Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Уроки, которые преподают нам Россия и Китай

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Я сижу в венском аэропорту, ожидая вылета в Екатеринбург. Прилетел я еще утром, и убить надо целый день, так что у меня не раз возникал соблазн отправиться в импровизированную экскурсию по городу или просто как следует отоспаться. Но страх - лучший надсмотрщик. Опасаясь пропустить единственный рейс Austrian Airlines в этот российский город, я постоянно начеку - стараюсь не отходить далеко от выхода на посадку, и уж тем более не задремать

Я сижу в венском аэропорту, ожидая вылета в Екатеринбург. Прилетел я еще утром, и убить надо целый день, так что у меня не раз возникал соблазн отправиться в импровизированную экскурсию по городу или просто как следует отоспаться. Но страх - лучший надсмотрщик. Опасаясь пропустить единственный рейс Austrian Airlines в этот российский город, я постоянно начеку - стараюсь не отходить далеко от выхода на посадку, и уж тем более не задремать.

Но вместо того, чтобы волноваться насчет собственного рейса, мне бы наверно, стоило подумать о том, как бы вся Америка, привыкшая, что все происходит так, как она хочет, самодовольно убежденная в своем 'особом праве' на энергоресурсы планеты, не 'опоздала на самолет'.

Взять хоть ту же Россию.

В недобрые старые времена советской командной экономики, когда правительство диктовало ассортимент и объемы производства, не задумываясь о том, нужна ли продукция потребителю, Россия во многом напоминала 'государство социальных гарантий'. Малых предприятий почти не было. Качественное обслуживание потребителей считалось западной идеей, которую не стоит заимствовать. Качество самой продукции было ничуть не лучше.

Все сколько-нибудь солидные частные компании в те времена старались держаться от России подальше. Да она, собственно, и сама не приветствовала иностранных инвесторов.

В начале 1990-х, после распада СССР, возникло ощущение, что для России наступает новый день, и появилась надежда, что ситуация в торговле, да и в экономике в целом, улучшится. На деле она ощутимо ухудшилась: страна пережила гиперинфляцию, высокую безработицу и крушение советской системы социальных гарантий, которая худо-бедно, но обеспечивала большинство россиян жильем и пропитанием.

Сегодня многие россияне по-прежнему не могут выбраться из тисков нищеты. Однако благодаря неутолимому мировому спросу на нефть, и ее богатым запасам на российской территории, экономика страны сегодня быстро растет, порождая многочисленный средний класс - активных потребителей.

Большинство крупнейших автомобильных компаний мира спешат в Россию - строят заводы, создают цепочку поставок и предприятия розничной торговли. Количество проданных в стране иномарок (в советские времена они были россиянам практически недоступны) за прошлый год увеличилось на 58% - в 2005 г. в России, по данным Financial Times и источников в самой автомобильной промышленности, было реализовано 400000 новых зарубежных машин.

Сегодня россияне покупают больше иномарок, чем продукции государственного 'АвтоВАЗа' - того самого, что выпускает топорно сделанные 'Жигули'.

Если судить по голливудским фильмам, где предпочитают изображать российских 'жирных котов' и мафиозо, а не простых людей, можно было бы предположить, что большинство новых машин, покупаемых в России - это 'Мерседесы', БМВ, 'Ламборгини' и другие дорогие модели. Что ж, машины класса 'люкс', здесь, конечно, тоже продаются. Но, если проанализировать структуру рынка, выясняется, что наибольшей популярностью у россиян пользуются небольшие, экономичные иномарки.

Даже среди роскошных автомобилей, реализуемых в России, постоянно увеличивается доля передовых экономичных моделей, работающих на дизельном топливе: именно поэтому в октябре-ноябре Mercedes-Benz - филиал концерна DaimlerChrysler, специализирующийся на автомобилях класса 'люкс' - выбрал именно Россию и Китай для презентации новейших образцов своей продукции с дизельными двигателями.

И вот что удивительно: Россия - страна, настолько богатая нефтью и газом, что многие страны Европы и Азии, да и США, толкая друг друга локтями, стремятся получить доступ к ее сырьевым ресурсам, но в то же время сами российские потребители делают выбор в пользу экономичных автомобилей и грузовиков.

Можно, конечно, утверждать, что россияне покупают небольшие машины вроде Ford Focus и Ford Fiesta, поскольку это максимум, что нарождающийся средний класс страны сегодня может себе позволить. Однако существует достаточно признаков - например, постепенный переход на дизельное и другие экономичные виды топлива - указывающих, что российское государство 'завязало на память узелок': оно не должно повторить тех ошибок, из-за которых американская экономика приобрела топливозатратный, безоглядно расточительный в плане потребления энергоносителей характер.

А вот еще один пример: китайцы также не делают тайны из своих намерений в этой области. Создавая совместные предприятия с западными автомобильными и дилерскими компаниями, они учатся тому, как надо работать - и, что еще важнее, как работать не надо. Компании Chery Automotive Co. и Great Wall Motor Co. выпускают все более передовые модели, делом доказывая, что Китай за короткий срок овладел навыками производства автомобилей по традиционному западному образцу.

Однако китайские власти дают понять как автомобилестроителям, так и потребителям, что они не потерпят безудержного состязания в скорости и мощности, столь характерной для западной автомобильной промышленности. Соответственно, правительство Китайской Народной Республики с помощью экономических и политических рычагов стремится обеспечить переход на более экологически чистые и экономичные машины.

В то же время американское руководство, поглощенное безумными и бездумными политическими играми в преддверии промежуточных выборов, с легкостью необыкновенной обещает избалованному и капризному электорату, что повышения акцизов на бензин не будет, что налогообложение транспортных средств в зависимости от мощности, объема двигателя и габаритов даже не обсуждается; что правительство вывернется наизнанку, но обеспечит их бензином по самым низким в промышленно развитых странах ценам.

Те же самые политики громко возмущаются непомерными прибылями американских нефтяных компаний, - которых уместнее было бы назвать ведущими импортерами нефти в стране - и одновременно втихую предоставляют им все мыслимые налоговые льготы, не сопровождая это сколько-нибудь осмысленным законодательством, предписывающим гигантам нефтяного бизнеса усиливать внимание к разработке и реализации альтернативных видов топлива.

Вокруг нас хватает стран, чья бурно развивающаяся экономика поглощает все больше скудеющих мировых запасов энергоносителей. Однако они энергично внедряют альтернативные виды топлива и реализуют программы экономии, предвидя, что рано или поздно от нефтяной зависимости придется отказаться. А в это время мы, американцы, лишь вяло спорим, откуда отправляется наш 'рейс'.

____________________________________________________________

Опасности стратегии Пекина в Африке ("The International Herald Tribune", США)