До ноября-декабря в Армении не могут состояться внеочередные парламентские выборы. Конституция этого не позволяет. Парламент должен, по закону, бездействовать 3 месяца, чтобы президент мог его распустить. И даже если предположить, что в сентябре парламент не выйдет на работу по приказу, спущенному из президентской администрации, то распустить его президент сможет только через 3 месяца.
Поэтому в сентябре возможны только внеочередные президентские выборы. Насколько это вероятно? Подаст ли Серж Саргсян в отставку? Внутренняя социально-экономическая ситуация вряд ли может вынудить его к этому. За прошедшие 3 года ситуация была и похуже, но Саргсян смог удержаться на посту даже под натиском оппозиции.
Но есть еще карабахская проблема, где происходят динамичные развития. Может ли это стать причиной отставки Сержа Саргсяна? Вполне возможно, тем более, что за 20 лет независимости Армении единственная отставка президента состоялась из-за карабахской проблемы.
В процессе карабахского урегулирования наблюдаются признаки тупиковой ситуации. За прошедшие три года усилия самоутверждающегося президента РФ Медведева привели к искусственной генерации активности в карабахском урегулировании, утвердив внешний ход процесса и игнорируя его внутреннее содержание. О содержании урегулирования ничего не известно, но внешне процесс назрел и достиг явного кризиса в Казани.
Было бы, конечно, лучше, чтобы в отставку подал Медведев, который заварил эту кашу. Но пока есть Алиев и Саргсян, Медведев вряд ли подаст в отставку. Значит, подать должен кто-то из этих двоих. Вероятней отставка Саргсяна, потому что, кроме карабахской проблемы, отставка должна решить и демократические проблемы в данной стране.
Скажем, в 1998 году после отставки Левона Тер-Петросяна демократических реформ не произошло, зато тоталитарная авторитарная система еще более кристаллизовалась и институционализировалась, а карабахская проблема была задвинута глубже в тупик.
Тем не менее, шансы на демократические реформы выше у Армении, чем у Азербайджана, который окончательно признан ханством, получившим международную легитимность. Международное сообщество не стало сопротивляться, когда Алиев закрепил в Конституции свое право на пожизненное правление. А вот в Армении то же сообщество не только ставило под сомнение намерение Роберта Кочаряна закрепить конституционно право на третий президентский срок, но и вынудило его пойти на определенное ослабление президентского института и повышение роли парламента и премьер-министра, возможно, негласно «пообещав» Кочаряну, что ему не помешают после отставки стать премьером.
Что случилось потом, это уже история. Но очевидно, что демократическую «ставку» международное сообщество делает на Армению. И эта логика подсказывает, что если для развязки карабахского узла потребуется отставка, то это будет отставка президента, но - как первый шаг к демократическим реформам. То есть, Серж Саргсян должен не просто подать в отставку, но и гарантировать проведение свободных и равных выборов, а не передать свой пост другому.
Серж Саргсян может, конечно, пойти на демократические реформы и без отставки, но 3 года его президентства доказали, что он либо не может этого сделать, либо не желает.
И если б дело было только в Армении, то Западу было бы абсолютно все равно, что тут происходит, потому что Серж Саргсян так или иначе делал бы то, что диктует ему Запад. Но демократические реформы в Армении востребованы регионально, потому что ясно, что с демократизацией Грузии весна в регион не пришла. Следовательно, в дилемме «война или отставка» Запад, безусловно, выберет отставку, вынудив Сержа Саргсяна к этому. Возможна также отставка войной. Но это стало бы самым нежелательным вариантом, особенно, для Сержа Саргсяна.