального давления на журналистов и независимые средства массовой информации, нарушения при выборах в Думу (по заявлениям ОБСЕ), неиспользованные возможности для референдума и президентских выборов, прошедших в прошлом году в Чечне, а также арест и длительное предварительное содержание под стражей Михаила Ходорковского поднимают вопрос о серьезности и энергичности стремления России к демократии и законности. Продолжают поступать сообщения о насилии и нарушении прав человека в Чечне, несмотря на практически полное отсутствие информации из этой несчастной и разрываемой войной российской провинции. Также продолжается поток сообщений о нераскрытых преступлениях, связанных с насилием - от терроризма до покушений - и преступлений против иностранцев, которые расследуются следственными и правоохранительными органами без должной энергии. Все эти факторы заставляют нас задуматься.
Мы желаем России и россиянам только добра. Мы бы хотели расширять и углублять наше партнерство. Но, как отметил госсекретарь Пауэлл в статье, опубликованной в 'Известиях' во время своего январского визита в Москву, качество сотрудничества между любыми двумя странами зависит от конвергенции основных принципов, пользующихся широкой поддержкой в обществе. Без таких общих принципов наши отношения не реализуют свой потенциал.
Позвольте мне сказать несколько слов о наиболее сложном вопросе, о Чечне. Мы сочувствуем России, что касается терактов, которые ей пришлось пережить, вспомним хотя бы взрыв бомбы в московском метро в феврале этого года. Мы признаем право России защищать себя от терроризма, равно как и ее территориальную целостность. Мы не поддерживаем чеченский сепаратизм. Ничто не может оправдать акты террора, будь то в России или где-нибудь еще на Земле, и мы осуждаем эти акты всегда и везде. В то же время, мы опасаемся, что непрекращающееся насилие в Чечне подпитывается продолжающимися нарушениями прав человека со стороны российских федеральных войск и местных сил безопасности. Последние не могут быть оправданы ни нарушениями, ни даже терактами, совершенными другой стороной. Мы не приуменьшаем сложности поиска путей для прекращения там военных действий. Но все хорошо в меру. Слишком много крови было пролито в Чечне.
Несмотря на постоянные заверения в том, что ситуация в Чечне нормализуется, мы продолжаем слышать о том, что убийства продолжаются и что повседневная жизнь омрачена насилием или угрозой его применения. Мы сожалеем об отсутствии процесса политического урегулирования. Как бы нам хотелось оказаться неправыми, но мы не верим, что правительство Кадырова может похвастаться необходимой легитимностью и доверием со стороны чеченского народа для поисков политического решения. В течение последних четырех лет перестрелки усиливались весной. Перед наступлением весны мы вновь призвали все стороны этого все более бессмысленного конфликта прекратить боевые действия и начать работу над возрождением чеченского общества. Время для мира и примирения в Чечне уже давно пришло.
В экономической сфере наше сотрудничество с Россией постоянно углубляется, хотя и не без проблем, и достигло максимально возможного уровня. Наше сотрудничество широко и разнообразно, оно уже привело к установлению тесных отношений между коммерческими предприятиями и учреждениями наших стран. Торговля, инвестиции и другие коммерческие связи важны, если российская экономика хочет быть полностью интегрированной в международный рынок. Всесторонний экономический рост важен и для развития небольшой, но быстро растущей прослойки среднего класса, развитие которой важно для укрепления демократии и становления гражданского общества в России.
Российская экономика, стимулируемая высокими ценами на нефть, продемонстрировала неплохой прирост в 6,7% в 2003 году. Государственный бюджет выполняется с профицитом, создан стабилизационный фонд для сглаживания колебаний цен на нефть, а устойчивый баланс выплат и хорошо отлаженная налоговая политика усилили доверие инвесторов. К тому же, налицо рост в потребительском секторе, так как реальные доходы в 2003 году выросли приблизительно на 14%.
В 2003 году правительство России продолжало экономические реформы, приняв законы, связанные с вступлением во Всемирную торговую организацию, включая новый Таможенный кодекс, закон о защите вкладов, пенсионную реформу и реструктуризацию энергосетей и железнодорожного транспорта.
