Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Новая разделительная линия в Европе

При двух жестких экспертах по России у руля Госдепартамента и Пентагона соответственно, охлаждение в американо-российских отношениях, вероятно, только усилится

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вашингтон упорно сопротивляется возвращению России на Ближний Восток и стремится использовать свою монополию на разрешение конфликтов в этом регионе. Он настаивает на том, что автономная провинция Сербии - Косово - должна получить независимость; он отказывается обращать внимание на чувствительный для России вопрос размещения системы противоракетной обороны в центральной Европе

Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружила и перевела наш читатель Инна Сысоева, за что мы ей крайне признательны

____________________________________________________________

Опубликовано 24 марта 2007 г.

Сегодня многие считают, что в оставшиеся два года президентства Джорджа Буша (George W.Bush) команда 'реалистов', состоящая из Кондолизы Райс (Condoleezza Rice) и Роберта Гейтса (Robert Gates), переведет внешнюю политику США из русла конфронтации в русло дипломатии вовлечения в сотрудничество.

Однако этот очевидный сдвиг в сторону дипломатии на самом деле является всего лишь тактическим ходом, в значительной степени вызванным затруднительным положением в Ираке. Газета 'The Christian Science Monitor' подняла на этой неделе острый вопрос: 'Администрация отказывается от концепции агрессивной роли Америки в мире?'

Является ли это уступкой, как утверждает бывший сторонник 'жесткого курса' в администрации Буша Джон Болтон (John Bolton)? Или же, как считают некоторые чиновники в Госдепартаменте и других ведомствах, администрация просто пожинает плоды долгой подготовки почвы?

Дело в том, что если посмотреть на динамику развития отношений между США и Россией, то особой разницы между сходящим на нет влиянием вице-президента Дика Чейни (Dick Cheney) или перспективой доминирования во внешней политике Буша команды госсекретаря Райс и министра обороны Гейтса не заметно.

Наоборот, имея этих двух жестких экспертов по России у руля Госдепартамента и Пентагона соответственно, охлаждение в американо-российских отношениях, вероятно, только усилится. Вашингтон упорно сопротивляется возвращению России на Ближний Восток и стремится использовать свою монополию на разрешение конфликтов в этом регионе. Он настаивает на том, что автономная провинция Сербии - Косово - должна получить независимость; он отказывается обращать внимание на чувствительный для России вопрос размещения системы противоракетной обороны в центральной Европе.

Сенат США принял на прошлой неделе законопроект об оказании прямой помощи Грузии и Украине для вступления в НАТО, совершенно игнорируя возражения России по расширению НАТО на территории бывшего Советского Союза.

США проводят агрессивную политику с целью отбросить назад российское влияние на Кавказе, в Каспийском и Черноморском регионах. Что самое важное, им в значительной степени удалось сделать отношения России с Европейским Союзом заложником появившихся линий разлома в геополитике Евразии.

Линии разлома настолько тревожные, что российский министр иностранных дел Сергей Лавров в своей речи на заседании Совета по внешней и оборонной политике в Москве в прошлую субботу сказал: 'Мы выступаем за комплексный подход к решению проблем стабильности Евроатлантического региона. Возможно налаживание неформального взаимодействия по всем сложным вопросам в трехстороннем формате - Россия - ЕС - США'.

Москва рассчитывает на 'старую Европу'

Постоянные усилия Вашингтона восстановить свое трансатлантическое лидерство над Европой в период после окончания Холодной войны столкнулись с трудностями прежде всего из-за отказа России занять конфронтационную позицию по отношению к Европе, а также отказа европейских стран вести себя с Россией, руководствуясь стадным чувством.

Москва продолжает конструктивный диалог с крупными европейскими державами, несмотря на препятствия, появившиеся при заключении нового договора, который должен заменить Договор о партнерстве и сотрудничестве с ЕС от 1997 г., действие которого истекает в этом году.

