Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Зять Ельцина и бывший 'агент 007': дуэль олигархов за российские самолеты

Но настоящий визави Лебедева в 'Аэрофлоте' не Окулов, который может 'полететь' в любой момент

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Женившись на дочери одного из лидеров уральской партии в начале 80-х годов, Валерий Окулов, конечно же, думал заключить выгодную сделку для своей карьеры. Случилось то, что инженер и пилот не мог даже представить: по истечении нескольких лет он поднялся до 'верхушки' организации, которая была самой большой авиакомпанией в мире. И что сегодня он задает тон на аукционе, в котором 'Аэрофлот', где Окулов занимает что-то вроде поста генерального директора, участвует в приобретении контроля над Alitalia...

Выходцем из КГБ является один из значительных акционеров перевозчика с серпом и молотом. Предполагается, что он близок к Путину.

Валерий Окулов продвигает компанию за границу. Ответные шаги компаньона Лебедева

Женившись на дочери одного из лидеров уральской партии в начале 80-х годов, Валерий Окулов, конечно же, думал заключить выгодную сделку для своей карьеры. Случилось то, что инженер и пилот не мог даже представить: по истечении нескольких лет он поднялся до 'верхушки' организации, которая была самой большой авиакомпанией в мире. И что сегодня он задает тон на аукционе, в котором 'Аэрофлот', где Окулов занимает что-то вроде поста генерального директора, участвует в приобретении контроля над Alitalia.

Уральского лидера звали Борис Ельцин, и когда в 1985 году он перебрался в Москву, он взял с собой и дочь Елену и, естественно, ее мужа, Валерия, который с того времени каждый раз поднимался на новую ступень с тем, кто впоследствии сделался президентом демократической России.

Сейчас Окулов еще 'в седле', благодаря поддержке 'семьи' (так все еще называют Ельцина и его приспешников), но он должен считаться с другим 'выдающимся' персонажем, который контролирует почти треть капитала авиакомпании и с которым они враждуют. Речь идет об Александре Лебедеве, 47 лет, бывшем агенте КГБ, который сегодня, согласно журналу Forbes, располагает личным состоянием в 3,7 миллиарда долларов. Лебедев присягает на верность Путину и сейчас оспаривает управление 'Аэрофлотом', у которого, по его мнению, слишком мало самолетов, он ими плохо управляет, у него маленькая прибыль и он не продвигается за границу. История с Alitalia ('Это окно в Северную Африку и Южную Европу', - объяснил Окулов) может стать полем боя, на котором они сойдутся в поединке.

Проблемы 'Аэрофлота' с самолетами начались еще давно, задолго до того, как компанией начал управлять Окулов. Для того, чтобы приобрести западные самолеты без уплаты таможенных сборов и налогов на добавленную стоимость (в общей сложности 42% от цены, по которой они приобретались), 'Аэрофлот' договорился с государством: учитывая прибыль, полученную от 27 самолетов, взятых в лизинг, компания обязывалась приобрести 21 самолет российского производства, чтобы поддержать отечественного производителя. Не выполнив этого, компания была обложена штрафами во время управления Окуловым в размере 500 миллионов долларов, которые в 2001 году были 'отменены'. Сейчас, по некоторым слухам, 'Аэрофлот' делает новую попытку, объявив о своем намерении приобрести самолеты 'Сухого' за 820 миллионов долларов. Взамен он потребует освобождения от пошлин на иностранные самолеты? Пока Окулов делал карьеру под крылышком у царя Бориса, Лебедев тоже вел свою игру. В лондонском посольстве он работал на КГБ в области 'предотвращения утечки капитала за рубеж' на стадии распада СССР, как рассказал он сам. В России в полголоса говорят о том, что в тот период именно секретные службы накапливали огромные капиталы за границей, следы которого потом были утеряны.

Как бы там ни было, по возвращении в Россию в 1992 году и после ухода из КГБ в чине подполковника (как и Путин), он начал заниматься бизнесом. Спустя 3 года он стал главой Национального Резервного Банка, который за один год в 50 раз сумел увеличить свои активы. О Лебедеве говорят, что он 'назначенный олигарх', в том смысле, что кто-то его им сделал и что, возможно, не все суммы, которыми он располагает, принадлежат лично ему. Его имя всплыло даже в ходе избирательной компании по переизбранию Ельцина в 1996 году. Он был назван главным спонсором. Пакет акций 'Аэрофлота' он приобрел у Романа Абрамовича, который, в свою очередь, неизвестно как получил их от олигарха Бориса Березовского, о котором ходят самые разные слухи. В те времена утверждалось, что 'Аэрофлот' доят как корову. Все расходы были возложены на государство, а поступления в иностранной валюте направлялись за границу и клались на секретные банковские счета. Сейчас Лебедев контролирует самолетостроение, владеет пакетом акций 'Газпрома', акциями другого энергетического колосса РАО ЕЭС, он стал депутатом, и заявляет, что является либералом. Он состоит в отличных отношениях с Кремлем, однако он также связан с Горбачевым и вместе с бывшим генеральным секретарем финансировал еженедельник, где работала убитая журналистка Анна Политковская.

Но настоящий визави Лебедева в 'Аэрофлоте' не Окулов, который может 'полететь' в любой момент. Генеральный директор в действительности подчиняется 'своему человеку' в Кремле. Это - Виктор Иванов, заместитель главы президентской администрации, который не любит показываться из тени. Он выходец из КГБ, родом из Петербурга, также как Путин, и он только что был назначен президентом совета директоров 'Аэрофлота'.

_________________________________________

Турбулентное эхо прошлого ("The Times", Великобритания)

Чтобы понять сегодняшнюю Россию, побывайте в ее аэропортах ("The Economist", Великобритания)