22 ноября 2005 года. Токийский саммит премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi) и президента России Владимира Путина завершился в понедельник только устным подтверждением юридической силы прежних двусторонних соглашений по территориальной проблеме по причине существенных расхождений во мнениях относительно принадлежности четырех островов к северу от Хоккайдо.
Короче, в отношениях между Токио и Москвой сложилась такая ситуация, что нельзя ожидать реального прогресса в давнишнем территориальном споре.
Такой результат был предсказуемым, так как Путин сказал в сентябре, что российский суверенитет над вышеупомянутыми островами подтвержден международным правом.
Под "международным правом", на которое сослался Путин, вероятно, имелись в виду Ялтинские соглашения от 1945 года, в соответствии с которыми Соединенные Штаты Америки и Великобритания тайно обещали отдать Советскому Союзу то, что он именовал Южно-Курильской грядой, в обмен на его вступление в войну против Японии на завершающем этапе второй мировой войны.
Однако Ялтинские соглашения, которые Япония не подписывала, не имеют законного статуса. Советский Союз в одностороннем порядке нарушил японо-советский договор о нейтралитете от 1941 года и напал на Японию. Сегодня Россия - преемник Советского Союза - все еще незаконно удерживает под контролем эти острова.
Россия заняла более жесткую позицию в территориальном споре с Японией вследствие того, что как политическая база Путина, так и экономика России являются сильными.
Позиции России сильны
Россия занимает второе место в мире по добыче нефти, и поэтому резко возросшие цены на нефть привели к увеличению годовых темпов роста российской экономики до 7%. Москва теперь в меньшей степени нуждается в получении от Японии экономической помощи в результате уступок в территориальном споре.
Политическая и экономическая стабильность помогла России вернуть себе уверенность как крупной мировой державы. Она остается неуступчивой также в территориальных спорах с Эстонией и Латвией.
Дружеские отношения России с Китаем в последнее время тоже оказывают сильное влияние на ее политику в территориальном споре с Токио. Китай является крупным рынком для российских природных ресурсов и оружия. Экономики этих двух стран стали более взаимозависимыми, чем когда-либо в прошлом.
Москва и Пекин договорились также о своей глобальной стратегии в отношениях с Соединенными Штатами Америки, господствующей супердержавой.
Узбекистан по настоянию Шанхайской организации сотрудничества, где главенствующую роль играют Пекин и Москва, потребовал от американских войск покинуть свою территорию к концу нынешнего года. Узбекистан решил выпроводить американских военных из Средней Азии, которая является задним двором России и Китая.
Связям с Японией уделяется второстепенное внимание
Для России, которая развивает дружеские связи с Китаем, вполне резонно считать улучшение своих отношений с Японией, союзником Соединенных Штатов, второстепенной задачей.
При сложившихся обстоятельствах любой поспешный шаг Японии в территориальном споре, скорее всего, навредит ее национальным интересам.
Поскольку момент неподходящий, Японии не следует форсировать перемены в ее отношениях с Россией.
В ответ на становящиеся все более тесными связи между Россией и Китаем государственный секретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) в октябре с.г. посетила Среднюю Азию и сумела отстоять американскую авиабазу в Киргизстане. Вашингтон, кроме того, укрепил свои связи с Индией, страной, с которой пытаются улучшить отношения Россия и Китай.
Японии тоже следует проводить на внешнеполитической арене свою стратегическую линию, включая улучшение отношений с Индией и странами Средней Азии, и внимательно отслеживать силовую игру, в которой участвуют Соединенные Штаты, Китай и Россия.
Как часть этой внешнеполитической стратегии, Токио следует пересмотреть свой план переговоров с Москвой по вопросу Северных территорий, чтобы попытаться отыскать ключ к совершению прорыва.