Только новый договор между Россией и ЕС может обеспечить правовую базу для улучшения сотрудничества между ними, особенно в таком неотложном вопросе как энергия. Но Польша упрямо блокирует ЕС в вопросе начала переговоров с Россией, несмотря на признание в Брюсселе, что переговоры неизбежны. Даже если новый договор наконец будет заключен, вырисовывается последнее препятствие в виде обязательной ратификации любого такого договора всеми странами-членами ЕС. Настроенные проамерикански страны 'новой Европы' могут помешать развитию прагматических отношений между ЕС и Россией.

Еще одной помехой для Москвы является то, что лидеры 'старой Европы' сами находятся в переходном положении. У российского президента Владимира Путина были отличные взаимоотношения с германским канцлером Герхардом Шредером (Gerhard Schroeder), французским президентом Жаком Шираком (Jacques Chirac) и премьер-министром Британии Тони Блэром (Tony Blair). Эти европейские лидеры в общем и целом задавали тон отношениям ЕС с Россией в последние годы. Но теперь впереди неопределенность.

Канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel) продемонстрировала, что у нее явно иной подход к России Путина, чем у ее предшественника Шредера. Она, возможно, не является 'антироссийским' политиком, но определенно не привержена концепции Шредера, заключающейся в том, что Россия заслуживает особого отношения. Когда случилась недавняя энергетическая ссора между Россией и Беларусью, она выступила с резким заявлением. 'Это неприемлемо', - отчитывала Меркель Кремль, 'когда такие действия совершаются без консультаций. Это всегда подрывает доверие'.

Такая прямота практически беспрецедентна в отношениях между ЕС и Россией. Однако скрытые течения европейской политики таковы, что когда Меркель встречается с Путиным в эти выходные в черноморском курортном городе Сочи, это будет их шестым 'саммитом' с тех пор как она стала канцлером в ноябре 2005 г. Это достаточно красноречиво говорит о важности германо-российских отношений.

В прошлом году торговый оборот между Германией и Россией достиг 40 миллиардов долларов, а германские инвестиции в России только за первые девять месяцев 2006 г. выросли до 2 миллиардов долларов. Польша явно обеспокоена новой германо-российской осью в центральной Европе. А это, в свою очередь, заставляет Варшаву все больше сближаться с Вашингтоном. В своей недавней статье в 'The Washington Post' бывший до прошлого месяца министром обороны Польши Радек Сикорский (Radek Sikorski) потребовал заключения 'нового партнерства по безопасности' между США и странами центральной Европы.

'Наши американские коллеги говорят 'Не волнуйтесь, НАТО вас защитит', но давать гарантии на словах слишком легко ... Польша никогда не забудет, как в 1939 г. она в одиночку сражалась с [Адольфом] Гитлером в то время, как союзники сидели сложа руки. Мы больше никогда не будем полагаться на бумажные гарантии, не подкрепленные практическими средствами их реализации.

'Поэтому, если из-за планов размещения базы ПРО [размещение США системы противоракетной обороны в Польше и Чешской Республике] отношения с Россией ухудшатся, то Соединенные Штаты должны продемонстрировать, что они сделают для Польши то же, что для Японии ... Размещение в Центральной Европе главной оперативной базы наземного наблюдения альянса стало бы дополнительным свидетельством того, что страны региона - это территория НАТО. Наконец, Соединенные Штаты должны разъяснить НАТО, как они намереваются включить базы в Центральной Европе в оборонную архитектуру альянса', - написал Сикорский.

Слова Сикорского согласуются с целями Вашингтона. Ведь после принятого решения о размещении элементов системы ПРО в Польше и Чешской Республике Вашингтон уже начал переговоры с Киевом об установке американской радиолокационной станции на Украине, и более того, планирует еще одну базу на Кавказе, возможно, в Грузии. Украинский парламент потребовал в среду отчета от правительства по этому вопросу.

Общественное мнение Украины не приветствует размещение элементов ПРО в стране. Однако проамериканский президент Украины Виктор Ющенко увиливает от прямого ответа. 'Много этажей этой дискуссии, и надо дать каждому этажу высказаться в этой дискуссии', - заявил он российским СМИ, напомнив также Кремлю, что 'размещение на своей территории объектов ПРО является правом народа и государства, которому принадлежит данная территория'.

