Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обзор СМИ стран СНГ и Балтии (09.08)

© sxc.huгазеты
газеты
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российские чиновники настойчиво подбрасывают Украине идею, в соответствии с которой наша страна в состоянии убедить Россию отказаться от строительства газопровода «Южный поток», идущего практически в обход Украины и делающего украинскую ГТС, во всяком случае в глазах европейцев, бесполезной кучей металла.

СМИ Украины

«Нафтогаз Украины» вскоре начнет процедуру инициации первой очереди инвестиционного проекта, направленного на реконструкцию линейных сооружений газопровода «Уренгой—Помары—Ужгород». Предусматривается, что финансировать обновление этой трубы (девять компрессорных станций, диаметр каждой из трех ниток — 1 420 мм, общая длина — 4451 км, протяженность по территории Украины — 1 160 км, мощность — 32 млрд кубометров газа в год) будут международные финансовые организации (МФО). Соответствующий приказ НАКу (№294) можно увидеть на сайте Минтопэнерго. Авторы документа отмечают, пишет газета «День», что его целью является «ускорение реализации совместного заявления по результатам международной инвестиционной конференции ЕС—Украина и последующих договоренностей сторон об участии МФО в финансировании модернизации и реконструкции ГТС Украины»,

В частности, Минтопэнерго поручило «Нафтогазу» образовать группу управления и разработать график и план мероприятий по подготовке и реализации проекта, включая планы закупок и финансирования. «Нафтогаз» должен обеспечить финансирование и разработать технико-экономическое обоснование проекта, включая оценку влияния на окружающую среду, и провести государственную инвестиционную экспертизу. На первый взгляд, все очень продуманно, основательно и серьезно. Бумажные шевеления на трассе этого газопровода соответствуют амбиционным намерениям нашего Минтопэнерго. Оно планирует до 2018 года привлечь 6,5 миллиарда долл. на реализацию инвестиционных проектов по модернизации ГТС Украины. В частности, на «Уренгой—Помары—Ужгород» планируется привлечь 1,3 миллиарда долл. Таким образом, мы хотим заставить Европу реализовать обещания, озвученные на упомянутой выше конференции. Искренни ли эти демарши со смешными приказами «Нафтогазу», если учитывать, что параллельно Украина довольно благосклонно и без всяких протестов выслушивает «шутки» об объединении «Нафтогаза» и «Газпрома»?

Российские чиновники настойчиво подбрасывают Украине идею, в соответствии с которой наша страна в состоянии убедить Россию отказаться от строительства газопровода «Южный поток», идущего практически в обход Украины и делающего украинскую ГТС, во всяком случае в глазах европейцев, бесполезной кучей металла.

«Южный поток» фактически дублирует украинскую ГТС, и транзит через Украину самый дешевый и оптимальный, но все упирается в политику. Отказ от «Южного потока» не предполагает больших издержек для «Газпрома»... Эти издержки есть, но они не космические», — говорит Симонов. По его убеждению, Украина превратила трубу в элемент политического давления на Россию и отказываться от этого не хочет.

Минобороны России подготовило радикальную военную реформу, надеясь решить проблему с призывом в армию, отмечает автор публикации в газете «Сегодня». В частности, предлагается продлить призывной возраст до 30 лет (сейчас до 25), ужесточить систему ответственности за уклонение от военной службы и призывать в армию студентов. Более того, всех не отслуживших хотят лишить возможности занимать важные государственные посты.

Эта норма очень напоминает сюжет фильма Пола Верховена «Звездный десант», по которому гражданство, а значит, избирательное право, льготы, оплату обучения, внеочередное разрешение иметь детей, возможность заниматься политикой можно было получить только после службы в армии. «Уклонистов» собираются отслеживать на пограничных КПП, постах милиции и при помощи военной полиции, которая должна появиться в ближайшие годы. Если реформа будет реализована, то человек призывного возраста не сможет уехать за рубеж без специальной отметки в военном билете.