Однако президент Путин и его новое правительство понимают, что России еще предстоит провести главные экономические реформы. Новый премьер-министр Михаил Фрадков имеет репутацию жесткого эксперта по торговле. Среди министров его кабинета есть известные реформаторы, чья сила окрепла в урезанном аппарате правительства. Имея уверенную поддержку населения и значительное большинство в Думе, президент Путин имеет все необходимое для проведения реальных экономических реформ. Российские и иностранные бизнесмены и инвесторы с нетерпением ждут программу таких реформ.
Мы поддерживаем продолжающиеся в России экономические реформы, включая ее желание вступить в ВТО. Налицо прямая связь между интеграцией России в мировую торговую систему и внутренними реформами. Законность, соблюдение обязательств по контрактам, независимость и эффективность судебной системы и обуздание коррупции в правительстве - все это необходимо России для того, чтобы стать главным адресатом инвестиций. Прискорбно, что инвестиции США в Россию меньше, чем они могли бы быть. И причины этому вполне ясны: коррупция чиновников, сомнения относительно качества правосудия в российских судах, несоблюдение обязательств по контрактам, непредсказуемость налоговой системы, чрезмерная бюрократия и отсутствие прозрачности. Мы надеемся, что новому правительству удастся решить все эти проблемы.
Российский энергетический сектор - большая надежда для России и всего мира. Добыча нефти в России в 2003 году выросла на 11 процентов по сравнению с показателями 2002 года и составила 8,45 миллиона баррелей в день, уступая лишь Саудовской Аравии. Экспорт нефти также вырос почти до 4,65 миллиона баррелей в день, но пропускная способность трубопровода снижает рост экспорта. Экспорт российского газа также принес большие доходы. При поощрении выхода России на мировые энергетические рынки с большим количеством энергоносителей усиливается защищенность мировых энергосистем путем диверсификации каналов поставок.
Однако такое сотрудничество должно проходить на коммерческой основе и с пониманием геополитических преимуществ, включая стабильность в регионе, которая приходит вместе с таким сотрудничеством. Не только государственный контроль, в отличие от регулирования, для которого характерны манипуляции ради достижения геостратегических целей, но и те страны, которые обновляют свой энергетический сектор с ориентацией на свободный рынок, получат глобальные выгоды.
Мы надеемся, что Россия проведет всеобъемлющие рыночные реформы в нефтяном и газовом секторах. Принимая во внимание грядущий газовый кризис, который нам грозит в Северной Америке, мы рассчитываем, что в случае если Россия сможет экспортировать жидкий природный газ, она найдет хороший рынок сбыта в Соединенных Штатах. Успех таких проектов будет в большей степени зависеть от готовности России создать устойчивый инвестиционный климат и ее открытости конкуренции, которая усилит приток инвестиций в этот сектор. Правительство США и ведущие международные энергетические компании ждут ясного сигнала от России о том, что иностранные инвестиции в разработку ее энергоресурсов приветствуются.
Ни одно обсуждение американо-российских отношений не будет полным без упоминания контактов между народами. Когда госсекретарь Пауэлл был с визитом в Москве в конце января, он встретился с выпускниками многих программ по обмену студентами, которые проводились после падения коммунизма. На сегодняшний момент около пятидесяти тысяч россиян посетили Соединенные Штаты по обмену за счет приглашающей стороны, и это один из самых ярких факторов наших долгосрочных взаимоотношений. Например, новый вице-премьер Александр Жуков, изучал менеджмент в Гарварде в начале 1990-х годов.
Однако эта картина не безоблачна. Наша цель - надежная граница и открытые двери. Однако более строгие меры по выдачи виз, введенные законами США о гражданстве, усилении безопасности границы и въездной визе, а также другие регулирующие изменения, направленные на усиление безопасности границы, вызывают озабоченность, так как некоторым российским бизнесменам, ученым и студентам приходится иметь дело с задержками в получении виз.
