Сергей Собянин не самым удачным образом начал свою деятельность на посту мэра Москвы. На этом посту он сменил известного популиста Юрия Лужкова, прошлой осенью отправленного в отставку президентским указом.
Во время одного из своих первых осмотров города Собянин посчитал, что киоски, где покупает продукты и товары первой необходимости основная часть москвичей, портят городской пейзаж и, долго не раздумывая, поснимал с должностей ряд префектов.
Испугавшись, что их постигнет та же участь, районные власти развернули целую кампанию по приданию цивилизованного облика киоскам и автолавкам. По историческим причинам, а также в силу особенностей приватизации недвижимости, эти легкие и разные по размерам и внешнему облику сооружения выполняют роль уличных торговых точек. В них предлагается широкий ассортимент товаров, включая газеты, книги, воды и напитки, пирожки, пирожные, пиццу, хлебобулочные и молочные изделия, фрукты, а также цветы, сигареты, носки, шапки, билеты на концерты и театральные представления. В конце рабочего дня у расположенных около входов в метро киосков скапливается немало людей, что вызвало особое неудовольствие мэра.
Районные власти взялись за дело с рвением, и через несколько дней тысячи киосков исчезли. С помощь кранов их вывезли неведомо куда, как будто речь шла об автомобилях, чьи водители нарушили правила парковки. Растерянные и удивленные, москвичи напрасно искали своих привычных поставщиков, которых прогнали с мест, несмотря на подписанные договора и правильно оформленные документы. Это вызвало многочисленные протесты. Общество защиты прав потребителей направило письмо в Государственную прокуратуру, а наиболее крепкие предприниматели (сеть быстрого питания, потерявшая 60 киосков) стали подавать судебные иски. По оценкам ОПОРы – организации поддержки предпринимателей – кампания по ликвидации киосков нанесла ущерб в размере порядка миллиарда рублей и оставила без работы около 10 000 человек. В мэрии признают, что переусердствовали, однако при этом каких-либо разумных решений не выдвигают. Единственное, что они предлагают, это заменить киоски старого образца тремя новыми моделями – классической, современной и свободного стиля -, разработанными Комитетом по архитектуре при Правительстве Москвы. Самый простой вариант (без холодильника, микроволновой печи и водопровода – стоит 500 000 рублей, сумма весьма ощутимая для мелких предпринимателей, который арендуют эти помещений либо непосредственно у мэрии, либо у других предпринимателей, которые приобрели лицензии на этот вид деятельности. Размещение новых торговых точек в Москве может быть завершено к 1 мая, а обозреватели прогнозируют, что все эти нововведения оплатят потребители.
Своим неудачным началом новый мэр, выдвиженец кремлевских властей, показал полное незнание повседневной жизни Москвы, где сети супермаркетов все еще недостаточно развиты, а на смену бывшим продуктовым магазинам советской эпохи – гастрономам –, которых и так-то было недостаточно, пришли дорогие магазины модной одежды, кафе и рестораны.
На Кутузовском проспекте, по которому в Кремль проезжает высшее руководство страны, роскошный супермаркет вступает в разительный контраст с расположенными неподалеку двумя киосками, в одном из которых торгуют зеленью и фруктами, а в другом – молоком и хлебом. В супермаркете зажиточные россияне покупают испанские вина и изысканные хлеба по цене в четыре раза большей, чем в Испании. В киосках жители района покупают апельсины, картофель и кефир и зовут продавщиц по имени.