Напасти, которые обрушились на голову Ришара Мийе (Richard Millet) после выхода его провокационной книги о норвежском убийце Брейвике, напоминает тем, у кого еще осталось хоть немного памяти и морали, о том, как французские литературные круги в течение целого поколения буквально смаковали историю Флоранс Рей (Florence Rey): в 19 лет она убила пятерых человек во имя анархических идеалов и презрения к Франции времен Паскуа (Шарль Паскуа – влиятельный французский политик правого толка, советник президента Ширака, прим. ред.).
На рынок хлынула волна из трех десятков завороженных произошедшим произведений, причем некоторые из них даже открыто превозносили юную преступницу. Одним из последних проявлений этого нездорового интереса стала инсталляция современного художника Левека, которому хватило наглости представлять Францию на Венецианской биеннале 2009 года с «Одой Флоранс Рей». Она стала своего рода продолжением вышедшего в 2000-х годах сонета Патрика Бесона (Patrick Besson), в котором тот восхищался радикальным поведением девушки, несмотря на пролитую кровь. В общем и целом, стихотворение получило одобрительный отклик.
Пересказывать все это буйство в художественной среде бесполезно: подробнейшее описание вы можете сами найти в Википедии. Тем не менее, здесь нужно сделать несколько важных уточнений. Во-первых, Ришар Мийе лишь следует долгой традиции литературной фантазии, которая заключается в воображении мотивов объекта, что способно поставить все с ног на голову. Нечто подобное наблюдается, например, и в знаменитой песне Sympathy for the Devil группы The Rolling Stones. Во-вторых, некогда юная Флоранс Рей сейчас уже далеко не так молода, а разгул воображения вокруг образа парижской революционерки достиг каких-то гротескных масштабов. По всей видимости, она сама не разделяет такого мнения о собственной «легенде». Она получила диплом бухгалтера, и ее даже выпускали из тюрьмы для стажировки на предприятиях. Таким образом, у нее нет особой ностальгии по «красному» периоду.
Наконец, нельзя не отметить двойные стандарты в восприятии идеологического преступления, как можно убедиться на примере отношения к Брейвику и Флоранс Рей. Это доказывает, что в нашей стране мораль больше не назвать симметричной. Мы же предлагаем использовать одно мерило везде, где это необходимо. Так, например, через несколько дней писатель Рено Камю (Renaud Camus) должен будет предстать перед судом за призыв бороться с исламизацией Франции. В то же время рэперы из Sexion, которые два года назад заявили, что гомосексуалисты не «халяльные», что их нужно калечить, убивать и бросать трупы на обочинах, так и не были задержаны полицией. Нам нужно срочно вернуться к единому эталону и обраться в бюро мер и весов.
Кристиан Комбаз (Christian Combaz), писатель и полемист.