Также идет подготовка к размещению мощного американского военного радара в Казбеги в Грузии, недалеко от границы с Россией, и еще одна радиолокационная система будет размещена в грузино-осетинском регионе. Реакция России на любое размещение объектов ПРО на Украине и в Грузии была предсказуемо весьма резкой. Лавров предупредил в среду: 'Размещение элементов (американской) ПРО на Кавказе, Украине и в других странах возле границ России создает угрозу безопасности РФ'.

Германия потеряет больше всех, если США продолжит энергично осуществлять свою стратегию усиления противостояния с Россией в центральной Европе и Евразии. Берлин не ошибается в своем восприятии вашингтонской стратегии как попытке снова надеть на Германию смирительную рубашку конфронтации с Россией времен холодной войны.

Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) опубликовал в газете 'Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung' статью, в которой он в исключительно сильных выражениях заявил: 'Система противоракетной обороны не должна быть ни причиной, ни поводом для новой гонки вооружений... Мы снова возвращаемся к периоду межблоковой конфронтации и наращиванию американского и российского ракетного арсенала?'

Германские политики по всему политическому спектру оспаривают американскую стратегию сдерживания России. Меркель подняла этот вопрос во время своего визита в Варшаву на прошлой неделе. Любопытно отметить, что в противоположность молчанию Британии по поводу размещения элементов американской ПРО в центральной Европе, французский президент Ширак также был прямолинеен, заявив, что 'мы должны быть очень осторожными при поощрении создания новой разделительной линии в Европе или возвращения к прошлому порядку'.

Однако команду Райс-Гейтс в Вашингтоне, по-видимому, не пугает сильное беспокойство в Европе в связи с американской стратегией воспрепятствовать любому присоединению России к Европе и европейским структурам. Тем не менее у Вашингтона есть еще несколько карт, с помощью которых он может подорвать развитие прагматических отношений между Россией и Европой в ближайшие месяцы.

Неразрешенный балканский вопрос

Самым каверзным из всех вопросов является будущее Косово, отколовшейся сербской провинции. Сопротивление России независимости Косово ставит ее по разные стороны баррикад с США, НАТО и особенно Германией. Разгоряченные дискуссии на заседании Совета безопасности ООН на этой неделе, созванного для обсуждения плана специального представителя генерального секретаря ООН по Косово, Марти Ахтисаари (Martti Ahtisaari), показали, что вопрос Косово может стать минным полем для российско-европейских отношений.

Позиция России заключается в том, что определение статуса Косово является преждевременным без учета мнения правительства в Белграде и различных этнических групп в Косово. В основе всего этого лежит беспокойство России в связи с принципиальными последствиями одобрения Советом безопасности ООН принципа национального самоопределения. Москва опасается, что так называемые 'замороженные конфликты' на постсоветской территории захотят последовать примеру Косово.

Однако Вашингтон настаивает, что независимость Косово является настоятельной необходимостью, чтобы избежать взрыва этнического конфликта в провинции и ее насильственного отделения. Ричард Холбрук (Richard Holbrooke), помощник госсекретаря в администрации Билла Клинтона (Bill Clinton), участвовавший в переговорах о заключении Дейтонских мирных соглашений, недавно предупредил в апокалиптических выражениях: 'Если Москва наложит вето на план Ахтисаари или отложит его принятие, то косовские албанцы объявят независимость в одностороннем порядке. ...Ее признают некоторые страны, в том числе, Соединенные Штаты и многие исламские государства... На Балканы вернется кровопролитие. НАТО, обязавшееся защищать мир в Косово, можно вновь оказаться вовлеченным в войну в Европе'.

Несомненно, Вашингтон действует хитро в вопросе Косово, создавая из него самое крупное международное испытание для Путина в этом году. Он бросает Кремлю вызов. Цитируя Холбрука: 'Заблокировав план Ахтисаари, Москва понесет ответственность за хаос, который последует за этим, а, кроме того, подвергнутся пересмотру другие аспекты ее отношений с Западом. ... На кону безопасность и стабильность Европы, а также отношения России с Западом'.

