Через Варшаву проехало семь больших грузовиков с радиоактивными материалами – высокообогащенным ураном. Этого количества урана хватило бы для производства восьми атомных бомб. Под Варшавой груз, который эскортировало сто полицейских, был перегружен в железнодорожный состав и привезен в Гдыню, откуда его отправили в российский Мурманск.
Это событие, являющееся частью американо-российского договора, состоялось две недели назад, но информация о нем появилась лишь сейчас. «Такого рода перевозки - строгая государственная тайна. О них можно говорить, только когда они уже состоялись, но не заранее», - объяснил Polska пресс-секретарь государственного Атомного агентства Станислав Латек (Stanisław Latek). Первой эту сенсационную информацию сообщила британская газета Daily Telegraph. В вышедшем в понедельник номере репортер Ник Мэо (Nick Meo), который был свидетелем перевозки, опубликовал подробный репортаж о том, как она происходила. «Я получил приглашение от организаторов понаблюдать с близкого расстояния, как выглядит такая перевозка. Кроме меня там был еще представитель журнала Nature и один журналист из США», - рассказал британский журналист изданию Polska.
Откуда уран взялся в Польше? Оказалось, что он был у нас очень долго. Состав, проехавший через половину территории Польши, вывозил из страны отработавшее ядерное топливо из исследовательских реакторов Института атомной энергии в городе Отвоцк-Сверк. Это часть американо-российских соглашений о ликвидации хранилищ высокообогащенного урана (т.е. урана, обогащенного изотопом уран-235) в мире.
«Уран, который находился в Отвоцке, был обогащен практически до 80 процентов, сейчас мы заменяем его материалом, обогащенным до неполных 20 процентов. Таковы положения этого договора», - подчеркнул пресс-секретарь Атомного агентства.
Это, впрочем, не был первый такого рода состав, проехавший через Польшу. В марте этого года в Россию вернулось все отработавшее высокообогащенное ядерное топливо, накопившееся при эксплуатации реактора «Эва» в 1967-1995 годах, а также около четверти отработавшего топлива из реактора «Мария», который эксплуатируется с 1974 года и по сей день (с перерывом на модернизацию в 1985-1993 годах).
Вывоз этих отходов производится на основании отдельного договора, который Польша и Россия заключили в сентябре прошлого года. Отработанное топливо должно навсегда остаться на территории Российской Федерации. Стоимость перевозки и хранения топлива в течение 20 лет покрывает правительство США. Дополнительные расходы, связанные с бессрочным хранением топлива и отходов его переработки по истечении этого периода покрывает польская сторона.
Как получилось, что состав сопровождали трое западных журналистов? «Я уже долгое время сотрудничаю с программой американского правительства «Инициатива по глобальному уменьшению угрозы» (Global Threat Reduction Initiative), цель которой – ликвидация хранилищ высокообогащенного урана во всем мире. Так как эта операция по перевозке была самой крупной операцией такого рода, нас с еще двумя журналистами пригласили за ней наблюдать, а позже описать. Было поставлено единственное условие - не обнародовать в течение двух недель никаких подробностей, поэтому была отсрочена дата публикации», - объяснил Ник Мэо.
Сейчас польский груз уже приближается к Мурманску. Но город не будет его конечной остановкой: в этом порту на Кольском заливе он будет перегружен в железнодорожный состав и отправлен в Сибирь, где он будет храниться.
Такие грузы проезжают по 28 странам – со столькими государствами США подписало договор об отправке высокообогащенного урана в место его происхождения. Поскольку высокообогащенный уран, который находился в Польше, был произведен в России, то туда он и был отправлен. Таким же образом поступили и румыны. За всю операцию платят, однако, американцы и не жалеют на это денег. Организация, занимающаяся ликвидацией хранилищ высокообогащенного урана, надеется справиться с задачей до 2013 года. Ее годовой бюджет, как сообщает Daily Telegraph, составляет 558 миллионов долларов.
Ликвидацию таких хранилищ американцы считают свои делом чести. Они опасаются, что они могут стать местом, где террористические организации, например, Аль-Каида, смогут достать материал, необходимый для производства грязной атомной бомбы.
«Мы не информировали общественность о перевозке еще и по этой причине. Мы хотели минимизировать риск, связанный с возможностью террористической атаки на перевозимый груз», - объяснил пресс-секретарь Атомного агентства.
Как подчеркнул Ник Мэо в беседе с Polska, перевозка и погрузка в порту Гдыни прошла без эксцессов, а организация и логистика всей операции не вызывала никаких нареканий.