Мехико - Когда 64 года назад ООН проголосовала за то, что стало известно как разделение, и создала государство Израиль, впоследствии предоставив ему полное членство, ряд стран Латинской Америки – Бразилия, Сальвадор, Аргентина, Колумбия, Чили и Гондурас – воздержались или, как в случае с Кубой, проголосовали против соответствующих резолюций. Мексика воздержалась при голосовании по разделению, хотя проголосовала за принятие Израиля в ООН несколько месяцев спустя, а впоследствии признала еврейское государство, подтвердив, что в ее национальных интересах было не ввязываться в ближневосточный спор.
В ближайшие недели большинство стран Латинской Америки будут голосовать в пользу членства в ООН в какой-либо форме или признания государственности, к чему так стремится Палестинская Автономия. Но некоторые будут против этого. Вопрос непрост для двух непостоянных членов в Совете Безопасности из Латинской Америки, Бразилии и Колумбии, да и для Кубы, Никарагуа, Венесуэлы, Коста-Рики, Аргентины, Боливии, Чили, Эквадора, Перу, Уругвая и Гондураса, которые уже признали Палестину, но еще не проголосовали, чтобы предоставить ей статус «наблюдателя» в ООН, тоже.
Для того чтобы страна могла стать полноценным членом ООН, Совет Безопасности должен вынести предложение об этом на Генеральную Ассамблею; однако повышение статуса Палестинской Автономии до статуса Ватикана – который теоретически позволит ей участвовать во многих агентствах ООН, включая Международный уголовный суд – требует лишь двух третей голосов на Генеральной Ассамблее. В любом случае, политические последствия затмевают юридические или бюрократические вопросы. Необходимость для США использовать свое право вето в Совете Безопасности или получение поддержки более 150 из 193 государств-членов ООН на Генеральной Ассамблее будет огромным поражением Израиля и США, поэтому голоса Латинской Америки так важны.
Бразилия заявила, что она намерена голосовать в Совете Безопасности с рекомендацией принять Палестину в ряды Генеральной Ассамблеи; Колумбия сказала, что она планирует воздержаться. Большинство других стран Латинской Америки, вероятно, проголосуют за какой-нибудь расширенный статус для Палестинской Автономии.
Еврейская община в США и в меньшей степени администрация Барака Обамы попытались убедить Чили и Мексику, которые еще четко не обозначили свои позиции, в том, что ничего не будет достигнуто посредством изоляции Израиля (или США по этому вопросу) в этой проблеме. В действительности, мало что изменится даже при условии полной государственности Палестины, если Израиль и США не признают ее – а Мексика и Чили могут многое потерять от отдаления от союзника по вопросу, который для него является очень важным.
Вкратце, как это было более чем полвека назад, в регионе нет единства по этим критическим вопросам. Сегодня, как тогда, большинство стран Латинской Америки не заняли принципиальной позиции – за или против Израиля, или за или против палестинцев. Вместо этого они пошли по пути целесообразности, определяя свои позиции в зависимости от соответствующего влияния, а также резкости их еврейских или арабских общин в их обществах, а также от призывов Вашингтона или так называемого блока ALBA, состоящего из Кубы, Венесуэлы, Никарагуа, Боливии и Парагвая.
Неуверенность латиноамериканцев по таким серьезным вопросам – за исключением стран ALBA, у которых неверные убеждения, но в которые, тем не менее, они верят с почти религиозным фанатизмом – отвела регион на маргинальную позицию по другим важным международным проблемам, таким как недавний кризис в Ливии, а также назревающий кризис в Сирии. В ходе голосования по резолюции ООН, устанавливающей запретную зону для полетов, а также защиту гражданского населения в Ливии, Бразилия, наряду с тремя другими странами БРИКС (и другими претендентами на статус сверхдержав) – Россией, Индией и Китаем – воздержалась. Четвертая, Южная Африка, согласилась неохотно.
И теперь при попытке Европы и Америки ввести санкции по мандату ООН против президента Сирии Башара аль-Асада страны БРИКС пошли по пути от плохого к худшему. Во-первых, они отправили миссию трех стран (Бразилии, Индии и Южной Африки) в Дамаск, чтобы «убедить» Асада не убивать его людей. Излишне говорить, что он не признал тот факт, что он убил несколько тысяч человек по все стране, но, поскольку они подняли этот вопрос, он сейчас постарается быть более осторожным.
Затем они сделали одно заявление за другим, утверждая, что в Сирии ситуация отличается от Ливии и что они не допустят еще одной интервенции Запада, чтобы сменить режим в еще одной арабской стране только потому, что ее люди, как казалось, были недовольны местным диктатором. По словам старшего лидера НПО по правам человека: «Они наказывают сирийский народ, поскольку они не были довольны тем, что НАТО получила мандат по защите гражданского населения в Ливии и превратила его в мандат по смене режима».
Учитывая их растущую роль в мировой экономике, понятно, что более крупные страны Латинской Америки, наряду с другими странами БРИКС, стремятся к более влиятельной мировой роли. Но таким образом ее не достигнуть.
Хорхе Г. Кастанеда - бывший премьер-министр Мексики (2000-2003 гг.), в настоящее время всемирно признанный профессор политологии и исследований Латинской Америки в Нью-Йоркском университете.