Устойчивость отношений России с Европой, которые Путин старательно развивал в течение своих семи лет во власти, напрямую подвергается испытанию. Вашингтон получает особое удовольствие от того, что Россия и Германия занимают разные позиции по вопросу независимости Косово, и что этот вопрос может противопоставить Россию всему Североатлантическому альянсу.

Еще более хитрой стала попытка США включить сюда религию посредством намеков о том, что Россия блокирует появление мусульманской страны на карте Европы. Это особенно щекотливый момент для России, так как ее интересы изображаются как слияние интересов православной христианской страны, поддерживающей другую страну с такой же верой, и имеющей 'антиисламские' настроения. (Сербия также является православной христианской страной).

По словам Холбрука, 'Аргументы Москвы о защите чувств 'братьев-славян' - это чепуха; каждый, кто взаимодействовал с Россией на Балканах - как я в течение нескольких лет - знает, что их руководство не испытывает к сербам никаких сантиментов'. С другой стороны, перед Россией встает перспектива быть полностью выкинутой с Балкан, если она не сможет устоять перед давлением США по вопросу независимости Косово.

Чтобы убедительно завершить историю успеха на Балканах и консолидировать его, связав с ним пока временный успех на Кавказе (обхаживая Азербайджан, Грузию и Армению), США необходимо разработать всестороннюю региональную политику для Черноморского региона. Но есть и другие, осложняющие все факторы.

Среди черноморских стран у России и Турции есть общность интересов, заключающаяся в том, чтобы не пускать в регион иностранные державы - и эта позиция имеет 'антиамериканский' подтекст. Кроме того, США приходится считаться с неустойчивостью отношений с Турцией в последние четыре года с момента вторжения в Ирак в марте 2003 г.

Москва предполагает, что работа Вашингтона над сложной взаимосвязью российских и турецких интересов (нерешенные исторические вопросы), с превращением Турции в транзитный региональный центр по перекачке нефти и газа с Ближнего Востока и из Центральной Азии в Европу, является вопросом времени. Так, США поддерживают несколько проектов трубопроводов в обход российской территории, в которых Турция фигурирует как перевалочный пункт для энергоресурсов, транспортируемых с востока на запад.

Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) - самый известный пример. Два других предложенных проекта - это газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум (БТЭ), который пройдет параллельно БТД, и трубопровод 'Набукко', который должен соединить каспийский/центральноазиатский и иранский газ через турецкую газопроводную сеть с Европой через Румынию, Венгрию и Австрию.

В то же самое время Турция, поощряемая США, все больше закручивает гайки в вопросе передвижения российских танкеров через Босфорский пролив и Дарданеллы под предлогом экологии, но в действительности принуждая Россию (и Казахстан) со временем перенаправить каспийскую нефть по обходному трубопроводу БТД, идущему через Турцию.

С точки зрения США разворачивающаяся Большая игра за трубопроводы в черноморском регионе содержит потенциальную возможность стратегически изолировать Россию от ЕС, так как трубопроводы БТД, БТЭ и 'Набукко' направлены по сути на снижение зависимости Европы от российских энергопоставок.

Таким образом, в конечном счете России приходится прибегнуть к своему знаменитому энергетическому оружию, чтобы прорвать паутину сдерживания, которую плетут вокруг нее США. Энергетическое наступление России по трем направлениям, судя по всему, находится в процессе подготовки. Оно весьма амбициозно по размаху и преисполнено глубокого смысла для евразийской геополитики и отношений России с ЕС в особенности.

Россия прорывает американскую блокаду

У разрабатываемой российской энергетической стратегии три аспекта. Во-первых, Россия активно продвигает трансбалканский трубопровод, известный как проект Бургас-Александруполис, предусматривающий строительство 280-километрового трубопровода из болгарского порта Бургас на Черном море в греческий Александруполис на Эгейском море.

