Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сергей Лавров: Реформы усилят значимость ОБСЕ

Подход некоторых государств к работе ОБСЕ все больше основывается на очевидных двойных стандартах

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе была создана как форум для политического диалога и коллективного принятия решений. К ее преимуществам относятся большое количество членов и всесторонний подход к безопасности, основанный на балансе военно-политических, экономических и гуманитарных аспектов. Однако ОБСЕ отошла от своих первоначальных целей и постепенно утрачивает свои сравнительные преимущества. Баланс между тремя аспектами потерян.

Автор статьи - министр иностранных дел Российской Федерации

Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе была создана как форум для политического диалога и коллективного принятия решений. К ее преимуществам относятся большое количество членов и всесторонний подход к безопасности, основанный на балансе военно-политических, экономических и гуманитарных аспектов.

Однако ОБСЕ отошла от своих первоначальных целей и постепенно утрачивает свои сравнительные преимущества. Баланс между тремя аспектами потерян. Налицо стагнация военно-политического сотрудничества. ОБСЕ под различными предлогами откладывает реализацию подписанного в 1999 году Соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе, который имеет важнейшее значение для стабильности и безопасности. Она также не смогла внести значимый вклад в решение экономических проблем. ОБСЕ все больше сосредоточивает свои усилия на гуманитарной сфере деятельности - но в собственной, довольно необычной интерпретации. Работа в данной области сводится к мониторингу политической обстановки в отдельных странах, по странному стечению обстоятельств расположенных 'к востоку от Вены', хотя проблемы существуют не только у них. Это создает еще один - географический - дисбаланс.

К сожалению, подход некоторых государств к работе ОБСЕ все больше основывается на очевидных двойных стандартах. Страны-члены ОБСЕ самовольно поделены на 'наставников' и 'учеников'. Рассматривается как само собой разумеющееся, что первые идеальны по всем параметрам, а вторые, наоборот, ошибаются во всем, что делают. Похоже, что благодаря такой схеме автоматически предопределяется распределение миссий ОБСЕ по странам и вердикты наблюдателей за выборами от ОБСЕ, а также заключения по исследованиям каждого конкретного случая. В результате этого ОБСЕ теряет свой авторитет, она больше не является форумом, объединяющим страны и народы, и начинает все больше способствовать их разделению. Нет сомнений в том, что согласованные в рамках ОБСЕ стандарты и обязательства необходимо строго соблюдать и выполнять. Однако этот процесс соблюдения и выполнения не должен подгоняться под интересы каких бы то ни было отдельных групп государств. Следует принимать во внимание культурные, национальные и иные различия.

С учетом того, что различные европейские структуры дублируют работу друг друга, само выживание ОБСЕ будет зависеть от ее способности извлекать выгоду из своих сравнительных преимуществ. Она должна доказать, что может приносить пользу в области безопасности и сотрудничества между государствами.

Россия предлагает конкретную программу реформирования ОБСЕ, которую поддерживает целый ряд партнеров. Эта программа изложена в заявлении стран-членов Содружества Независимых Государств от 3 июля 2004 года и в их обращении к партнерам по ОБСЕ от 15 сентября. Концепция ОБСЕ должна заключаться в оказании практической помощи всем странам-участницам в деле реализации конкретных проектов в рамках всего круга задач ОБСЕ, а не в назойливых сентенциях, направляемых в адрес отдельных государств. Механизмы ОБСЕ должны служить интересам стран-участниц и помогать в решении их насущных потребностей.

Мы не хотим принизить важность гуманитарного аспекта деятельности ОБСЕ. Его нельзя недооценивать. В этой области существует масса нерешенных задач, и ОБСЕ лучше, чем многие другие органы способна работать в направлении обеспечения свободы перемещения и контактов между людьми. Постоянное внимание следует также уделять защите прав национальных меньшинств в Латвии и Эстонии. Состояние дел в этой области не соответствует общепринятым европейским стандартам.

Что касается наблюдения за выборами, его следует проводить на более прочной основе, сводящей к минимуму опасность того, что на оценки будут оказывать влияние низкие политические интересы. Мы поддерживаем идею выработки общих объективных критериев для оценки избирательного процесса во всех странах ОБСЕ.

Особое значение имеет реформа в самой организации. Регламент должен быть приведен в соответствие с современными требованиями для ликвидации противоречий и серых пятен, чтобы ОБСЕ стала полностью легитимным образованием. Принятие решений должно осуществляться на основе консенсуса, являющегося признаком суверенного равенства всех членов организации и ее демократического характера. Следует восстановить изначальную роль ОБСЕ в военно-политической и экономической областях. Миссии ОБСЕ должны направляться на конкретные проекты по просьбе принимающих стран. Следует пересмотреть составление бюджета ОБСЕ и шкалу взносов стран-членов организации. Они должны быть основаны на принципе платежеспособности и методике Организации Объединенных Наций. Необходимо усовершенствовать правила расходования внебюджетных средств.

В следующем году мы будем отмечать 30-ю годовщину подписания Хельсинкского Акта, приведшего к созданию Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе. Самое время задуматься о будущем этой организации. Хорошую возможность для этого даст предстоящее на будущей неделе заседание совета министров в Софии. Важно найти такие решения, которые повысят роль ОБСЕ в предотвращении возникновения новых линий противоречий в Европе и трансформируют ее в эффективный инструмент, служащий интересам всех членов.