Создание ГУАМ преследовало две основные цели. Первая, — объединить усилия для противостояния гегемонии России на постсоветском пространстве. Показательно, что все страны-участники имеют территориальные проблемы с Россией, подчеркивают «Экономические известия». У Азербайджана это Карабах, у Молдовы — Приднестровье, у Грузии — Абхазия и Южная Осетия, у Украины проблемным остается Крым. Примечательно, что в момент создания организации Россия угрожала пересмотреть ограничения по обычным вооружениям в Европе, вследствие чего присутствие российских войск в этих странах могло затянуться на неопределенное время. Реальная деятельность организации разворачивалась, прежде всего, вокруг проблемы региональных конфликтов в Приднестровье, Карабахе, Южной Осетии и Абхазии. Участники объединения согласовывали свои позиции по проблемам «горячих точек», а миротворческий батальон ГУАМ должен был стать альтернативой российским миротворцам в этих регионах.

Вторая цель объединения — ослабить давление со стороны России в поставках энергоносителей или вообще избавиться от него. Предполагалось, что страны ГУАМ смогут лучше использовать свой потенциал транспортных коридоров для поставок каспийской нефти. На уровне идеи все складывалось неплохо — объединение должно было противостоять российской экспансии. Для этого у ГУАМ есть свои энергоресурсы. Однако, на «постсоветском пространстве» внешняя политика в большей степени, чем в других регионах, зависит от политики внутренней. Кроме того, она весьма зависима от настроений, личных отношений и сиюминутных интересов лидеров и их окружения. Характерной особенностью постсоветских политических элит является отношение к государству как к своей «временной собственности». Поэтому элиты не желают заниматься международными проектами, которые не гарантируют немедленной прибыли.

Выстраивание долгосрочной международной политики предполагает умение строить горизонтальные связи и эффективно их использовать. Постсоветские элиты просто не имеют этого опыта, их «успех» и вся их практика — это вертикальные взаимоотношения в рамках системы «я начальник — ты дурак». Так устроен и бизнес, и политическая жизнь в этих странах. Международная активность президентов Леонида Кучмы и Виктора Ющенко является ярким примером такой политики. Кучма с помощью своей «многовекторности» пытался выстраивать отношения с «начальством» в Вашингтоне и в Москве. Для него создание ГУАМа было способом задобрить американцев, а его фактическое бездействие — способом задобрить русских. Ющенко довольно энергично взялся за дело, прямо провозгласив на саммите в Киеве ГУАМ локомотивом «второй волны демократических революций». Затем ему стало не до революций и деятельность организации опять замерла.

Может ли ГУАМ стать полезным в будущем? Очевидно, что сама идея регионального объединения весьма плодотворна. Однако для того, чтобы она «сыграла», политикам надо иметь видение общего будущего, а не общего прошлого. Позитивным сигналом является подтверждение Украиной своей позиции по территориальной целостности Грузии и отказ признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Новая украинская власть продолжает активный диалог с Баку прежде всего в том, что касается поставки энергоносителей. Никуда не деться Киеву от общей с Кишиневом Приднестровской проблемы. Да и привлекательность полузабытых проектов с транспортировкой каспийской нефти и миротворческими силами может вырасти при определенных условиях. Даже если построенная Владимиром Путиным модель российского государства рухнет — а для этого есть предпосылки — участникам ГУАМ стоит самостоятельно строить свое будущее, а не дожидаться, пока Москва превратится из тормоза в локомотив демократических реформ.

СМИ Белоруссии


АФН отмечает, что появившаяся на прошлой неделе в российских СМИ очередная статья на тему строительства белорусской АЭС вызвала шквал дискуссий и рассуждений экспертов о якобы новом условии участия России в этом проекте – создание СП. На самом деле власти соседних стран уже публично позволяют себе усомниться в искренности намерений белорусских властей реализовать свой мегапроект. А руководство России, которой посчастливилось выиграть беспроигрышный в силу особенностей политического устройства РБ конкурс на выбор подрядчика белоруской АЭС, еще до вхождения белорусско-российских отношений в фазу крутого пике поставило перед собой вопрос: «Чего на самом деле нужно белорусским властям – АЭС или кредит на строительство некого объекта, который никто строить не планирует?» Несложно догадаться, что озвученная еще в 2005 году идея белорусской АЭС уже давно утратила свою привлекательность и перспективность с токи зрения России. Будет Беларусь строить АЭС или нет – это суверенное право суверенной страны.

