Последняя часть сложного диалога между Святым Престолом и Священническим братством Святого Пия, основанным архиепископом Марселем Лефевром, рискует оказаться наиболее трудной, и конечный результат вовсе не предопределен. Это стало ясно из фразы, содержащейся в коммюнике самого братства, распространенного после встречи генерального настоятеля Бернара Фелле с кардиналом Уильямом Левадой, префектом Конгрегации Доктрины Веры и председателем Папской комиссии Ecclesia Dei. Встреча состоялась 13 июня во второй половине дня.
На следующий день нота пресс-службы Ватикана информировала, что в течение двухчасовой беседы власти Ватикана представили оценку Святого Престола предложений Доктринальной Преамбулы, исправленной Фелле. Нота заканчивалась новостью, касающейся предложения канонической систематизации, и предлагала дать «необходимые объяснения и уточнения». В сообщении Ватикана привлекло внимание предложение превратить братство в персональную прелатуру.
После печати Ватикана братство тоже опубликовало в своем официальном бюллетене сообщение, в котором говорилось: «В ходе этой встречи монсиньор Фелле выслушал объяснения и уточнения кардинала Левады. Он рассказал ему о ситуации, в которой находится Священническое братство Святого Пия, и изложил доктринальные трудности, возникшие после Ватиканского Собора и нового порядка отправления мессы. Желание получить дополнительные разъяснения может сделать необходимой новую фазу дискуссии».
Этот намек на «новую фазу дискуссий» в связи с «доктринальными трудностями» и новой формой литургии в результате реформы на Втором Ватиканском соборе указывает на все еще продолжающиеся разногласия. Действительно, эти слова не прозвучали бы, если бы Доктринальная Преамбула, предложенная Святым Престолом, модифицированная Фелле, обсуждавшаяся кардиналами Конгрегации Доктрины Веры и вновь рассмотренная Папой, была сочтена удовлетворительной генеральным настоятелем братства.
Многое прояснили по этому делу слова руководителя пресс-службы Святого Престола отца Федерико Ломбарди на брифинге с журналистами 14 июня: текст Преамбулы, переданный генеральному настоятелю, –«это не простой ответ на документ, который отдал Фелле в апреле, но плод дальнейших размышлений о нем. Теперь ответ зависит от них. Это не точное воспроизведение того, что они написали, и нет нужды представлять новые уточнения. Ясно, что сейчас мяч на поле братства».
Очевидно, что Папа в своем решении учел указания, предложения и изменения текста, подсказанные кардиналами и членами Конгрегации Доктрины Веры, которые собирались 15 мая. Бенедикт XVI хочет добиться согласия. В обращении к епископам, которое сопровождало апостольское письмо, выпущенное по его собственной инициативе в июле 2007 года, Папа, оглядываясь назад, напоминал: «Имеется постоянное ощущение, что в критические моменты, когда назревал раскол, не все возможное было сделано деятелями церкви, чтобы добиться согласия и сохранить единство».
В 1988 году кардинал, префект Конгрегации Доктрины Веры Ратцингер лично вел переговоры с Лефевром, а потом порвал с ним. Лефевр сначала подписал доктринальный договор со Святым Престолом, но в последний момент передумал и, не доверяя Риму, незаконно совершил посвящение четырех новых епископов. Тогда трещина образовалась не только в доктринальном договоре, но и в более практической части, касающейся продолжения дела пожилого архиепископа, который хотел иметь наследника. Сегодня препятствием остается Доктринальная Преамбула. Бенедикт XVI сделал все возможное, чтобы пойти навстречу требованиям братства: он разрешил старую форму литургии, он снял отлучение с последователей архиепископа Лефевра, он позволил начать диалог по поводу доктрины с группой традиционалистов.
Известно, как много сделал Папа для прочтения и интерпретации решений Второго Ватиканского Собора в свете предшествующей традиции и преемственности против произвольной трактовки, которая желала бы превратить их с супердогму или в начало новой церкви. Но никто не может предположить, что Папа, теолог Второго Ватиканского Собора, сможет принять идею, что значение последнего Собора, проходившего под руководством Павла VI в единодушии практически со всеми собравшимися со всего света епископами, может быть преуменьшено или что Собор можно обвинить в доктринальных ошибках. Конечно, различные его документы имеют разную ценность, никто не запрещает вести дискуссию по различным пунктам, проводить исследования, сопоставлять различные интерпретации, которые имеют право на сосуществование. Все сказанное касается и нового порядка проведения литургий.
Настоящая фаза переговоров кажется наиболее деликатной. Возможно, монсиньор Фелле, который заверил власти Ватикана, что ответ будет дан “в разумные сроки”, захочет подвергнуть документ анализу братства, которое соберется на первой неделе июля. В любом случае, ссылка коммюнике на “желание дополнительного разъяснения” вопросов, которые, очевидно, не был разрешены в двухчасовой беседе на прошлой неделе, как и намек на возможную “новую фазу дискуссий” позволяют заключить, что цель все еще не достигнута.