Сделав еще один огромный шаг на пути к цивилизованному либеральному капитализму, Россия недавно начала приватизацию национальной пенсионной системы. Влияние, которое это решение окажет на экономику, общество и политику в страны в долгосрочной перспективе, сложно переоценить. Приватизация даже относительно небольшой части пенсионных отчислений в конечном счете освободит для инвестиций и модернизации миллиарды рублей, которые сейчас обесцениваются в результате инфляции в сейфах российского казначейства и государственных банков. Вслед за продуктовым изобилием, появившимся после падения коммунизма, приватизация пенсий может стать наиболее доступно продемонстрировать преимущества капитализма десяткам миллионов обычных россиян.
Концепция замены 'распределительной' пенсионной системы на другую, с частными сбережениями и инвестициями, была впервые обрисована президентом Борисом Ельциным в 1997 году. Наряду с фиксированной ставкой подоходного налога в размере 13% и приватизацией земли, намерение сделать часть обязательных пенсионных отчислений собственностью работника стало одним из ключевых аспектов рыночных реформ, которые президент Владимир Путин собирался провести во время своего первого срока, в 2000-2004. В феврале 2001 Путин заявил, что 'нынешняя пенсионная система себя изжила', и четыре месяца спустя Дума начала процесс реформ (несмотря на сопротивление коммунистов в своем составе и левых вне парламента). Осенью 2003 механизмы новой частной системы были наконец одобрены.
Неотложность преобразований никогда не ставилась под вопрос. При системе, унаследованной от Советского Союза, все 28% налога на фонд заработной платы, взимаемого с российских работодателей за каждого работника, шли на выплату пенсий 38 миллионам пенсионеров. Но пенсионный фонд испытывал огромный дефицит, и более половины россиян, живущих в бедности, составляли пенсионеры.
Структурные недостатки, унаследованные от советского государства, осложнялись демографическими тенденциями. Российские женщины сейчас рожают меньше детей, а население страны стремительно стареет. Соотношение лиц, получающих зарплату, и пенсионеров за 12 лет сократилось с 2,3 до 1,7. К 2040 году в России может остаться лишь один работающий на каждого пенсионера.
Спасение российских пенсионеров от нищеты, а национального пенсионного фонда от банкротства было одной из главных целей прошлогодней пенсионной реформы. Однако ее авторы также ожидают, что она стимулирует капиталистические инвестиции и рост. Это модернизирует российскую экономику, создаст миллионы новых инвесторов и отучит граждан полагаться на государство. Предоставление десяткам миллионов россиян доли в российском капитализме серьезно способствует политической стабильности и помогает усилить контроль граждан над национальной политикой.
Концепция приватизации пенсий делит обязательный налог на фонд заработной платы (28%) на три части. 'Базовая' часть в размере 14% будет, как и прежде, использоваться для выплаты пенсий нынешним пенсионерам и, когда придет время, для выплаты одинаковой минимальной суммы каждому работнику.
В зависимости от возраста работника вторая, 'застрахованная', часть составляет 8-14% от зарплаты. Эта часть направляется на новые индивидуальные счета, которые в конечном счете заменят 'базовую' пенсию. Ежегодный отчет позволяет трудящимся отслеживать свои накопления.
Наконец, 'накопительная' часть налога становится личной собственностью работника, который может решать, как ее инвестировать. Этот вариант доступен только для тех граждан, кому в 2002 году до пенсии оставалось как минимум десять лет. Чем моложе человек, тем выше 'накопительная' часть - от 0 до 6%.
Те, кто имеет право на накопления, могут остаться в государственной системе. В этом случае правительство переведет их деньги на государственный банковский счет. Или они могут выбрать один из 55 частных инвестиционных фирм, чья деятельность тщательно регламентирована (и чьи результаты ежегодно оцениваются и публикуются в национальной газете). Те, кто не назначает менеджера для личных средств, по умолчанию приписываются к правительственному банку. Раз в год граждане имеют право менять организацию, куда инвестированы их деньги.
Государственный банк может инвестировать средства трудящихся только в правительственные облигации, ипотеки с государственной гарантией, рубли, доллары или евро. Частным менеджерам в дополнение к этим инструментам доступны российские акции, корпоративные облигации и российские и иностранные индексированные фонды акций. Ни одна эмиссия ценных бумаг не может превышать 35% от общего объема инвестированных средств. Есть и другие ограничения, уменьшающие риски.
Из-за неудачной попытки правительства объяснить суть реформы и незнания большинством россиян концепции капиталовложений только 2% трудящихся обратились в частные инвестиционные компании в течение нескольких месяцев после появления этой возможности. Но профессиональные управляющие российскими активами ставят на то, что в конечном итоге значительная часть 37 миллионов работающих россиян последует примеру поляков - после проведения в Польше похожей реформы шесть лет назад 90% доверили часть своей пенсии частным управляющим.
В замысле и проведении российской пенсионной реформы есть много пробелов. Это утверждение применимо практически ко всему, что сейчас делает неоперившееся российское правительство. Тем не менее, эта реформа является серьезным отходом от существовавшей в прошлом полной зависимости от государства. Она превратит миллионы обычных россиян в инвесторов и вполне может стать важным вкладом в будущую политическую стабильность и экономическое развитие.
Леон Арон является директором по российским исследованиям Американского института предпринимательства.