Какое бы решение не было принято, Россия от планов строительства АЭС под Калининградом уже не откажется. В этой связи можно поставить под большое сомнение еще одно прозвучавшее сегодня заявление Семашко, а именно возможность подписания пакета соглашений между Беларусью и Россией по строительству АЭС в сентябре текущего года. Если Минск готов урегулировать [спорные] моменты на условиях российской стороны, то пакет документов по строительству АЭС будет подписан до конца текущего месяца, а уже в сентябре на зло премьеру Литвы А. Кубилюсу на полупустующей Островецкой площадке закипит работа. Но думается, что Беларусь не даст велосипедисту Кубилюсу повода для расстройства – озвученные российской стороной условия неприемлемы для сегодняшнего руководства Беларуси. Более того, если белорусские чиновники продолжат высказываться в духе сегодняшних рассуждений Семашко о том, кому более выгодна белорусская АЭС, то Россия и вовсе свернет все переговоры на эту тему. А весь «негатив» будет выплеснут на предприятия атомпрома в виде убедительной просьбы премьера РФ В.Путина ускорить строительство балтийской АЭС.

«Трагедию, разыгрывающуюся в России из-за пожаров, наконец заметили и в правительстве Беларуси и предложили стране-соседке помощь, пишут Белорусские новости. В ближайшие дни МЧС отправляет специалистов и технику тушить российские леса, - отмечает агентство. -Сегодня премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский позвонил по телефону и предложил своему российскому коллеге Владимиру Путину помощь в тушении лесных пожаров на территории России. Главный оперативный дежурный МЧС Александр Романенко рассказал, что принято решение о направлении в Россию 150 специалистов, 20 автомашин и двух вертолетов».

Газета «Наша Ніва» сообщает, что Партия БНФ обратилась с открытым обращением к соотечественникам, в котором утверждается, что «события ближайшего времени могут стать ключевыми для судьбы нашего Отечества». Говорится, что за 16 лет правления Лукашенко подвел страну к «серьезным экономическим и политическим проблемам, которые угрожают крахом его системе управления. Его шанс сохранения единоличное власти – это дальнейшая торговля национальными интересами, прежде всего в пользу Кремля и российских олигархов, усиление политических и экономических репрессий против собственного народа». Партия БНФ «предостерегает некоторых своих соратников по оппозиции от надежд на Россию, что с помощью нее можно изменить власть. Подобные ставки на Россию - безответственны. «Демократизация» в стиле Кремля – замена Лукашенко 1.0 на Лукашенко 2.0 – будет продолжением такой же политики деградации, только с демократическими декорациями. Нет ничего более циничного, лживого и комичного в том, что Кремль обеспокоен демократией в соседних странах».

СМИ Латвии


Суровая засуха этим летом уничтожит в России примерно пятую часть урожая пшеницы, прогнозирует «Диенас бизнесс». Подозрения, что Россия в этом году экспортирует на 30% пшеницы меньше, уже привели к росту цен, которые достигли самого высокого уровня за последние два года – 201 евро за тонну. Россия – четвертый в мире экспортер пшеницы. Эксперты опасаются, что рост цен на пшеницу может продолжиться. Аналитик Александр Босс отметил Financial Times, что на рынке мнение о ситуации в России в течение последних недель изменилось от «плохо до очень плохо». В последнее время Россия начала реализовать меры с целью увеличения своей доли на мировом рынке зерна, стремясь к удвоению объемов экспорта до 40-50 миллионов тонн. При благоприятных погодных условиях в прежние годы в зерновую отрасль были вложены большие средства, что способствовало также развитию смежных отраслей. О размере вреда, причиненного засухой, точнее можно будет судить в конце августа, когда будет убран урожай зерновых в Сибири. Сибирское зерно обычно составляет пятую часть всего урожая  в России.

Мировые цены на зерно уже поднялись на 30-40%, реагируя на обусловленный засухой неурожай в России, что влияет на рынок, скорее, как спекулятивный фактор, сказал порталу Nozare.lv представитель Латвийского государственного института аграрной экономики Андрис Миглавс. Практическое влияние России на рынок зерна ограничено, поэтому данный фактор имеет скорее спекулятивное значение - у участников рынка возникает ощущение общего дефицита зерна. Что касается мирового урожая пшеницы, то его драматического снижения не предвидится, отметил специалист.

