За последние недели обострились полемика и взаимные обвинения между Арменией и Азербайджаном на Кавказе. Азербайджанский президент Ильхам Алиев обратился с серьезной речью к нации, в которой он пообещал освободить Карабах любыми способами вплоть до военных действий. На прошлой неделе Азербайджан праздновал очередную годовщину создания своих вооруженных сил, продемонстрировав всю свою военную мощь в качестве предупреждения Армении, которая продолжает оккупировать более трети азербайджанской территории. Кроме того, в своей речи президент заверил свой народ в скором освобождении Карабаха, которого народ ждет более 17 лет.
Алиев, раздраженный постоянными провалами в переговорах, которые должны были убедить Армению уйти с азербайджанской территории, решил переменить тактику. Он пригрозил, что использует право на самооборону для восстановления территориальной целостности страны. Это недовольство усилилось в особенности после недавней русско-армяно-азербайджанской встречи в Казани, на территории России, в ходе которой не удалось выработать никакого соглашения, касающегося освобождения оккупированных земель. Многие азербайджанские политологи говорят, что правительство осознает тот факт, что Россия не является беспристрастным посредником и не заинтересована в разрешении конфликта, так как является союзником Армении номер один. Но президент Алиев попытался использовать подобные встречи для своей пользы: если разразится новая война с Арменией, никто не сможет обвинить Баку в том, что прежде чем применить силу, не были предприняты все возможные усилия для разрешения конфликта.
Многочисленные попытки посредничества со стороны Европы и Америки не принесли желаемых плодов. Россия занимает лидирующую позицию в «разрешении» этого конфликта и не позволяет добиться никакого прогресса, если это противоречит ее собственным политическим планам. Правда заключается в том, что район Нагорного Карабаха остается оккупированным армянскими войсками с начала девяностых годов. Карабах — это азербайджанская земля, на которой живет в основном армянское население. После распада СССР подстрекаемое внешними силами, оно попыталось отделиться от Азербайджана и присоединиться к Армении. С помощью армянской армии с молчаливого согласия Москвы местные армяне заняли весь район, прихватив и многие пограничные территории, не принадлежащие Нагорному Карабаху, таким образом, вырвав их из-под контроля Баку. Следовательно, в 1994 году Азербайджан потерпел поражение и подписал договор о прекращении огня, что привело к тому, что часть азербайджанской территории осталась оккупированной армянами.
С 1994 года, как Азербайджан, так и Армения усиленно вооружались, чтобы сравняться в мощи. Как мы уже упоминали, Евросоюз и Америка не раз делали попытки переговоров и посредничества, чтобы найти решение на основе принципа территориальной целостности, но безрезультатно. А Москва всегда использовала эту ситуацию, чтобы подтвердить свое превосходство и лидирующее положение на юге Кавказа. Можно совершенно уверенно сказать, что центральная роль в этом конфликте принадлежит Российской Федерации. Это единственная страна в мире, у которой есть ключ к решению конфликта. Россия могла бы оказать соответствующее политическое давление на Армению, чтобы побудить ее к решению конфликта, но национальные российские интересы преследуют другие политические цели.
Нужно принять во внимание тот факт, что после разрешения вопроса Москва навсегда потеряет необходимые рычаги для оказания влияния на внешнюю политику обеих стран. Поэтому Москве выгодно существующее положение вещей, которое она пытается сохранять до бесконечности.
В отличие от внешней политики Евросоюза и США, которые четко признают территориальную целостность Азербайджана, Россия занимает двусмысленную позицию. Поддержка освобождения оккупированных территорий неприемлема для Кремля, так как это навсегда рассорило бы ее с Арменией, которая, по сути, всегда была ее самым верным и послушным союзником на всем Кавказе. Но открыто выступить в поддержку армянской позиции она тоже не может, так как такой политический шаг привел бы к серьезным разногласиям с Турцией, которая склонна поддерживать Азербайджан и которая, конечно, не осталась бы равнодушной в случае новой войны. Кроме того, Турция является одним из членов НАТО, а ее возможная вовлеченность в кавказский конфликт отразилась бы на всем Североатлантическом Альянсе.
Вышеописанная проблематика представляет собой классическую ситуацию, в которой одна из сторон должна сделать шаг назад ради соблюдения законности и международного права. В решении азербайджано-армянского конфликта, как и российско-грузинского не может быть компромиссов. В третьем тысячелетии территориальная целостность любой страны должна соблюдаться (земли нельзя уступить, подарить или разделить). Следовательно, все государства должны соблюдать этот абсолютный принцип. К сожалению, сегодня этот принцип гарантируется или самогарантируется только для стран, мощных в военном отношении, способных защититься от любой внешней угрозы или агрессии, в то время как в более слабых странах ситуация совершенно другая. На сегодняшний день не существует такой политической системы в мире, которая была бы в состоянии соблюдать и применять это правило, но существуют политические союзы, которые могут занять соответствующую позицию и оказывать политическое давление на нарушителей этого закона. Будем надеяться, что самые серьезные еврокавказские конфликты будут разрешены как можно скорее и на основе дипломатии. В противном случае, как мы уже не раз говорили, сама природа участников, вовлеченных в игру, рискует вызвать конфликт огромных размеров.