Калининградская область, эта втиснутая между Польшей и Литвой полоска российской территории, оказалась отделенной от "большой земли" сотнями километров, когда две страны в 2004 году вступили в Евросоюз.
С тех пор данный анклав стал причиной напряженности в отношениях между Москвой и Брюсселем, поскольку Россия утверждает, что доступ к области ей всячески затрудняет литовское государство, с которым у нее довольно прохладные отношения.
Страхи России недавно еще больше усилились, когда Вильнюс пригрозил закрыть "на ремонт" главный железнодорожный маршрут в Калининград, решив сделать такой "ход конем" в споре с Москвой из-за поставок нефти. Москва открыла это паромное сообщение с рейсами дважды в неделю в качестве ответа на то, что она саркастически называет новым железным или "голубым" занавесом (это цвет флага Евросоюза). Теперь Кремль сможет снабжать свой самый западный регион с помощью этого паромного маршрута, проходящего по Балтийскому морю из порта Балтийск в Калининградской области в порт Усть-Луга, что недалеко от Санкт-Петербурга. Продолжительность рейса - один день.
Данный маршрут, который вначале будет обеспечивать лишь перевозку грузов, позже сможет использоваться для пассажирского сообщения. В воскресенье состоялось официальное открытие этой переправы под бдительным взглядом президента Владимира Путина, который назвал данное мероприятие "вопросом национальной безопасности". Государственный телеканал "Россия" выразился еще резче: в посвященной этому событию передаче было сказано, что паромный маршрут "лишит балтийские страны инструментов давления на Россию". Символично, что первым грузом паромного судна стала партия артиллерийского вооружения, которую отправили на российские заводы для ремонта.
Телевидение страны показало, как министр обороны Сергей Иванов жаловался на Литву, которая не давала Москве возможности осуществлять такие перевозки по своей территории в прошлом. Морское сообщение пока не обладает достаточной пропускной способностью, чтобы полностью заменить собой железнодорожный маршрут, поскольку у России недостаточно паромных судов, и ей нужно построить еще как минимум четыре таких парома. Само существование Калининграда - это причудливый поворот истории. Раньше город назывался Кенигсбергом и был частью германской Восточной Пруссии. Однако в 1945 году произошла драматичная "смена вывесок", когда Красная Армия, изгнав нацистов, захватила город в качестве военного трофея, и он вошел в состав СССР.
Когда в 1991 году произошел распад Советского Союза, область оказалась отрезанной от России. А когда в 2004 году через нее перешагнули границы Евросоюза, жизнь там стала еще сложнее. Изменчивая геополитическая фортуна оставила этот регион, где находится штаб Балтийского флота и проживает один миллион граждан России. Русские националисты сравнивают эту ситуацию с советской блокадой Западного Берлина 1948-1949 годов.
Сегодня, к досаде россиян, им приходится обращаться к литовским властям для получения проездных документов, поскольку для посещения этой части своей собственной страны они должны пересекать литовскую территорию. Однако новая паромная переправа позволит Москве снабжать Калининград напрямую. Теперь грузы не придется провозить транзитом по территории Литвы, которую Кремль воспринимает как "недружественное" государство.