По словам Миглавса, аномальная засуха в России, Украине и Казахстане уже повлияла на прогнозы урожайности: в 2009 году Россия произвела 93,5 миллионов тонн зерна, в этом году прогноз уменьшен до 80 миллионов тонн, однако допускается, что урожай составит не более 70 миллионов тонн.

В случае с Латвией российский фактор имеет и побочное значение, которое связано с предполагаемым сокращением транзита. «В случае Латвии российский фактор имеет еще и побочное влияние – у нашего транзитного бизнеса минимальные возможности получить что-то от потока экспорта российской зерновой продукции по причине его отсутствия. Может быть, что-то принесет единственно обслуживание импортных потоков России», - сказал Миглавс.

В центральной части России продолжаются обширные лесные пожары, спасательные службы страны вынуждены мобилизовать все больше сил для борьбы с огнем. Число жертв пожаров возросло до 48, и беспрецедентно резкая критика звучит в адрес премьер-министра Владимира Путина, которого россияне обвиняют в недостаточной работе по урегулированию критической ситуации, отмечает «Латвияс авизе». Путин в ответ на критику пообещал, установить видеокамеры на опустошенных огнем местах, чтобы следить в своем офисе за восстановлением сгоревших населенных пунктов, сообщают российские информационные агентства.

Президент России Дмитрий Медведев из-за пожаров прервал свой отпуск и объявил чрезвычайное положение в 500 городах и поселках. По официальным данным, в результате пожаров погибло 48 человек и сгорело около 2000 домов. Некоторые обозреватели подчеркивают, что количество жертв больше, но власти стараются это скрыть. Пожары в России бушуют на площади более 1000 квадратных километров. На вчерашний день удалось локализовать более 300 пожаров, но началось 237 новых, сообщает CNN. Самая тяжелая ситуация в Нижненовгородской, Владимирской и Воронежской областях, а также в Мордовии. Спасательные службы России информируют, что большинство пожаров началось из-за того, что люди жгли мусор, бросали окурки, разводили костры в пожароопасных местах.

Лесные пожары для своей выгоды пытались использовать жители одной из деревень Владимирской области, которые узнали, что Германия обещала помочь России новыми энергосберегающими домами. В надежде на то, что немецкая компания построит новые дома, не местном собрании открытым голосованием было решено не бороться с огнем, который приближался к деревне, а позволить ему охватить жилища.

СМИ Таджикистана

Автор газеты "Бизнес&Политика", рассматривая председательство Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), отмечает, что "идеологически с этим новым председательствованием Астаны должно было произойти смещение определенных центров влияния внутри организации и усиление позиции "неевропейских членов". Должна была наступить "эра ЦентрАзии" в ОБСЕ". Эра не наступила, организация не изменилась, Азия осталась Азией, Европа - Европой. Большей, чем есть толерантности в отношениях между членами ОБСЕ "западноевропейской ментальности" и "советской ментальности" не получилось, а сама организация, по-прежнему медленно, но верно сползает в омут неэффективности и бессмысленности. Очевидно, что проблема обусловлена, как неспособностью руководства Казахстана работать на столь высоком уровне, так и нежеланием самих европейских лидеров и структур ОБСЕ сотрудничать со своими новыми коллегами из транзитных стран на равных. Сказывается большая разница, как в экономическом развитии стран-участниц, так и демократическом, а также продолжающиеся последствия мирового кризиса.

Выдвижение Казахстана на роль страны-председателя ОБСЕ - это была, скорее всего, акция, призванная решить сразу несколько вопросов. Выдвижение Астаны на роль главы ОБСЕ в 2010 году должно было больно ударить по самолюбию Москвы и поддержать казахские амбиции по повышению авторитета и независимости перед Россией. Кремлю, в свою очередь, дали знать, что на фоне бесконечной критики, попытки принизить роль и влияние организации на постсоветском пространстве, ОБСЕ найдет новые более эффектные пути к сердцам "новых партнеров". Все это происходило на фоне острого кризиса между ОБСЕ и Россией из-за российско-грузинского конфликта. Но сейчас председательствование Казахстана в ОБСЕ для Европы стало менее значимым, так как в отношениях между Москвой и основными членами Евросоюза, а также с США, играющей не последнюю роль в этой организации, наблюдается заметное потепление. На микроуровне у ОБСЕ наблюдается прежняя импотенция, обусловленная высоким бюрократизмом и политической ангажированностью центральных органов управления. С этим Астана справиться не в силах или вовсе не собиралась. Так и существуют отдельные структуры организации и страновые подразделения, как видимость борьбы за демократию и права человека. От оставшегося полгода председательствования Казахстана в этой структуре трудно ожидать каких-либо серьезных подвижек.