Российские госкомпании будут владеть 51% акций в проекте, Болгария и Греция - по 24,5% каждая. Проект предусматривает строительство двух морских терминалов - один в Бургасе, где будут разгружаться танкеры грузоподъемностью в 150000 тонн нефти из черноморского порта Новороссийска, и другой - в Александруполисе для загрузки танкеров грузоподъемностью 150000 - 300000 тонн.

Проект стоимостью 1 миллиард долларов имеет важное значение. Во-первых, Россия ослабила жесткое давление США на Болгарию и Грецию, чтобы они не соглашались на реализацию проекта. Что важнее, готовность двух союзников США не обращать внимания на демарш Вашингтона и вместо этого продолжать сотрудничать с Россией показывает, что планы США по выработке евро-атлантического подхода к энергетическому диалогу с Россией не является fait accompli (свершившимся фактом), по крайней мере пока.

Это дает Москве большие возможности для работы над беспокойством европейских стран по поводу энергетической безопасности на двухстороннем уровне, что поможет с течением времени постепенно гармонизировать общий климат партнерства Россия-ЕС. (ЕС выступил с официальным приветствием проекта трубопровода Бургас-Александруполис несмотря на то, что он может потенциально усилить роль России на европейском энергетическом рынке.)

Во-вторых, благодаря проекту трубопровода Бургас-Александруполис Россия позиционирует себя как крупного поставщика энергоресурсов для стран юго-восточной Европы. Это расстраивает региональную политику США по созданию связки из стран юго-восточной Европы, которые тесно сотрудничают с США с целью изоляции России в черноморском регионе. (Путин особо обратил внимание на значение проекта Бургас-Александруполис для 'глобальной безопасности').

В-третьих, российский проект (трубопровода) расстраивает попытки США навязать трубопровод БТД как ключевой маршрут транспортировки каспийской нефти на западный рынок. Это упреждающий удар по попыткам США столкнуть Россию с Турцией в регионе Черного моря.

В-четвертых, Россия намеревается сделать нефтепровод Бургас-Александруполис фактически продолжением основного нефтепровода - Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) длиной 1510 км, который уже соединяет нефтяные месторождения в западном Казахстане с терминалом нефтепровода в Новороссийске (в настоящее время обслуживает 90% российского экспорта нефти).

Теперь Россия наверняка начнет работать над увеличением мощности КТК. Россия надеется, что соединением трубопроводной системы КТК с нефтепроводом Бургас-Александруполис будет пользоваться Казахстан, главным образом для экспорта своей нефти с огромных нефтяных месторождений Тенгиз и Кашаган. Другими словами, Казахстан останется зависимым от российских трубопроводов для экспорта основной массы своей нефти на западный рынок, несмотря на постоянные попытки США убедить Астану пустить нефть в обход российских трубопроводов.

БТД перекачивает на данный момент 300000 баррелей каспийской нефти в день, но предполагается, что в следующем году эта цифра будет доведена до 500000 баррелей в день, половина из которых, как ожидается, должна поступить из Казахстана. Потребовалось много усилий на уровне Буша и Чейни, чтобы убедить эту страну пустить часть ее нефтяного экспорта через БТД. Реализация трубопровода Бургас-Александруполис - это сокрушительный удар по ожиданиям БТД привлечь большее количество казахстанской нефти. (Долгосрочная экономическая целесообразность БТД всегда была под вопросом.)

Как ожидается, многомиллиардное расширение Тенгизского месторождения позволит удвоить нефтедобычу (в Казахстане) к концу этого года. Кашаганское нефтяное месторождение должно быть введено в эксплуатацию вскоре после этого. Приток казахстанской нефти становится решающим для БТД в течение следующих нескольких лет, однако расширение трубопровода КТК, который соединит поток казахстанской нефти по Черному морю с контролируемым Россией нефтепроводом Бургас-Александруполис, произойдет в ущерб БТД. Так или иначе Россия одним махом свела на нет стратегические расчеты США, заложенные в поддержку БТД.

