Это было всего пятнадцать дней назад, быстро, как и сам праздник, канувших в Лету: лидеры всего мира пели славословия, а публика тихонько вздохнула и пожала плечами. Происходило празднование 60 лет принятия Всеобщей декларации прав человека: государства поздравили друг друга и выразили удовлетворение тем, что двигались в верном направлении, в то время как несогласные еще раз проявили свой бунтарский нрав, констатировав, насколько цель далека. И каждый остался при своем, сохранив копию своей похвальной или траурной речи, которая вновь сослужит службу - даже видоизменять не придется - через десять, двадцать или тридцать лет, когда наступит новая круглая дата, и человечество в очередной раз будет вынуждено констатировать, что права человека трогают сердца, но не правят.
Невинные празднуют, циники выбирают 'реальную политику', и все они погрязли в одном и том же невежестве. Они не знают, или делают вид, что не знают, что где-то за день до этой ослепительной всеобщей декларации было принято не менее всеобщее определение преступления геноцида. С одной стороны - позитивная и безмятежная всеобщность прав, с другой - негативная всеобщность абсолютного ужаса. Что тут первично? Освенцим стал возможен не потому, что права человека игнорировались. Но именно из-за того, что Освенцим, как выяснилось, был возможен, люди договорились о всеобщих правах, призванных предотвращать повторение подобных бедствий. Шестьдесят лет спустя - провал в памяти: никто больше не вступает на этот негативный путь, когда осознание необходимости соблюдения прав человека проистекает не из положительного образа человека, а из нелицеприятной картины всеобщей бесчеловечности.
Ничего еще не решено. До сих пор обоснование необходимости всеобщих прав идет от противного. И в конце XX века произошел новый геноцид - племени тутси в Руанде. Там за три месяца погибли от ударов мачете около миллиона мужчин, женщин и детей. Спустя год после того как был поставлен этот абсолютный рекорд по скорости и жестокости, генеральный секретарь ООН, который ничего не предпринял, чтобы помешать эскалации убийств, с гордостью провозгласил себя 'совестью мира' - перед нашими глазами предстала фантасмагорическая картина триумфального безразличия.
Поговорите с жителями Киву, которые с той поры постоянно испытывают на себе последствия этой раковой опухоли. Мы что ни день слышим о новых бойнях - Кавказ, Дарфур, Зимбабве и т.д. и т.п. (1). Отсутствие прав человека убивает. Может быть, речь идет о мелких несчастных случаях, приносящих горе окраинам планеты? Именно в этом хотят нас уверить наши 'реальные политики', которые делают ставку на то, что мир и равновесие на планете, будут достигнуты усилиями держав, эгоистичных, мало пекущихся о правах человека, но ради самосохранения вынужденных проявлять благоразумие. Однако этот прогноз заранее установленной гармонии 'реализмом' пока не подтверждается.
Возьмем Россию Путина, который в высшей степени наплевательски относится к правам человека, как в Кремле, так и - опросы общественного мнения в том порука - в отношении населения страны, уставшего от семидесяти лет коммунизма и убаюканного одноликими СМИ. У Вас вызывает доверие присутствие у врат Европейского Союза этой крупной державы, чьи танки нарушают международные границы, чтобы совершенно безнаказанно аннексировать две грузинские области? Вас успокаивает эта сеть, которой с помощью запугивания, пропаганды и коррупции (приятного аппетита, г-н Шредер!) 'Газпром' опутывает Евросоюз, чтобы обеспечить себе нефтегазовую монополию? Вас не смущает, что Европа попадает в рабскую зависимость от энергетической доброй воли никем не контролируемой автократии? И разве столь уж нелепым является предположение, что, если под лучами мирового финансового кризиса растают горы нефтедолларов (70% российского бюджета), руководители страны, обладающей вторым военным потенциалом на планете, попытаются с умноженной жестокостью вернуть себе утраченное богатство? Чудовищная вредоносность России с ее способность брать под свое крыло не только Чавеса и южноамериканских наркомарксистов, но и Северную Корею, и Иран с его ядерными поделками, может взять в заложники мир во всем мире. Существует опасность повторения весьма успешного шантажа 1990-2000 гг.: или МВФ безо всяких условий выделяет нам средства, , или же мы, Кремль, способны на все что угодно. Вспомните, как в 1998 году мертвецки пьяный Ельцин вертел в руках ядерный чемоданчик . . . Можно себе представить гораздо более изощренную и тревожную инсценировку.