В публикации в газете "Азия-плюс" отмечается, что современную социально-экономическую ситуацию Таджикистана невозможно представить без трудовой миграции. В настоящее время она оказывает большое влияние на систему жизнеобеспечения большинства семей Таджикистана, оказывая влияние на развитие в республике рынка строительных, банковских и автотранспортных услуг, авиационных перевозок, активному развитию сферы торговли, повышению культуры труда и уровня профессионализма мигрантов. Достижениями государственной политики по вопросам внешней трудовой миграции можно считать создание доступной сети денежных переводов, практически неограниченные возможности для миграции и доступность транспортных услуг, а также возможность иметь двойное гражданство с Российской Федерацией. С 2000 года правительством предприняты различные меры институционального характера по регулированию и развитию трудовой миграции за рубеж, однако существует множество нерешенных проблем.

Основным механизмом регулирования трудовой миграции в Таджикистане являлась среднесрочная программа трудовой миграции за рубеж, которая, как механизм регулирования исчерпала свои возможности. Анализируя данные различных источников, можно констатировать, что только 25- 30% таджикских мигрантов имеют урегулированный во всех отношениях статус в Российской Федерации. Этот показатель с каждым годом растет, но вместе с тем сотни тысяч граждан Таджикистана, выехавших на заработки за рубеж, сталкиваются с фактами дискриминации, и мировой финансовый кризис показал насколько трудовые мигранты и их семьи на родине уязвимы с экономической и правовой точки зрения. Остаются нерешенными вопросы социальной защиты и пенсионного обеспечения трудовых мигрантов, вопросы правовой поддержки мигрантов в стране трудоустройства, а также защита их здоровья.

Растет доля оставленных мигрантами семей на родине. Обостряется проблема правовой, языковой и профессиональной грамотности трудовых мигрантов, низок их культурный уровень. Вместе с тем, и механизмы управления трудовой миграцией в Таджикистане требуют совершенствования.
Немаловажным фактором выбора новой стратегии действий является возможность государства в финансировании. Трудовая миграция за рубеж рассматривается как временная возможность снижения напряженности на внутреннем рынке труда, и при этом развитие сферы занятости в самом Таджикистане, создание новых продуктивных рабочих мест должно быть приоритетом экономической политики страны. Политика трудовой миграции за рубеж должна быть ориентирована на нужды мигрантов, и государству необходимо в нужном объеме финансировать мероприятия по созданию эффективной системы управления этой сферой.

СМИ Узбекистана

Принятие решения Россией приостановления продажи пшеницы до конца этого года, очень быстро отозвалось эхом на рынках мирового сельского хозяйства, сообщает BBC.co.uk. В Чикаго, считающегося мировым центром продажи пшеницы, за один день цена на пшеницу подскочила на 8 процентов. Такого на рынке не наблюдалось более полувека. До этого, в июне месяце, цена на пшеницу и без того поднялась на 70 процентов.

А происходящая засуха в России, Украине и Казахстане, станет причиной острой нехватки пшеницы на мировых рынках. Упомянутая причина, помимо роста цен на хлеб и мучные изделия, также может повлиять на поднятие цен, на мясо и топливо.

Основным же странам-покупателям российской пшеницы, покупка пшеницы у других производителей обойдется в копеечку. Среди этих стран, есть и ряд стран из Центральной Азии.

В результате плохого урожая пшеницы в Казахстане, прогнозы о поднятии цен на казахскую муку в Узбекистане еще больше участились. Таким образом, каким эхом отзовется принятие этого решения Россией на странах Центральной Азии, основных покупателях мучных изделий.