Захватывающая глава в Большой игре, по-видимому, приближается к своему завершению. С геополитической точки зрения стратегия России по удержанию Казахстана в своей сфере влияния получает значительное подкрепление. Что важно, сразу после подписания договора о проекте трубопровода Бургас-Александруполис 15 марта Путин встретился с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в Москве в воскресенье и понедельник, и провел с ним обстоятельные переговоры о перспективах расширения сотрудничества между двумя странами в энергетической сфере. После переговоров Назарбаев охладил пыл западных СМИ, делавших предположения в последние месяцы о том, что Казахстан из сферы влияния России переходит на сторону США.

Он заявил на пресс-конференции в понедельник в присутствии Путина: 'Мы в нефтегазовом комплексе - Россия обладает запасами, Казахстан обладает - не являемся конкурентами, а являемся партнерами. Доказательством этого может служить то, что только за прошлый год Казахстан транспортировал через российскую территорию 43 миллиона тонн нефти, а всего их было 50. Транспортировал 24 миллиарда кубометров газа. И мы на Каспийском шельфе имеем крупные совместные предприятия: по пятьдесят процентов. Это проекты на десятки лет вперед'.

Путин со своей стороны подчеркнул, что на встрече с Назарбаевым особое внимание уделялось 'вопросам транзита энергоресурсов, по продвижению инновационных проектов в ТЭКе и созданию в этой сфере совместных предприятий'. (Путин также объявил, в числе прочего, что, несмотря на открыто выражаемые сомнения Госдепартамента США, Казахстан будет участвовать в совместном предприятии для создания ядерного центра по обогащению урана в России.)

И наконец, нефтепровод Бургас-Александруполис направит по другому пути объемы каспийской нефти, необходимые для нефтепровода Одесса-Броды на Украине. (Польша и Украина надеялись получить прямой доступ к каспийской нефти через нефтепровод Одесса-Броды.) Это означает, что попытки Польши и Украины ('новые европейцы' и стремящиеся стать 'новыми европейцами') получить прямой доступ к каспийской нефти в обход России останутся несбыточной мечтой.

Это будет иметь серьезные последствия для ряда вопросов в геополитике центральной Европы и Евразии. В общих чертах это дает России возможность постепенно и в свое время заложить основы отношений с Польшей на основе энергетического сотрудничества, а также гарантировать, что Украина не будет стремиться стать на сторону США.

Почти таким же впечатляющим как подписание договора о нефтепроводе Бургас-Александруполис 15 марта стало совпавшее с ним объявление в Будапеште, что венгерское правительство приняло решение реализовать российское предложение о продлении подводного газопровода 'Голубой поток' из России в Турцию. Проект предусматривает транспортировку российского газа в Турцию и на Балканы и дальше в Венгрию. Москва предложила венгерскому правительству сделать Венгрию операционным центром российской газовой компании 'Газпром' в центральной Европе.

Это объявление в Венгрии снова подорвало энергичные усилия США в течение всего прошлого года убить российское предложение, которое нацелено на усиление роли Москвы как поставщика энергоресурсов на Балканы и в центральную Европу.

'Газовая ОПЕК' и 'Энергетический клуб'?

Тем временем за густым туманом из двойственных и часто противоречивых заявлений Москва продвигает идею создания 'газовой ОПЕК', картеля крупных газодобывающих стран по типу Организации стран-экспортеров нефти. Путин впервые озвучил эту идею в 2002 году, но Москва быстро отступила, столкнувшись с сильным сопротивлением западных стран. В прошлом месяце Иран воскресил идею, и в западных столицах снова зазвучал сигнал тревоги. Россия опять заняла неоднозначную позицию.

Но судя по всему существует вероятность того, что на форуме стран-экспортеров газа, который должен состояться в Катаре 9 апреля, крупнейшие газодобывающие страны мира - Россия, Иран, Катар, Алжир и Венесуэла - договорятся о создании газового картеля. Разумеется, газовый картель не может быть идентичным ОПЕК по своим функциям и задачам. Для начала, сравнивать газодобывающую промышленность с добычей нефти очень трудно, и здесь вряд ли можно провести какие-либо параллели с ОПЕК. Кроме того, инфраструктура в газодобывающей отрасли (как, например, трубопроводы и газохранилища) играет намного более важную роль, чем добыча нефти. К тому же установление цен в газодобывающей промышленности основывается на долгосрочных контрактных обязательствах.

