Похоже, что Литва реально приступила к реализации проектов, направленных на укрепление энергетической независимости от одного поставщика (России), и реализовываться они (электромосты со Швецией и Польшей, литовско-польский газопровод и т.д.) будут с помощью ЕС в рамках Плана по созданию единого балтийского энергетического рынка (Baltic Energy Market Innerconnection Plan/ BEMIP).
Данный европейский план можно условно разделить на две части, связанные с развитие сектора электроэнергии и газовой отрасли соответственно. Вторая напрямую касается вопроса постройки на восточном побережье Балтийского моря терминала сжиженного газа (ТСПГ).Литва, Латвия, Эстония и Финляндия – единственные страны ЕС, не являющиеся частью единой европейской системы газоснабжения. Поэтому одна из четырёх ключевых целей BEMIP заключается в исправлении сложившейся ситуации.
О планах строительств ТСПГ заявили все страны Балтии. Литва намерена строить свой небольшой терминал самостоятельно, т.е. без привлечения средств ЕС. Его годовая пропускная мощность должна составить 2-3 млрд. кубометров газа, который будет предназначен в первую очередь для внутреннего потребления. Место для терминала предварительно уже намечено – это остров Свиной спины в Куршском заливе недалеко от Клайпеды. Подготовку и реализацию проекта должна будет курировать компания «Fluor». Кроме того, между литовской компанией «Klaipėdosnafta» и американской энергетической компанией «Cheniere» подписан протокол о намерениях, в котором говорится о возможности поставок в Литву сжиженного сланцевого газа. Эстония и Латвия также собираются строить ТСПГ. При этом Рига хочет сделать свой проект региональным, чтобы воспользоваться финансовой помощью ЕС.
В BEMIP говорится о том, что для Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии с учётом их общего годового потребления газа в размере примерно 10 млрд. кубометров будет достаточно одного ТСПГ, и его строительство планируется начать только с условием прокладки (или параллельно с прокладкой) соединительных газопроводов между странами с целью диверсификации и расширения потенциального газового рынка. Поэтому до 2014 г. основное внимание должно быть уделено:
· привлечению инвестиций в проект прокладки литовско-польского газопровода «Amber PolLit». В данном случае возможны разные варианты: соединение двух стран через магистральный газопровод Ямал-Европа с возможностью обратного потока, а если это невозможно – напрямую. В последнем случае в Литве целесообразно строить ТСПГ, т.к. пропускная способность прямого литовско-польского газопровода скорее всего будет достаточно низкой;
· прокладке эстонско-финского газопровода («Balticconnector»);
· постройке ТСПГ в Финляндии (в случае технических трудностей – в Эстонии);
· расширению латвийско-литовского и латвийско-эстонского газотранспортного потенциала и модернизации внутренних газотранспортных систем трёх стран.
Короче говоря, Евросоюз готов финансировать только один – региональный – проект ТСПГ. При этом постройка даже небольшого (1-3 млрд. кубометров) терминала обоснована лишь в случае создания единого газового рынка стран Балтии и Финляндии. Сегодня реальный прогресс в области прокладки литовско-польского газопровода по-прежнему не наблюдается, а трубопровод между Эстонией и Финляндией находится на стадии проектирования. О расширении межбалтийского газотранспортного потенциала в Литве вообще не говорится.
Конечно, постройка литовского ТСПГ выгодна по многим причинам, указанным в «Национальной энергетической стратегии». И всё же регион едва ли нуждается в нескольких терминалах, особенно если появиться литовско-польский газопровод, по которому через Литву можно будет поставлять крупные объёмы газа из Западной Европы в Латвию, Эстонию и Финляндию. Важно и то, что сам по себе ТСПГ не является гарантом энергетической безопасности и что без литовско-польского газопровода невозможна интеграция вышеупомянутых стран в единую газотранспортную систему ЕС.
Кроме того, кажется, что сегодня споры балтийских государств по поводу строительства ТСПГ мешают другим проектам (таким как развитее внутренних газотранспортных систем), которые имеют первостепенное значение. Да, сейчас газ для Литвы стоит дорого, и связанный с Европой ТСПГ помог бы решить эту проблему. Но что будет, если страны Балтии построят не один терминал, а окажется, что предложение не соответствует спросу? В данном контексте удивляют заявления литовского руководства о планах строительства «небольшого» ТСПГ с годовой пропускной способностью в 2-3 миллиарда кубометров газа, тогда как Литва всего потребляет около 3 миллиарда кубометров газа в год, а страны Балтии и Финляндия – 10 миллиардов кубометров газа в год.
Напористость правительства Литвы в сфере энергетики конечно заслуживает уважения. Тем не менее, сегодня мы видим, что балтийские государства как всегда не могут договориться – каждый сам за себя, а это заставляет задуматься о том, доверяем ли мы своим соседям, доверяют ли они нам и можем ли мы мыслить стратегически на региональном уровне, а не лишь в угоду национальным интересам?