Запутанные пути транзита
Почти похороненный переговорщиками проект 2К на минувшей неделе был чуть ли ни выкопан из-под земли. Подписанное в прошлом году представителями России и Литвы соглашение о грузовом транзите в Клайпедский и Калининградский морские порты обросло слухами. Говорят, что через высокопоставленных чиновников Министерства иностранных дел и Департамента государственной безопасности Россия стремится перенять контроль над транзитом.
'Создается впечатление, что сегодня проект 2К - только предлог сцепить вместе совершенно не связываемые вещи', - сказал еженедельнику 'Панорама' руководивший последние шесть лет МИДом член Нового союза (социал-либералы) Антанас Валенис.
С самого 2000-го года, когда начались переговоры России и Литвы по поводу обросшего ныне скандалами проекта 2К, этот социал-либерал следил за событиями вблизи. А.Валенис - это тот человек, который летом 2003-го года из первых уст - от бывшего работника ДГБ Витаутаса Поцюнаса, пару недель назад погибшего в Белоруссии, - услышал подозрения, что этот проект может расходиться с национальными интересами Литвы.
Бывший руководитель МИДа также является лицом, которое в мае 2005-го года поставило свою подпись под литовско-российским правительственным соглашением об улучшении условий грузового транзита с Востока в Клайпедский и Калининградский морские порты. Позднее выяснилось, что этот договор, длительное время согласовываемый, никакой ощутимой пользы Клайпедскому порту не принес - он остался лишь декларативной установкой на бумаге.
Теперь А.Валенис, десятки раз сидевший за одним столом с российскими переговорщиками, утверждает, что проект 2К не может быть использован прорусскими бизнес-группировками. По его словам, об этом позаботились заранее, решив не допускать приватизацию транзитных железнодорожных линий Литвы.
'На переговорах с Европейским Союзом (ЕС) было решено, что при либерализации железнодорожного транспорта под контролем государства останутся те ветки, по которым осуществляется транзит. Говорить о том, что какие-нибудь литовские, а позднее, возможно, и российские предприниматели смогли бы контролировать транзит товаров - нет основания', - заверяет А.Валенис.
Правда, на минувшей неделе было обнародовано немало противоречивой информации, позволяющей усомниться в уверенном тоне бывшего министра. В средствах массовой информации страны появилась информация, что секретарь МИДа, ранее бывший советником президента Валдаса Адамкуса, Альбинас Янушка может быть замешан в скандале с протежированием российских бизнес-группировок и гибели работника спецслужб В.Поцюнаса.
Подозрениями окутана и фамилия бывшего коллеги А.Янушки - нынешнего заместителя директора ДГБ, работавшего секретарем МИДа Дарюса Юргялявичюса. Погибший при таинственных обстоятельствах В.Поцюнас (выпал из окна 9-го этажа гостиницы в Гродно - прим. перев.) из-за справки, в которой критиковался проект 2К, попал в немилость этого должностного лица и А.Янушки, из-за чего был сослан работать в Белоруссию. Близкие и друзья В.Поцюнаса уверяют, что для него это назначение было особенно не по сердцу.
Секретарь МИДа А.Янушка отрицает, что как-то причастен к отправке В.Поцюнаса в соседнюю страну и протежированию прорусских бизнес-группировок, связанных с руководителем занимающейся газовым бизнесом компанией 'Дуйотякана' Римандасом Стонисом.
Опровергают подозрения
В Литве в последнее время обсуждают, что работник службы безопасности В.Поцюнас мог быть сослан из ДГБ из-за сопротивления проекту 2К. Подписи А.Валениса и российского министра транспорта Игоря Левитина весной 2005-го года утвердили соглашение, в котором изложены обтекаемые призывы увеличивать конкурентоспособность и нагрузку Клайпедского и Калининградского морских портов, предоставляя соответствующие условия железнодорожному транзиту из России, а представитель спецслужб В.Поцюнас оценил его отрицательно.
Еще в 2003-м году литовская печать писала, что подготовленная В.Поцюнасом справка раскрывает, что на самом деле Россия при помощи этого проекта стремится к контролю над транзитом через Литву. Того же могло добиваться и предприятие, управляемое владельцем общества 'Дуйотякана' Р.Стонисом. Известно, что 'Дуйотякана' была названа стратегическим партнером компании 'Газпром', контролируемой российским государством. Подозревается, что В.Поцюнас имел информацию не только о деятельности предпринимателя Р.Стониса, но и о протежирующих ему и поддерживающих его высокопоставленных должностных лицах.
Руководивший ДГБ Мячис Лауринкус пояснил, что подготовленная его работниками справка является рабочей информацией, и заверил, что проект 2К не представляет угрозы для национальной безопасности. 'Мы представили свои замечания о некоторых тенденциях. Наши рассуждения не обязательны должны быть окончательной истиной', - пояснил тогдашний руководитель ДГБ.