Тем не менее, Россия может надеяться благодаря 'газовой ОПЕК' добиться координации с другими странами-экспортерами газа на мировом газовом рынке, не заключая жестких картельных договоренностей. Последствия могут быть весьма серьезными. Если 'газовая ОПЕК' будет создана, 'Газпром' еще на один шаг приблизится к заявленной цели дойти до каждой газовой колонки в европейских странах. Кроме того, американская стратегия по снижению зависимости европейских стран от поставок российского газа потерпит серьезное поражение.

Геополитические последствия очевидны. Российская газета 'Коммерсант', несомненно, сгустила краски написав, что наличие 'газовой ОПЕК' 'политически даст России возможность диктовать Европе любые условия. Зависимость ЕС от политической воли Москвы станет тотальной, а рычагов ответного влияния почти не останется.' Но как и во всех преувеличениях, в нем содержится зерно истины, поскольку Москва получит намного больше пространства для маневра в погоне за партнерством с ЕС, но без постоянного вмешательства США в структуру взаимоотношений Россия-ЕС, как это происходит сегодня.

Но ЕС также постепенно становится прямым конкурентом российским интересам в Центральной Азии. Перед лицом активной дипломатии ЕС в последние год-два по обхаживанию центральноазиатских стран, богатых энергоресурсами, Москва усиливает свою кампанию по формированию 'Энергетического клуба' (также известного под названием 'Азиатская энергетическая стратегия') под эгидой Шанхайской организации сотрудничества.

Это предложение ставит целью создание особого клуба из основных энергодобывающих и стран-потребителей энергии внутри ШОС для координации ценовой политики и реализации проектов по транспортировке энергоресурсов и нефте- и газодобычи на уровне ШОС. (Страны-члены ШОС контролируют 23% мировых запасов нефти, 55% природного газа и 35% угля.)

Совершенно ясно, что этот шаг России является противодействием текущим усилиям ЕС (при поддержке Вашингтона) добиться заключения долгосрочных контрактов на поставку энергоресурсов с Казахстаном и Туркменистаном, и содействовать строительству ряда трубопроводов из Центральной Азии в Европу в обход России. В Брюсселе считают, что Центральная Азия в состоянии обеспечить до 10% необходимого ЕС газа.

Это продвижение ЕС в сторону центральноазиатского региона начинает беспокоить Россию. И снова очевидна Большая игра. Эксперт из Королевского института международных отношений Эдмунд Херциг (Edmund Herzig) отметил, что Центральная Азия 'является важным, и потенциально очень важным регионом для энергетической безопасности Европы, если мы хотим диверсифицировать источники энергопоставок. Этот регион кажется нам далеким. Но так как Европа идет на восток, он становится постепенно ближе'. Он указал на то, что Центральная Азия уже практически находится 'по соседству' с Европой.

Стратегической целью Вашингтона является превращение ЕС в несговорчивого конкурента России в регионе Центральной Азии. Американский аналитический центр Stratfor недавно резюмировал: 'Европа является новым "поклонником" Казахстана, у нее есть деньги, технологии и желание получить нероссийские энергоресурсы, она стремится к созданию нескольких совместных проектов с Казахстаном, то есть собирается дать бой Кремлю в энергетическом секторе и за "привязанности" Астаны'.

Если громкие слова являются частью Большой игры, то Stratfor ими явно увлекся. Недавняя российская инициатива на энергетическом фронте показывает, что Москва полна решимости играть на опережение против Вашингтона, независимо от того, какую стратагему тот разработает на российских задворках в евразийском регионе, простирающемся от Балкан до Кавказа и Центральной Азии.

Г-н М.К. Бхадракумар более 29 лет служил дипломатом в Министерстве иностранных дел Индии, в том числе занимая посты послов Индии в Узбекистане (1995-98 гг.) и в Турции (1998-2001 гг.)

____________________________________________________________

Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Инна Сысоева

Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей