Россия все еще пребывает в шоке от массового антиправительственного митинга, прошедшего в Калининграде, где три недели назад как минимум 10, а то и 15 тысяч человек требовали отставки Владимира Путина. Эксперты ломают голову, почему в огромной стране взбунтовался именно этот отдаленный прибалтийский анклав. − Фельетон из цикла "Из России о России".
Удивительно, что в Москве не понимают, что в Калининградской области ничего не произошло внезапно, что жители этого региона Российской Федерации по своей природе были и будут самыми непокорными.
В период президентства Бориса Ельцина областью управлял Юрий Маточкин − профессор, человек светский и бывалый. Он понимал, что регион, отрезанный от российского континента, может развиваться и жить только при условии получения специального статуса. И он отвоевал правительственный закон, дающий Калининграду таможенные и налоговые привилегии. Жители были больше всего довольны возможностью привозить с Запада подержанные автомобили без таможенных пошлин. Этим в течение нескольких лет жили десятки тысяч людей, и жили довольно неплохо.
Когда в Кремль пришел Путин, он взялся за унификацию Российской Федерации и отобрал у регионов их привилегии. Калининград перестал быть экономической зоной, привлекательной для инвесторов, а заградительные пошлины на иномарки убили автомобильный рынок.
Калининград, как любят подчеркивать чиновники местной администрации, вовсе не стал беднее других российских регионов, ведь средняя зарплата здесь выше, чем средняя зарплата по стране. Но местные не сравнивают себя с жителями какой-нибудь кавказской Ингушетии или Вологды, у них перед глазами находятся Литва или Польша, где заработки значительно выше, а цены в два раза ниже.
В Калининграде развивается единственная в своем роде нелегальная торговая сеть. Обладатели шенгенских виз привозят в багажниках своих машин продукты из польской "Бедронки" (сеть дешевых супермаркетов – прим. пер.) и распространяют их среди своих знакомых. А те в свою очередь передают номера мобильных телефонов этих торговцев людям, которым они доверяют. Сеть посвященных быстро растет. Челноки, привозящие из Польши йогурты или сосиски, хорошо зарабатывают, а их клиенты довольны, что могут покупать неплохой товар по гораздо более низким ценам, чем в местных магазинах.
Уже пять лет областью управляет губернатор Георгий Боос, присланный из Кремля с заданием навести здесь такие же порядки, как в других регионах. Боос привез с собой московских чиновников и московскую идеологию, согласно которой Россия "встает с колен", лучше других справляется с кризисом, заботится о своих гражданах, и вообще жилось бы в ней превосходно, если бы ее не окружали со всех сторон завистливые и хищные враги.
В такие сказки охотно поверят где-нибудь на Волге, но не на Балтике. Только каждый десятый молодой калининградец бывал в центральной России, но почти каждый (и не один раз) видел Польшу, Чехию или Германию. И не только магазины. Жители анклава открыто и давно говорят, что они хотели бы иметь у себя такие же законы и порядки, как в Европе.
И они способны этого требовать. Когда Боос, придя к власти, первым делом поднял дорожный налог, ответ последовал незамедлительно: тысячи автовладельцев привязали к антеннам своих машин оранжевые ленточки. Губернатор "намек понял " и забыл о повышении налога. Уже семь лет в области ведет деятельность свой собственный КГБ (Калининградский Гражданский Блок), который регулярно организует многотысячные акции против самоуправства властей.
Сейчас, когда приезжие спрашивают у жителей Калининграда, почему именно у них царят такие сильные оранжевые настроения, те ссылаются на Петра I. Этот царь еще 300 лет назад именно на Балтике, как говорят в России, "прорубал окно в Европу".
− Именно что окно: мы стоим у него и смотрим в Европу, а войти не можем. Так что кроме окна нам бы хотелось иметь еще и дверь в Европу, − говорят жители самого западного региона России.