Не прошло и года, как в ДГБ начались изменения. Вместо М.Лауринкуса, отправившегося в качестве посла в Испанию, по представлению врио президента Артураса Паулаускаса руководителем ДГБ был назначен А.Поцюс, хотя другие высокопоставленные руководители страны, среди которых - и премьер Альгирдас Бразаускас, предлагали не спешить и возможность назначить руководителя ДГБ оставить руководителю страны, который должен был занять этот пост после выборов. Вскоре после того, как А.Поцюс начал исполнять свои обязанности, из руководимого А.Валенисом МИДа в ДГБ перешел Д.Юргялявичюс. Обязанности заместителя директора ДГБ в июне 2004-го года ему также были поручены декретом А.Паулаускаса.
Кстати, руководимую А.Паулаускасом партию социал-либералов компания 'Дуйотякана' поддерживала не раз. В ходе выборов в Сейм в 2004-м году это общество отмерило социал-либералам 37,5 тыс. литов, а выборы в Европейский Парламент поддержало 100 тыс. литов. 'Дуйотякана' поддерживала и другие литовские партии. Во время парламентских выборов в 2004-м году она была щедрой к социал-демократам и Польской избирательной акции, а во время президентских выборов 2004-го года жертвовала кандидату Казимере Прунскене.
В настоящий момент обсуждается то, что А.Янушка и Д.Юргялявичюс могли поддерживать с руководителем 'Дуйотяканы' Р.Стонисом интенсивные связи. После возникновения подозрений представитель МИДа А.Янушка признал, что хорошо знает упомянутых в этой истории лиц. Однако знакомство еще ничего не значит.
'Я ничего общего не имею с этим. Это дела ДГБ. Господин В.Поцюнас был моим хорошим знакомым, другом. Перед его отъездом мы несколько раз встречались, дискутировали, куда ему лучше поехать, говорили. Он сам выбрал свое место там - что поделаешь', - сказал средствам массовой информации А.Янушка.
Он также пояснил, что Д.Юргялявичюс является его коллегой и другом, а с Р.Стонисом ему приходилось общаться по делам работы - предприниматель исполняет обязанности почетного консула Украины в Литве. А.Янушка утверждает, что уверен, что скомпрометировать его хотят российские спецслужбы.
'Говорил я с компетентными ведомствами. Они не подтвердили те факты, что упоминаются в СМИ. Поэтому я выразил доверие А.Янушке как к должностному лицу государственной службы', - заявил новый министр иностранных дел Пятрас Вайтекунас. По утверждению министра, его доверие обосновано не только информацией, полученной из ДГБ, но и тем, что он лично знает коллегу со времен движения Саюдис и воссоздания независимости.
Правда, хороших рекомендаций парламенту страны недостаточно. Комитет по национальной безопасности и обороне Сейма начал парламентское расследование в отношении деятельности оказавшегося, как назвали некоторые члены комитета, 'в критическом положении' ДГБ и обстоятельств гибели В.Поцюнаса.
Секретарь МИДа А.Янушка сказал, что не понимает, почему он должен объяснять свои служебные контакты. 'Одно лицо, которое нынче разыскивается, было и в Сейме, и министром. Должно быть, члены Сейма немало общались с Виктором Успасских. Так, может, они сами себя будут обсуждать?' - риторически спрашивает А.Янушка.
Однако информация об интересах России в Литве и воздействие через бизнес-группы вызывало беспокойство не только у работника ДГБ В.Поцюнаса. Еще осенью 2004-го года на сайте американского Центра стратегических и международных исследований появилась справка бывшего посла США в Литве Кейта Смита, в которой говорится о планируемом российскими энергетиками влиянии на литовские власти. К.Смит пишет, что российское общество 'Газпром' создал якобы независимые предприятия - поставщики газа, через которые выплачивает вознаграждение местным политикам, а сами предприятия действуют как прикрытие для агентов разведки. В числе таких предприятий-поставщиков (посредников) бывший посол назвал 'Eural Transd Gas', 'Итеру' и 'Дуйотякану'.
Непоколебимые аргументы русских
С 1999 года, когда Россия начала проводить протекционистскую политику, предоставляя льготы своим портам и обкладывая дополнительными налогами грузы, направляющиеся в порты соседних стран по железной дороге, Литва никакой ощутимой пользы от готовящегося проекта 2К не почувствовала. 'Хотя прошло почти полсотни различных встреч с представителями России с самого 2000-го, когда начались переговоры по 2К, пользы, хотя бы Клайпедскому порту, точно не получили', - признает секретарь Министерства сообщений Арвидас Вайткус, руководивший переговорщиками рабочей группы по 2К.
Россия, пользуясь проходящим через Литву коридором для перевозки грузов в Калининград, по-прежнему придерживается твердых позиций. Для грузов, направляющихся в Калининград через территорию России, независимо от вида груза, в настоящий момент применяются тарифы, в два ли три раза меньшие, чем те, которые действуют в отношении грузов наших соседей, транспортируемых в Клайпеду.
Русские поясняют, что грузоперевозки в Калининград - это их внутренние перевозки. Хотя переговорщики нашей страны предлагают внимательнее посмотреть на карту и убедиться, что пересекается территория ЕС - Литвы, но на русских это большого впечатления до сих пор не производило. Большая часть грузов из бывших стран СНГ, из России, способных напрямую идти на Клайпедский порт, в последнее время направляются из-за более привлекательных тарифов в находящийся подальше Калининградский порт.
