С самого 11 сентября 2001 года многие говорят, что Америка ведет войну за умы и сердца умеренных арабов, но волна антиамериканизма, поднимающаяся в мире в последнее время, может поглотить ту 'мягкую' и привлекательную силу, без которой Америке не выиграть эту войну.
Сила - это способность влиять на других. Существует три пути это влияние на других оказывать: грозить кнутом, манить пряником или обещать распространение своих ценностей и культуры. При этом 'мягкая сила' как способность привлекать к себе других экономит массу денег и спасает человеческие жизни.
Несмотря на то, что Ирак сегодня погряз в насилии, мягкая сила необходима Соединенным Штатам не менее, чем жесткая сила оружия, если они хотят добиться успеха в этой стране, да и на всем Ближнем Востоке. Как показали события прошлого года, жесткая военная сила - это не более чем частичное решение проблемы. Соединенные Штаты только частью выиграли 'холодную войну' с Советским Союзом силой оружия, которое сдерживало советскую агрессию. Вторую половину обеспечивала мягкая сила - программы международного обмена и радиотрансляции, через которые за железный занавес проникали американские ценности.
Возможно, преувеличенный ажиотаж по поводу наличия оружия массового поражения у Саддама Хусейна и его участия в событиях 11 сентября и помог правительству мобилизовать общественное мнение Соединенных Штатов на поддержку войны с Ираком, но последовавшее разоблачение того, что ажиотаж был все-таки преувеличен, нанесло серьезный удар по доверию к Америке и Великобритании. Сейчас мягкая составляющая как никогда более важна, чем жесткая.
По данным последних опросов общественного мнения, Америка в большой степени потеряла способность привлекать, особенно среди жителей исламского мира. Даже в таких вроде бы дружелюбно настроенных странах, как Иордания и Пакистан, большее количество людей доверяет Усаме бен Ладену, чем Джорджу Бушу. И тот факт, что Усама бен Ладен может вызывать доверие, ясно показывает, насколько эффективно он использует свою мягкую силу.
Поскольку в войне с террором умеренный лагерь исламской цивилизации бьется с радикальным, успешное использование мягкой силы фундаменталистами не может не вызывать тревоги, и нельзя игнорировать этот сигнал: американцам и всем остальным необходимо найти более подходящие пути применения своей мягкой силы, которые могли бы привлечь умеренный ислам. Соединенным Штатам нужно радикально увеличить расходы на публичную дипломатию в мусульманском мире.
В 1963 году Эдвард Р. Марроу (Edward R. Murrow), знаменитый радиоведущий, который в правительстве президента Кеннеди занимал пост директора ЮСИА (Информационное агентство Соединенных Штатов), определил публичную дипломатию как взаимодействие не только с иностранными правительствами, но и с общественными организациями, и частными лицами. В ней должны быть представлены не только взгляды правительства, но и разнообразные частные точки зрения.
Скептики, которые полагают, что 'публичная дипломатия' - простой эвфемизм для радиопропаганды, не понимают самого главного. Простая пропаганда обычно не вызывает доверия и может быть даже контрпродуктивной, и публичная дипломатия не должна сводиться к проведению простых пиар-кампаний. Да, она предполагает постоянное структурирование информации и формирование положительного имиджа, но ее неотъемлемой частью также является создание положительной среды для проведения политических решений.
Во-первых, Америке необходимо более оперативно реагировать на происходящие события и самой управлять их интерпретацией. Шаги в правильном направлении уже сделаны - это новые радиостанции, вещающие на арабском: 'Радио Сава' (Radio Sawa) и 'Аль-Хурра' (al-Hurra), в которых новости дут вперемешку с популярной музыкой, но американцам нужно также более эффективно проводить работу с новостными СМИ арабских стран - такими, как 'Аль-Джазира'.
Во-вторых, Соединенным Штатам надо разработать стратегические материалы, в которых их государственная политика будет излагаться более понятно и с более плотной привязкой к системе ценностей умеренных мусульман. Например, на обвинения в том, что Америка равнодушно взирает на смерти мусульман, можно отвечать, что именно жизни мусульманского населения спасло вмешательство США в Боснии и Косово.
Как сказал Уильям Бернс (William Burns), помощник Государственного секретаря (США - пер.) по делам Ближнего Востока, демократические изменения должны быть увязаны с 'более широким спектром политических вопросов для данного региона, с восстановлением Ирака, выполнением плана Джорджа Буша по решению палестино-израильской проблемы с формированием палестинского государства, и модернизацией экономик арабских стран'.
Понятно, что привлечь в свой лагерь террористов, кричащих о священной войне, вряд ли удастся. С ними Соединенным Штатам придется действовать жестко, но для завоевания умов большинства без использования мягкой силы просто не обойтись.
США и их союзники также должны разработать долгосрочную стратегию культурных и образовательных обменов, которая бы развивала в странах Ближнего Востока более обеспеченное и открытое гражданское общество. Лучше всего привлечь других на сторону Америки могут не сами американцы, а местные люди, которые побывали в Америке и понимают как ее преимущества, так и ее недостатки. Так что визовая политика, в результате которой в США снизилось число студентов из мусульманских стран, может принести больше плохого, чем хорошего.
Огромная работа по развитию открытого гражданского общества может быть возложена не только на правительство, но и на деловые круги, а также различные фонды, университеты и другие некоммерческие организации. Компании и фонды могут предоставить технологии, необходимые для модернизации образовательных систем в арабских странах. Университеты Соединенных Штатов могли бы организовать больше программ международного обмена студентов и преподавателей. Другие фонды могут поддерживать в мусульманских странах научную американистику и финансировать программы повышения квалификации для журналистов. На правительственном уровне можно поддерживать изучение английского языка.
Долгосрочные стратегии использования 'мягкого' ресурса и создания условий для развития народовластия очень многогранны. Но ни одна из них так и не заработает, если стиль и содержание политики нашей страны не будет соответствовать более широкому пониманию демократии, нежели мы демонстрируем сейчас.
Джозеф С. Най - декан факультета государственного управления им. Кеннеди Гарвардского университета и автор книги 'Мягкая сила: средство достижения успеха в мировой политике (общественных отношениях) Soft Power: The Means to Success in World Politics (PublicAffairs)