Каждый раз, когда поднимается тема российско-китайских отношений, неизбежно возникает вопрос: оставят ли эти отношения след на геополитической шахматной доске?
На первый взгляд, кажется, что Россия и Китай просто созданы для геополитического сотрудничества: Россия, наделенная, казалось бы, неисчерпаемыми природными ресурсами, обеспечивает Китай - завод мира - энергоресурсами, и китайский конвейер по производству дешевых товаров продолжает работать.
Двухдневный визит Владимира Путина в Китай, прошедший на фоне европейского турне Хиллари Клинтон (или, быть может, наоборот, это турне Клинтон назойливо маячило на втором плане), в очередной раз показало готовность Пекина поглощать неприлично большие запасы российского газа.
'Китай представляет собой колоссальный рынок', - в очередной раз подчеркнул Владимир Путин после переговоров с премьер-министром Китая Вен Джиабао, состоявшихся во вторник. 'Диверсификация поставок - это очень важное направление для 'Газпрома'.
'Газа полно!', - заявил вице-премьер Игорь Сечин. 'Полно газа! Можем дать столько, сколько китайцы захотят. Но переговоры ведет Миллер.' Во вторник Миллер заявил, что речь идет о возможной сделке между российским государственным монополистом и китайской Национальной нефтяной корпорацией приблизительно на 70 миллиардов кубометров газа в год, но цена еще не была установлена, а договор не был подписан.
Принимая во внимание все факторы, создается впечатление, что Китай даже не заметил, что на дворе мировой финансовый кризис. И действительно, Китай, имеющий общую с Россией границу протяженностью в 4 300 километров (что приблизительно равно пути от Бостона, штат Массачусетс, до Майами, штат Флорида, и обратно), значительно вырвался вперед по сравнению с другими мировыми игроками и готов показать поразительный рост ВВП на 8 процентов в 2009 году. Для этого требуется совместная работа с Россией.
Больше, чем газ
Находясь в поле экономического притяжения Китая, Москва имеет замечательную возможность смягчить удар кризиса. Явным преимуществом России является военно-промышленный сектор. Притом, что многие наблюдатели подчеркивают чрезмерную ориентированность России на экспорт сырья, из внимания часто упускаются денежные поступления оборонного комплекса России, в особенности, поступающие от Китая.
С момента подписания договора о военно-техническом сотрудничестве между Москвой и Пекином в декабре 1992 года Китай закупил у Российской Федерации оборонной продукции больше, чем все остальные страны вместе взятые.
'В 1990-е годы поставки составляли около 1 миллиарда долларов в год', - пишет Ричард Вайтс в своем докладе для Института стратегических исследований (the Strategic Studies Institute) ('Российско-китайские отношения: стратегический параллелизм без партнерства или любовь?', август 2008г.).
'В последние годы, - продолжает Вайтс, - данная цифра приблизилась к 2 миллиардам долларов в год. По некоторым оценкам, в период с 1992 г. по 2006 г. общий объем поставок российской военной техники и оружия в Китай составил порядка 26 миллиардов долларов, что значительно превышает поставки США'.
Частично эти огромные цифры можно объяснить решением России реформировать свой военный сектор с учетом требований рынка, изменив подход советской плановой экономики, оказавшей пагубное влияние на страну.
В результате новой российской стратегии продаж Китай стал гордым обладателем некоторых видов наиболее устрашающего российского вооружения, включая истребитель Су-27, многоцелевой самолет Су-30, главный боевой танк Т-72, разнообразную военно-морскую технику, например, подводные лодки и боевые корабли.
Сотрудничество в военной сфере показало потрясающее умение Китая копировать, а иногда и улучшать технические решения других стран, и Россия не исключение.
Например, в период с 1998 по 2005 год китайцы произвели более ста истребителей Су-27СК по российской лицензии с использованием большого количества российских деталей. Этот опыт позволил Китаю дать толчок собственной молодой военной отрасли. Например, истребитель-бомбардировщик Jian-10, выпущенный в 2007 году, создан с использованием ракет и двигателей китайского производства.
Китай не вел военных действий уже 30 лет, но тем не менее, стремится активно демонстрировать миру свои военные достижения.