Специалисты считают, что у Литвы есть средства, чтобы хотя бы попытаться это положение изменить. Это могло бы сделать государственное предприятие 'Летвос гяляжинкеляй' ('Литовские железные дороги' - прим. перев.). 'В прошлом году мы поднимали вопрос, чтобы надо бы в Литве поднимать железнодорожные тарифы на грузовой транзит. Однако соответствующие меры не были предприняты', - сказал А.Вайткус.
По его словам, соседние государства - Россия и Белоруссия, - откуда везут часть товаров, подняли тарифы больше, чем на десятую часть (12-15%). 'Летувос гяляжинкеляй' только в прошлом году подняло расценки на перевозку грузов на 8 процентов. Хотя, по словам специалистов, в связи с подорожанием цен на топливо и рабочую силу это показатель мог бы быть и больше.
Предприятие 'Летувос гяляжинкеляй' подняло тарифы на грузоперевозки и на калининградском, и на клайпедском направлениях. Тогда заговорили, что тариф планируется повысить не на 8, а на 15 процентов, однако по политическим мотивам, точнее, из-за нежелания прогневить Россию, от этой мысли отказались. Руководители 'Летувос гяляжинкеляй' говорят, что не ощущают давления политиков.
'У меня такой информации нет. Давления нет, может, на другом уровне что-то происходит. Конечно, у России есть свои интересы - она хочет управлять своими грузами так, как ей лучше. Насколько за кулисами все это политизируется, не знаю', - сказал еженедельнику 'Панорама' генеральный директор 'Летувос гяляжинкеляй' Стасис Дайлидка.
Уменьшается основание для оптимизма
Объем грузов из России в Клайпедском государственном морском порту последние десять лет постоянно уменьшается. В том же 1997 году российские грузы в литовском порту составляли почти 8,9 млн. тонн в год. В 2004-м году этот же показатель едва достигал 730 тыс. тонн. В 2005-м году эта цифра несколько выросла, однако все же она не превышает и 5 процентов об общего объема перевалки грузов.
'Реально на бумаге есть межправительственное соглашение. Однако там не упоминаются никаких конкретных цифр или обязательств. Очерчены только стремления к тому, что государства будут создавать условия для конкурентоспособного транспортирования грузов', - сказал директор по маркетингу Клайпедского государственного морского порта Артурас Друнгилас.
По его словам, очевидно, что теплые отношения и красивые речи о сотрудничестве с Литвой русские холят только потому, что заинтересованы в сохранении грузового транзита в Калининград. А.Друнгилас упомянул, что из-за невыгодной для Литвы политики соседей Клайпедский порт за год потенциально недобирает около 1-1,5 млн. тонн грузов из бывших государств СНГ.
'Не вижу никакой перспективы. Политика России проста: все, что возможно, стремится направить через порты своей страны', - утверждает генеральный директор Клайпедской стивидорной компании KLASCO Валентинас Гряйчюнас. Он сказал, что после подписания договора 2К, который должен был улучшить условия для портовиков Клайпеды, грузовые потоки увеличились только в направлении Калининграда. 'Оптимизма нет. Те встречи между представителями России и Литвы, скорее, можно назвать визитами вежливости', - сказал В.Гряйчюнас.
С ним соглашается и врио президента Литовской ассоциации стивидорных компаний, руководитель компании 'Бега' Алоизас Кузмарскис. 'Думаю, что соглашение 2К не принесло нам ничего хорошего, хотя мы возлагали на это немало надежд', - утверждает собеседник.
Литовские переговорщики не раз предлагали русским, чтобы в Клайпедский порт можно было бы направить так называемые сезонные грузы, поскольку зимой Балтийское море в северных портах России замерзает. 'Мы прекрасно знаем, что зимой Санкт-Петербургский порт замерзает. У грузовых терминалов образуются заторы, из-за чего не выполняются обязательства перед российскими промышленными предприятиями', - говорит генеральный директор 'Бега' А.Кузмарскис.
Однако, по его словам, хотя зимой какое-то время грузы транспортировать через порт Санкт-Петербурга и соседний Таллин особенно сложно, грузы на Клайпеду не направляются.
Специалисты утверждают, что русским условия грузового транзита все-таки придется сделать едиными после вступления во Всемирную торговую организацию. Однако русские могут вытребовать переходный период. Предполагается, что эти перемены могут затянуться лет на 5-6.
'Уже слышатся разговоры о том, что на проекте 2К надо бы уже поставить точку. Я думаю, что это не было бы совсем правильно. Мы сегодня еще имеем основания для переговоров', - демонстрирует терпение секретарь Министерства сообщения А.Вайткус.
В октябре по поводу проекта 2К будет заседать в Москве межправительственная комиссия. Парламентарий А.Валенис говорит, что если мы желаем чего-то достичь, то должны обладать выдержкой и терпением, а также внутренними силами.