Недавно мы провели консульские переговоры с российскими экспертами, целью которых было максимальное упрощение процедур и приближение ожидаемого к действительному. В тех редких случаях, когда необходимо сканирование, эта процедура выполняется быстрее и более предсказуемо, чем это было сразу после 11 сентября. Консульский отдел сейчас разрабатывает электронную систему, при помощи которой будет упрощена связь с компетентными инстанциями для дальнейшей оптимизации процедуры выдачи виз. В отдаленных частях России, находящихся на значительном расстоянии от наших консульств в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке, мы создали виртуальные консульства, призванные предоставить потенциальным туристам информацию относительно обязательных процедур регистрации, а также способствовать их правильному пониманию.
Еще одно негативное явление последних лет это торговля людьми. За последний год российское правительство усилило борьбу с этой всемирной проблемой. В октябре президент Путин призвал российские правоохранительные органы использовать все законные средства и возможности для борьбы с этим злом, а вскоре после этого Дума единогласно приняла поправки к Уголовному кодексу, которые делают торговлю людьми уголовно наказуемым деянием и ужесточают уголовную ответственность за сопутствующие действия, такие как детская порнография. Многое еще надо сделать для оказания помощи жертвам и их защиты. Во время своего визита в Москву госсекретарь Пауэлл посетил американо-российскую конференцию, посвященную торговле людьми, на которой он вновь заявил о готовности Соединенных Штатов работать вместе с Россией по борьбе с торговцами и по спасению и реабилитации жертв.
Будущее российско-американских отношений
Нелегко говорить о будущем таких сложных взаимоотношений, которые мы сейчас имеем с Российской Федерацией. Однако позвольте мне рискнуть высказать свои предположения.
Я считаю, что мы находимся на парильном пути в наших отношениях с Россией, хотя этот путь и не такой ровный и имеет свои недостатки. Мы планомерно перешли от отношений, основанных на конфронтации, к отношениям, базирующимся на сотрудничестве в разных областях. Многое еще необходимо сделать для устранения барьеров на пути более тесного сотрудничества, отмены устаревшего законодательства или внесения в него поправок, устранения мелких помех в повседневных отношениях. Некоторые стереотипы и привычки времен 'Холодной войны' все еще имеют место в обеих странах. Это не должно нас удивлять. После 70 лет 'холодной войны' было бы удивительно, если бы этого не было. Все же наши взаимные интересы перевешивают наши разногласия, а наши отношения имеют огромный потенциал. Одна из основных проблем сейчас, когда мы расширяем наше сотрудничество там, где у нас существует отлаженная обратная связь, это поиск путей более успешного решения более сложных актуальных вопросов.
Российско-американские отношения сейчас уже намного шире, чем когда-либо со времен окончания Второй мировой войны. Однако правительства обеих стран все еще играют в них важную роль, и мы всерьез воспринимаем нашу ответственность за создание условий для процветания наших двусторонних отношений. Во время встречи в Кэмп-Дэвиде в сентябре прошлого года - я намеренно не называю ее саммитом, поскольку такие встречи стали обычными - оба президента пришли к соглашению относительно списка задач, требующих решения. Туда вошел широкий спектр вопросов от торговли сельскохозяйственной продукцией до введения более эффективной защиты прав интеллектуальной собственности, от консультаций по региональным проблемам, таким как Афганистан, до установления более тесного сотрудничества в области нераспространения оружия массового поражения.
Наша политика в отношении России в будущем, как и в настоящем, должна быть направлена на сближение. Мы сотрудничаем с Россией экономически, к нам идут инвестиции из России. Вспоминается случай, когда две тысячи рабочих мест в Мичигане были спасены, благодаря покупке российской компанией фирмы Rouge Industries, которая раньше входила в состав исторического комплекса Rouge River Генри Форда. Теперь в конце Пенсильвания авеню в Джорджтауне стоит автозаправочная станция компании 'Лукойл'. Со временем и при условии, что реформы, которые, как мы надеемся, проведет новое правительство, наши экономические связи с Россией вырастут. Расширение коммерческих и инвестиционных связей в интересах обоих обществ, и оно придаст большую стабильность взаимоотношениям в целом.
Мы также должны сближаться с Россией по основным вопросам, оказывающим отрицательное влияние на мир в целом. У России все еще есть многое, что она бы могла предложить на дипломатическом фронте, что касается знаний и доступа к различным частям мира, особенно к тем местам, где мы находимся в сравнительно менее выгодных условиях. В той мере, в которой мы сможем сотрудничать для взаимной вы