Так, 1 октября площадь Тяньаньмэнь была перекрыта: отмечая шестидесятилетие коммунистического правления, на площади была показана самая разнообразная военная техника, произведенная в Китае, включая новое поколение ракет высокой точности.
Положение России напоминает ситуацию из романа 'Уловка-22': с одной стороны, Россия очень удачно продает военную технику, инженеры оборонного сектора довольны жизнью, получая высокие зарплаты. Наконец-то проведена военная реформа, основанная на принципах свободного рынка, и военные расходы составляют лишь 3 процента ВВП России.
Но в то же время, продавая Китаю ультрасовременные технологии, Россия сама себе создает гипотетическую угрозу в виде соседа с миллиардным населением, вооруженным до зубов российским же оружием. Но российские аналитики сохраняют свою убежденность в том, что факторы, объединяющие Россию и Китай (например, недовольство американскими военными операциями по всему миру) всегда будут перевешивать при возможных разногласиях.
'Сегодня КНР - влиятельная держава, вносящая большой вклад в обеспечение международной стабильности', - заявил президент России Дмитрий Медведев. 'В России искренне рады успехам дружественного Китая в продвижении по пути реформ и модернизации', - сказал президент в своем выступлении в Кремле по поводу шестидесятилетней годовщины правления коммунистической партии в Китае.
Союзники в силу обстоятельств
В январе 2007 года Китай удивил мир, уничтожив приходивший в негодность метеорологический спутник на расстоянии около 500 миль (805 км) над землей. Данное событие вызвало огромный резонанс в США, которые сильно зависят от интегрированной сети шпионских спутников - глаз американской разведки.
Некоторые американские военные аналитики высказали предположение, что это явилось попыткой Китая привлечь внимание к продолжающемуся наращиванию американского вооружения в космосе.
Москва и Пекин уже на протяжении долгого времени пытались добиться подписания Вашингтоном международного договора о запрете милитаризации космоса, но администрация Буша настойчиво отклоняла данную инициативу, заявляя, что их национальная безопасность требует 'свободы действий в космосе'.
В августе 2006, всего за 5 месяцев до китайской 'противоспутниковой провокации', администрация Буша, известная совей пресловутой озабоченностью дипломатией, издала документ, который иначе как 'жутковатым' и не назовешь.
Новая американская космическая программа гласила, что США 'сохраняет за собой свои права, возможности и свободу действий в космическом пространстве' и 'предупреждает или предостерегает других от ущемления этих прав или же от развития возможностей, связанных с подобными намерениями'.
И, наконец, в ней говорится о том, что США, 'при необходимости, запретят своим противникам использовать космические возможности, которые могут нести в себе угрозу национальным интересам США'.
В документе не дается определения тому, кто же такие эти 'противники', и какие конкретные действия и 'космические возможности' иностранных государств могут представлять 'угрозу национальным интересам США' (например, разрешено ли другим государствам запускать на орбиту метеоспутники?).
Вкратце, по прочтении этого текста складывается впечатление, что США не готовы делиться обширными границами космического пространства ни с кем, кроме американских корпораций.
Но сближению Пекина с Москвой способствовала не только резкая критика эпохи Буша.
Авторы сенсационной статьи в уважаемом американском политическом журнале Foreign Policy ('Расцвет американского ядерного превосходства', март/апрель 2006) пришли к следующим выводам - 'Соединенные Штаты Америки стоят на пороге достижения ядерного превосходства'.
'Вот уже почти полвека, как мощнейшие мировые ядерные державы застряли в военном тупике, известном как 'взаимное гарантированное уничтожение'...- так начинается статья. - Дискуссия на эту тему может показаться отголоском древней истории, но, в действительности, сейчас это актуально, как никогда - потому что эпоха 'взаимного гарантированного уничтожения' подходит к концу'. (В декабре 2001 года, Джордж Буш заявил, что США выходит из договора об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года и запускает систему ПРО, которая была запрещена в рамках того договора) 'Впервые за почти 50 лет, - надрывается статья далее, - США находятся на пороге достижения ядерного превосходства. Возможно, вскоре Америка сможет уничтожить арсеналы ракет дальнего действия России и Китая с первого удара. Такой грандиозный сдвиг в ядерном соотношении сил является результатом серии корректировок в американских ядерных системах, стремительного уменьшения российского ядерного арсенала и чрезвычайно медленные темпы модернизации ядерных сил Китая'.
