Красивейшая местность Грабоув (Grabouw), расположенная в Западно-Капской провинции (ЮАР), долгие годы жила в обстановке видимого спокойствия.
Это продолжалось до нынешней недели. За последние дни ее тихие улочки, где различия в уровне жизни бросаются в глаза, как только переходишь на другую сторону, превратились в самый что ни на есть полыхающий ад в результате очередной акции протеста в связи с очередным сбоем в работе общественных служб. Однако истинной причиной стал все более явный расовый конфликт между неграми и «цветными» (как в ЮАР называют метисов).
Эта проблема неуклонно обострялась за последний год и сейчас угрожает нанести удар по стране с новой стороны. «За считанные часы соседи превратились во врагов, заявляли, обескураженные событиями, которые напомнили времена апартеида. Стороны были очень четко обозначены и легко узнаваемы: чернокожие и мулаты, то есть те, среди чьих потомков были представители белого населения.
Первые садились а автобусы, которые должны были отвезти их в Кейптаун, где они намеревались выразить протест против школьных условий в их городе (белые, негры и «цветные» проживают в строго определенных районах внутри каждого города). Они жаловались на то, что оборудование школы для негров было совершенно негодным. В той же самой местности, но уже в районе для метисов есть новая школа, так что сравнивать есть с чем.
Вечером группа представителей негритянского населения еще более усилила напряженность, перекрыв несколько улиц. Они жгли покрышки и угрожали добраться до школы «белых». «Они не хотят, чтобы у наших детей была достойная школа», кричала вся в слезах негритянская женщина.
До сего момента, как бы грустно это ни звучало, ничего особенного. Обычный эпизод в жизни ЮАР. События приобрели действительно трагический оборот, когда прошел слух о том, одного негритянского жителя зарезали ножом в районе, где проживают «цветные». Тогда забыли и о нехватке парт и преподавателей, об антисанитарии. Стороны начали охоту друг на друга. В результате нескольких поджогов густое облако дыма обволокло весь город.
В этой обстановке полиция применяла слезоточивый газ, чтобы разогнать собравшихся представителей обеих сторон. В нескольких километрах, в районе Pine View, где преобладает «цветное» население, чернокожий мужчина кричал от боли, побитый камнями. Собравшиеся вокруг него метисы выкрикивали в его адрес оскорбительные и запрещенные к употреблению слова «кафир», уходящие своими корнями в эпоху апартеида (этот термин белые расисты применяли в отношении негров до наступления демократии. Сейчас лишь за его употребление можно получить наказание в виде лишения свободы).
Через несколько часов метисов охватило смятение, поскольку прошел слух о том, что негры идут их убивать. Обе противоборствующие группы встретились на дороге, соединяющей районы их проживания. Камни, удары и даже выстрел вызвали опасения, что все это может закончиться кровавой бойней. К счастью, полиция действовала предельно жестко. На некоторых фотографиях видно, как с близлежащих холмов за происходящим наблюдали десятки детей. Никто не был убит, но было много раненых. Но спичкой уже один раз чиркнули, и власти боятся, что огонь может вспыхнуть снова.
Проблема политического характера
Очередной конфликт на расовой почте всколыхнул Южно-Африканскую Республику. Простые граждане и государственные чиновники говорят о чувстве стыда и призывают к спокойствию. Но все же за этим конфликтом стоит в том числе и проблема политического характера. Западно-Капская провинция является единственным регионом, который находится не под властью Африканского национального конгресса (АНК). Оппозиционный Демократический альянс, возглавляемый представительницей белого населения Хелен ЗИЛе (Hellen Zille), после выборов 2011 вновь получил большинство мест в местных органах власти. Демократический альянс пользуется поддержкой белого населения и большинства метисов, которые в этом районе страны по численности превосходят чернокожих.
В прошлом году, в нашей газете El Confidencial мы рассказывали о том, что межнациональный конфликт достиг самого руководства АНК, пытавшегося принять норму, которая устанавливала расовую сегрегацию. Скандал разразился в связи с предложением пресс-секретаря правительства Джимми Маньи (Jimmy Manyi) и вызвал раздоры в руководстве АНК. Инициатива была направлена на то, чтобы не допустить возникновения гетто белых и метисов в Западно-Капской провинции. Через год уличные столкновения показали, что в ЮАР по-прежнему наблюдаются вспышки расовой ненависти, ставящие под угрозу совместное проживание представителей, хотя государственные органы делают все от них зависящее, чтобы на теле общества наконец зарубцевались старые раны.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ:
6.- #2 esojal
Положение белых в Южно-Африканской Республике хуже, чем в Родезии. Практически все белые жители Родезии были англичанами, и им было, куда вернуться. Большая часть белых в ЮАР являются африканерами, то есть потомками первых голландских поселенцев, которые несколько веков тому назад осели в ЮАР. Африканерам ехать некуда. Белые, имеющие другое происхождение, уезжают главным образом в Канаду, Австралию и Новую Зеландию. Белое население ЮАР до конца 90-х годов прошлого века было чуть больше шести миллионов человек. Сегодня белых в ЮАР от силы три с половиной миллиона, и их исход продолжается.
12 .- #3
Несколько лет тому назад я был в ЮАР, и мне рассказали часть того, о чем Вы пишете: страшная заболеваемость СПИДом и, особенно, расовая ненависть. Предполагаю, что последнее не особенно учитывают в западном обществе.
Во время этого же путешествия я проехал по Зимбабве, чтобы посмотреть знаменитый водопад Виктория. В глаза бросились нищета на границе страны и таможенный контроль в связи с голодом в стране (необходимо было декларировать любые продукты питания, ввозимые из Замбии). Судя тому, тому, что Вы рассказываете, ЮАР идет по этому же пути. Но это путь, который они сами для себя выбрали. Именно то путешествие развеяло во мне все иллюзии относительно проблем Африки, которыми нас так настойчиво пичкали средства массовой информации.
13 .
Мы забываем кое о чем, что, с моей точки зрения, тоже является важным. Как только Африканскому национальному конгрессу удалось покончить с апартеидом (дело хорошее), он с головой ушел в борьбу за власть внутри страны, развернувшуюся между различными племенами и расовыми группами и приведшую к гибели многих людей. В итоге у власти оказались радикалы, и единственное, чего они добились – это обнищания страны, а также попытались восстановить расистские порядки, только теперь наоборот. Из всего этого можно сделать вывод о том, что в мире есть страны, жители которых не готовы к совместному проживанию в обществе, а продолжают ориентироваться на древние родоплеменные обычаи.