Возьмем Китай. Ничего общего с Россией, кроме того же унаследованного от красного тоталитаризма презрения к правам человека и правам национальных меньшинств. Потрясающее экономическое чудо вынуждает Срединную империю к полной содидарности с мировой экономикой. Стремление Китая к обретению могущества (в отличие от российского стремления к вредоносности) исчисляется десятилетиями, и в его интересах, чтобы финансовый кризис, не пощадивший ни Запад, ни Восток, как можно скорее завершился. Значит ли это, что полтора миллиарда наших современников могут спокойно обойтись без основополагающих свобод: слова, выражения своего мнения, протеста? Отнюдь нет: смертная казнь бьет все мировые рекорды, а счет за пули расстрельного взвода высылается семьям казненных. Большинство рабочих практически обращено в рабство, а лишенные собственности крестьяне беспомощны перед лицом властей и вынуждены отрабатывать барщину.
Но это еще не все - невероятный технический прогресс сопровождается риском и опасностью эпидемий, распространению которых безмерно раздутый чиновничий аппарат противостоит с трудом и с опозданием: СПИД может год бушевать в целой области страны без попыток вмешательства со стороны властей; массовые отравления токсическими веществами проистекают посреди преступного безразличия, распространяются в другие страны; школы после каждого подземного толчка хоронят детей, а коррумпированные застройщики процветают . . .
После 1917 года технический прогресс стал служить оправданием для железной руки коммунистического деспотизма ('советская власть плюс электрификация всей страны'), и мы слишком быстро забыли, что Чернобыль ознаменовал кончину СССР, наглядно показав, что бюрократия, лишенная всяческого общественного контроля и не уважающая 'человеческий материал', представляет опасность для всей планеты. Нарушение прав человека в Китае чревато неожиданными катаклизмами.
Не стоит тешить себя иллюзиями, что в наших силах не позволить печальным последствиям деятельности режимов без веры и закона пересечь границы деспотических государств. Ни одна таможня не в силах остановить радиоактивные облака, бактерии, вирусы и прочие эпидемии. Более того, в век глобализации для преступности и коррупции не существует границ, а правительственные и неправительственные мафии заселяют, или даже поглощают демократии, гордящиеся своими древними традициями. Англичанин Миша Гленни (Misha Glenny, автор книг McMafia, Crime Without Frontiers) исследовал масштабы под- и надгосударственного 'теневого' рынка преступных путей и средств - в настоящее время он составляет 20% от мирового ВВП. Вот та гнилая реальность, которой не желают взглянуть в глаза адепты 'реальной политики': под черным солнцем беззакония плодятся чудовища.
Свободное общественное мнение должно ограничивать политическое всемогущество деспотизма, как и всемогущество современных технологий. Самопровозглашенные 'реалисты' от политики и идеологии, считая, что права человека могут заменить душу, демонстрируют свой пагубный сюрреализм.Эти права - неотъемлемое условие нашего выживания, они не столько распахивают врата в лучший мир, сколько баррикадируют двери в ад.
(1) Статья писалась до атаки Израиля на сектор Газа
Андре Глюксман - философ
_________________________________
А. Глюксман: Доктрина Путина ("Forbes", США)
А. Глюксман: Безволие западных демократий перед лицом Китая ("Liberation", Франция)
Андре Глюксман: Сахаров и Ходорковский: все тот же бой . . . ("Le Monde", Франция)
Андре Глюксман: Месяц в чеченском гетто ("Le Monde", Франция)
* * * * * * * * * * * *
Непримиримая Россия (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Большевистский дед Мороз (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Суверенные права "чекистов в законе" (Общественная палата читателей ИноСМИ)
"Сопли" и "яйца" года (Общественная палата читателей ИноСМИ)