Хотя эта статья, а также ей подобные, сильно недооценивают реальный уровень эффективности ядерного арсенала России, не говоря уже о китайских достижениях в ядерной сфере, эти рассуждения, естественно, не нашли теплого отклика в Москве и Пекине. Из-за таких вот высокомерных статей становится более понятно, почему Москва по-прежнему неистово противостоит любым американским системам ПРО в зоне своего влияния.
Более того, такой безответственный анализ, не в меньшей степени оказывающий влияние на политическую сферу, фактически заставил Китай и Россию войти в своего рода ограниченное партнерство.
К сожалению, даже полученная Бараком Обамой Нобелевская премия мало, что может сделать для того, чтобы стереть память о 8-летнем царствовании ошибок администрации Буша.
Обращение Путина к Шанхайской Организации Сотрудничества
Во вторник Премьер Министр Путин выступил с обращением к Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), которая является международной региональной организацией, в состав которой входят Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
Монголия, Индия, Иран и Пакистан получили статус наблюдателей в организации.
Шанхайская Организация Сотрудничества была основана 15 июня 2001 года в Шанхае. Целью создания организации было заявлено расширение взаимодействия среди стран-членов организации в разных сферах, таких, как безопасность, экономика, транспорт, культура, помощь при стихийных бедствиях и обеспечение правопорядка, с приоритетами в сфере безопасности и экономическом сотрудничестве.
В августе 2007 года, во время антитеррористических учений ШОС, Путин отмел предположения о том, что ШОС, как считали некоторые аналитики, можно сравнить с НАТО, и что Москва надеется укрепить свое влияние в Центральной Азии под прикрытием ШОС.
'Сравнение ШОС с НАТО не соответствует действительности и неадекватно ни по содержанию, ни по форме, - цитирует Путина ИТАР-ТАСС. - ШОС была создана, чтобы решить пограничные вопросы между Россией и Китаем, и мы успешно их решили'.
Во вторник Путин призвал страны-члены ШОС повысить эффективность и сотрудничество во внешней политике между правоохранительными органами организации - особенно в отношении Афганистана, где возглавляемая США военная Коалиция ведет кровавое сражение с Талибаном.
'Развитие ситуации в нашем регионе, прежде всего в Афганистане и вокруг него, - заявил Путин в ходе встречи с премьер-министрами стран ШОС, - требует наращивания согласованных действий по линии внешнеполитических ведомств и силовых структур'.
Далее, премьер-министр призвал к созданию механизма внутри ШОС для борьбы с проблемой наркотраффика из Афганистана.
Россия уже давно говорит о том, что является главной жертвой поставок героина из Афганистана, который уносит жизни до 30,000 россиян в год.
Просьбы о применении программы воздушного распыления со стороны России в адрес США пока не нашли никакого отклика.
'Необходимо ускорить формирование в рамках организации эффективного механизма совместной работы на антинаркотическом направлении', - сказал Путин. Он напомнил, что именно об этом в мае текущего года договорились в Москве руководители профильных служб.
'Символично, что именно в Шанхае - городе, где родилась наша организация, - 100 лет назад состоялось заседание Шанхайской опиумной комиссии", - отметил премьер. "Тогда по инициативе ряда стран, в том числе России, были заложены основы международного сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, - сказал он. - И это направление работы должно оставаться в центре нашего внимания'.
Российский премьер также призвал к 'повышению эффективности региональной антитеррористической структуры ШОС и проведению упреждающих мер, направленных против 'отмывания' криминальных доходов'.
Рассмотрев эти не несущие в себе угрозы, доброжелательные инициативы, выдвигаемые членами ШОС в Пекине, кажется, что Западу нечего опасаться сложившихся, хороших отношений как между Китаем и Россией, так и между другими странами-членами ШОС.
Тем не менее, Западу, а в особенности США, можно поставить в заслугу то, что они буквально бросили Китай и Россию друг к другу в объятия - в результате чего те и стали более надежными союзниками в силу обстоятельств.