Стелла Кей стоит в кабинете перед собственным портретом работы Роберта Мэплторна, на котором она, подобно Гамлету, сидит в шелковом халате с черепом в руке. Да и сама Кей, 41-летняя русская амазонка, одетая в облегающий черно-белый костюм от Шанель и замшевые ботинки, как будто только что сошла с полотна американского художника Роберта Лонго. Как у любой другой "новой русской" дамы, у нее черные с отливом волосы и большое количество макияжа. На ухе висит наушник мобильного телефона, инкрустированный драгоценностями.
Она великолепна, она богата, и ее последняя игрушка - художественная галерея. Это удивительно, но Кей является олицетворением нового московского типа ангела-хранителя современного искусства. Вместе с Марианной Сардаровой, владелицей галереи RuArts, и с некоторыми другими состоятельными женщинами она сумела в течение всего нескольких лет создать хорошую площадку для светского общения с покупателями и коллекционерами. Это просто чудо для страны, где современное искусство от конструктивизма до концептуализма никогда официально не существовало.
В последние 10 лет горстка владельцев и кураторов московских галерей оказывает поддержку художникам. Они искали покупателей в те скудные дни, когда иностранцы и российские олигархи, утомленные художественными размышлениями на темы советских символов, покупали лишь катера и автомашины.
Хозяева художественных галерей, такие как Марат Гельман и Айдан Салахова, поддерживают современное искусство со времен перестройки. А бывший художник "андерграунда" Леонид Бажанов приложил массу усилий, чтобы открыть Государственный центр современного искусства на территории электролампового завода недалеко от московского зоопарка.
Но клуб богатых жен создал новую форму патронажа. Своими лекциями они отучают покупателей от идиллии 19-го века и поднимают их до уровня стремительной традиции современного искусства последних 50 лет.
"Мне кажется, что Стелла пытается учить российских покупателей, и я думаю, что у нее это начинает получаться", - заявил художник и архитектор Юрий Аввакумов на открытии своей выставки в Stella Art Gallery весной этого года. Его резкие и прекрасные архитектурные фотографии, замысловатая шелкография и фантастические миниатюрные конструкции отдают дань памяти русскому авангарду, особенно утопии Владимира Татлина. На следующий день после открытия выставки Аввакумов прочитал лекцию VIP-клиентам Кей.
"Аудитория состояла в большинстве своем из женщин, и они вели себя абсолютно спокойно, - рассказывает он. - Похоже, их заинтересовал контекст моей работы. Люди здесь раскрываются, и весь рынок начинает развиваться. Каждый год в Москве появляются все новые международные галереи".
"Жены российских предпринимателей ударились в галерейный бизнес, - говорит московский художественный критик и куратор Михаил Сидлин, - и они привели с собой новый круг покупателей современного искусства. Рынок здесь быстро развивается".
Кей, она же Стелла Кесаева, жена российского табачного магната Игоря Кесаева, начинала дело с размахом. Всему в искусстве учившаяся самостоятельно, она наняла знающих кураторов. На свою первую московскую выставку в 2003 году она привезла работы Жан-Мишеля Баскиа, Тома Вессельмана и Энди Уорхола. Даже Уорхола здесь назвали экзотической сенсацией. И никто в России не видел ничего подобного резкому и примитивному урбанистическому творчеству Баскиа.
"Для нас это стало большим открытием, - говорит представитель Stella Art Gallery Елена Федотова, - но очень печально то, что искусство 60-х и 70-х годов пришло к нам лишь в конце века".
Отклики на выставки Кей, а также на галерею RuArts Сардаровой довольно противоречивые. "Пресса раскололась на два лагеря, - вспоминает Кей, - первый лагерь говорил: "Эта глупая жена богатого мужа, что она может знать? И кто такой этот Баскиа?" А противоположная группа реагировала так: "Это великолепно! Мы впервые видим подобные работы!""
Она рассказывает, как одному журналисту показалось, будто работы Уорхола это копии, потому что они были в прекрасном состоянии. "Мне пришлось объяснить ему, что на Западе знают, как надо хранить и сохранять художественные работы."
У Кей и Сардаровой далеко идущие планы. Они собирают собственные коллекции. У Сардаровой более ста работ российских художников эпохи шестидесятых. Многие авторы - бунтари "андерграунда", чье творчество считалось подрывной деятельностью. Женщины также намерены помогать становлению молодых и талантливых российских художников и приводить на этот зарождающийся рынок европейцев.
"Мне бы очень хотелось пригласить в Россию Сая Твомбли, но я боюсь, мы к этому не готовы", - сокрушается Кей, затягиваясь длинной сигаретой. Однако пара ее клиентов уже намерена купить работы Ансельма Кифера, которые она надеется привезти для своей домашней аудитории.
Сардарова также пользуется безоговорочной поддержкой своего мужа-спонсора. Рашид Сардаров - президент Южно-Уральской промышленной компании. Находящаяся в районе престижной Остоженки гигантская галерея Сардаровой (800 кв. м) разместилась на четырех этажах. Ее центральная достопримечательность - массивная лестница с уходящей в никуда нижней частью. ("Само место сейчас гораздо шикарнее, чем экспонаты", - говорит Сидлин.)
На одной из первых выставок RuArt были представлены работы американского фотографа Спенсера Туника, работающего в стиле "ню" и использующего в своих работах десятки обнаженных фигур. Русским работы художника понравились, и они начали неплохо продаваться. "У него такая универсальная манера работы, которая не признает рамок и границ", - говорит арт-директор RuArts Сабина Оруджева.
Если Кей говорит, что отклики на ее выставку были смешанными, то Сардарова считает, что реакцию на ее галерею можно назвать враждебным безразличием. "Первая, вторая и третья реакция была такова, что художественное сообщество постаралось нас не замечать, - говорит она. - Недавно в Интернете появилась масса сообщений о том, что наша экспозиция закрылась".
Сардарова сидит в своей просторной галерее, где есть свой бар, камин и уютные фигурные диваны. "Конечно, если бы обстановка здесь была больше похожа на нью-йоркскую, нас бы легче воспринимали. Но в Москве очень узкий круг галерей и покупателей".
Здесь есть ее портрет работы британского художника Эндрю Логана. Этот портрет, в котором используются осколки сверкающей мозаики и зеркал, комически подчеркивает черты Сардаровой: ее золотистые волосы, великолепные белые зубы, здоровые розовые десны и красные ногти, а также ее бриллиантовые часы.
"Со временем им придется обратить на нас внимание. У нас есть поддержка, и мы не собираемся никуда уходить."