Москва, 28 июня 2004 года (UPI). В электронных средствах массовой информации (СМИ) России, как и большинства других стран мира, политически мотивированный кинофильм Майкла Мура (Michael Moore) "Фаренгейт 9/11" (Fahrenheit 9-11) получил широкое освещение. Однако в России фильм Мура стал не просто одним из событий для СМИ: Кремль, исходя из вполне понятного своекорыстия, препарирует его таким образом, чтобы достичь ряда целей своей внутренней и внешней политики.
Имеются свидетельства, что многие россияне собираются посмотреть этот фильм, когда он будет демонстрироваться здесь, хотя весьма сомнительно, что президент Владимир Путин будет присутствовать на общественном просмотре фильма "Фаренгейт 9/11".
Фильм Мура является, если такое вообще возможно, краткой зарисовкой событий, которые происходили непосредственно перед нападениями террористов на Соединенные Штаты 11 сентября 2001 года, равно как и комментарием к бездеятельности администрации Джорджа Буша-младшего (George W. Bush), не сумевшей предотвратить эти нападения, и к последующей ее реакции на них. Однако в России тема "Фаренгейт 9/11" представлена главным образом в связи с продолжающимся военным конфликтом в Ираке и, в некоторой степени, с тем, что видится как бесконечные антитеррористические операции на Северном Кавказе. Кремль нашел несколько путей для использования фильма Мура в интересах препарирования обоих конфликтов с тем, чтобы получить политические преимущества у себя дома и за рубежом.
В последний месяц все сообщения СМИ о фильме Мура в России почти всегда предваряются или сопровождаются пространным освещением в СМИ и комментариями по поводу усиливающегося кризиса безопасности и гражданской трагедии в Ираке. Это освещение, с учетом того, что подавляющее большинство россиян выступает против войны в Ираке, как это ни удивительно, не является последовательно негативным. Очень часто, когда упоминается фильм Мура, вслед за кадрами Буша-младшего на лужайке для гольфа или на рыбалке до и после событий 11 сентября показывают самые последние телевизионные кадры убитых американских военнослужащих, подожженных автомашин и общих страданий гражданского населения. Таким образом, фильм "Фаренгейт 9/11" выставляется не как документальная кинолента конкретного и трагического события в Америке 3 года назад, но скорее как повседневный опыт Америки в Ираке, а также как свидетельство больших трудностей, связанных с борьбой против терроризма.
Однако фильм "Фаренгейт 9/11" представляется в СМИ не просто как подтверждение отношения общественности к войне в Ираке. Россия все еще никак не придет в себя от наглого нападения террористов в Ингушетии на прошлой неделе и от недавнего убийства "назначенного" Кремлем лидера Чечни Ахмада Кадырова. Переданные в эфир телевизионные репортажи об этих террористических нападениях не настолько обширны, как освещение войны в Ираке, но достаточны, чтобы установить связь между этими двумя конфликтами.
Кремль посылает по контролируемому государством телевидению ряд сигналов, микшируя документальный фильм Мура, текущий конфликт в Ираке и природу внутреннего терроризма. Во-первых, явно просматривается комментарий "Я же тебе говорил". Россия предостерегала, что вторжение в Ирак станет проблематичным в лучшем случае. Во-вторых, посредством фильма Мура конфликт в Ираке разъединяет американцев - опять-таки косвенно подтверждая близорукость вторжения в Ирак и являясь эхом расколотого надвое общественного мнения в России по поводу конфликта в Чечне и соседних районах. В-третьих, касательно конфликтов в Чечне и в целом на Северном Кавказе, аудитории навязывается чуть менее прозрачное мнение "Приглашаем в наш мир".
Другое важное сообщение сводится к тому, что война с терроризмом подразумевает не только использование военной силы, но также и комплексную и отнимающую много времени борьбу. Постоянные неудачи России на Северном Кавказе пытаются как-то объяснить крушением надежд Америки в Ираке. Россия по большей части отказывается встревать в иракский конфликт, но с помощью фильма Мура ее собственные потуги на Северном Кавказе облегчают Кремлю задачу возложения вины на террористический экстремизм - обеляя собственные политические инициативы для этого региона. Как минимум, смешав в общую кучу фильм "Фаренгейт 9/11", Ирак и, в данном конкретном случае, Ингушетию, Кремль получает некоторую свободу действий: "Мы, возможно, допустили ошибки, но США ничем не лучше нас".
Фильм Мура, быть может, также играет на руку, пусть и отдаленно, политическим расчетам Путина в отношении борьбы с терроризмом у себя в стране и за ее пределами. Совершенно внезапно Путин заявил, что российские силы безопасности обладали разведывательной информацией о том, что накануне вторжения союзных сил Ирак Саддама Хусейна (Saddam Hussein) в самом деле представлял угрозу для США и их интересов. Никто пока не сумел толково объяснить, почему все-таки Путин сделал это заявление. Однако вполне возможно, что в момент, когда Путин это говорил, он подсознательно думал и о фильме Мура.
Несколько источников, пожелавших остаться неназванными, заявили корреспонденту UPI, что Путин выразил Бушу-младшему озабоченность в связи с негативными комментариями в СМИ относительно его персоны и внутренней политики. Быть может, высказывания Путина были просто выражением солидарности, поскольку он совершенно точно сознавал, что его коллеге в Белом доме приходится не так-то легко в его борьбе с террором дома и за рубежом в надежде выиграть предстоящие президентские выборы.
Майкл Мур своим фильмом "Фаренгейт 9/11" добивается сенсации в СМИ и политического резонанса, на которые он надеялся. Путин, вероятно, этого фильма не увидит. Да ему и не обязательно. По опыту внутренней жизни России он слишком хорошо знает основную политическую сюжетную линию и последствия.