Люди могут говорить, что хотят помочь бездомным, но их поведение говорит о чем-то ином.
Несколько лет назад, когда Дэвид Слеппи (David Sleppy) гулял по центру Торонто, он заметил молодого бездомного мужчину, живо напомнившего ему собственного сына. Мужчина спал на тротуаре.
«Чей это сын?» - подумал он.
Слеппи сфотографировал мужчину, и это стало началом его книги с фотографиями, цель которой - показать невидимую жизнь бездомных людей. Книга называется «No One Sees Me» (Меня никто не видит). Название возникло в результате одной встречи во время его поездки.
«Что хуже всего для бездомного?» - спросил Слеппи одного такого человека на улице.
«Меня никто не видит», - услышал он в ответ.
Почему мы не видим
Бездомные люди невидимы ежедневно и ежечасно, потому что прохожие не замечают их на тротуарах, в парках, на станциях метро. Но, пожалуй, самый поразительный момент такого равнодушия – это когда бездомные просят людей о помощи. Такие просьбы как «Мелочи не будет?», «Доллар не дадите?» и «Помогите, пожалуйста», как правило остаются неуслышанными и незамеченными.
«Просить милостыню это ужасно. Просто это очень тяжело. Ты постоянно наталкиваешься на отказ и отторжение», - говорит Пол Боуден (Paul Boden), который несколько лет был бездомным, а сейчас работает директором-распорядителем проекта Western Regional Advocacy Project. Цель этого проекта выявление и искоренение основополагающих причин бедности и бездомности.
«Подавляющее большинство людей, идущих мимо попрошаек, игнорируют их, говорят грубости или смотрят на них так, будто это какие-то отбросы и подонки. Но есть те немногие, кто проявляют сочувствие и помогают. А есть и другие люди, которые хотя бы посмотрят такому человеку в глаза и скажут: «Прости, парень, сегодня не могу».
Одна из самых очевидных причин столь разной реакции людей на попрошаек это разница в их представлениях о бездомных.
«У людей какое к ним отношение – что они ленивые, что они заслужили то, что получили, что они не хотят работать, а просто ждут подачек. У таких людей нет сострадания», - говорит профессор психологии из Университета Уэйна Пол Торо (Paul Toro), исследующий вопросы общественного восприятия бедности и бездомности.
В ходе своих исследований Торо выяснил, что люди из таких стран, как США и Британия, где более капиталистические экономики, и где меньше социальных услуг, чаще считают, что основная причина бездомности это личные слабости и недостатки. Они по сравнению с гражданами других стран испытывают меньше сострадания к бездомным. Между тем, в США и Британии бездомных больше, чем, скажем, в Германии, где имеется гарантированный минимальный доход, где более щедрые пособия по безработице, и где больше прав у жильцов.
Тем не менее, говорит Торо, большая часть людей в Соединенных Штатах сочувственно относятся к бездомным.
«Сейчас нет усталости от сострадания, как это было в СМИ какое-то время, - отмечает он. – Такая усталость от сострадания появилась в средствах массовой информации в начале 90-х, потом их интерес к бездомным как-то выровнялся, но у общества нет».
Торо в ходе своих исследований также выяснил, что большинство людей (60%) заявляют о своей готовности платить более высокие налоги, чтобы помогать бездомным.
Но хотя абстрактные идеи о помощи бездомным людям пользуются поддержкой, реальная встреча с человеком, который просит о помощи, часто вызывает неприязнь.
«Чем ближе такая бедность к состоятельному человеку, тем отвратительнее она кажется, - говорит Боуден. – И самая большая незадача состоит в том, что отвратителен сам нищий, а не абстрактная бедность. Он неприятен. Он плохо пахнет».
По словам Боудена, в результате людям хочется неприкосновенности и уединения в общественных местах – и степень такой неприкосновенности и уединения зависит от того, кто просит помочь.
«Мне кажется, чем беднее и грязнее человек, чем темнее у него кожа, тем больше становится тот пузырь частного пространства, которым любят себя окружать прогуливающиеся американцы», - заявляет Боуден. Этот пузырь прайвеси, считает он, мешает людям проявлять солидарность с бездомными.
«Мы последние 30 лет выставляем бездомных в таком сатанинском обличии, что прохожие просто не в состоянии поверить, что и они тоже могут оказаться на улице – ведь они не сумасшедшие, не наркоманы, не алкоголики и не дураки».
Однако Роберт Прэш (Robert Prasch) с этим не согласен – на его взгляд, прохожие все-таки думают о том, что могут оказаться на улице. Профессор Прэш, преподающий экономику в Миддлберийском колледже, говорит, что на уровне подсознания некоторые люди знают, что если бы не обстоятельства, они бы тоже могли оказаться на улице.
«Психологически легче сказать себе: “Нет, я таким никогда бы не стал, потому что этот человек отличается от меня”, - объясняет он. – Так что мне кажется, что люди все же думают об этом. Думают почти инстинктивно. … А может, это комплекс вины выжившего. Люди в такой момент просто не могут смотреть на свое везение. Это начинает пугать. Приходится серьезно думать о том, что было бы, если бы на месте бездомного очутились они».
На самом деле, почти 40% американцев живут от зарплаты до зарплаты, и поэтому в случае увольнения они уже через несколько месяцев могут стать бездомными. Однако, как отмечает Прэш, очень часто многие люди, особенно из числа прогрессивистов, считают, что могут изменить такое отношение более точной информацией. Он говорит, что надо исследовать эмоциональные убеждения людей, которые возникают в юном возрасте и закрепляются в сознании человека.
Прэш продолжает: «У людей есть определенные эмоциональные убеждения, которые выходят за рамки проблем информирования. Ну, например, «Америка это исключительная страна», «Америка такое место, где ты добиваешься успеха, если напряженно работаешь», или «Я преуспел, потому что упорно работал, и потому что я исключительная личность». Если человек видит на улице много бездомных, то это начинает противоречить его эмоциональным убеждениям. Тогда, как мне кажется, люди начинают грубеть изнутри. Это типа заявления “мне надо защищать свои убеждения”».
Дэвид Левайн (David Levine), работающий заместителем декана по учебной работе на факультете международных исследований им. Джозефа Корбела Денверского университета, считает, что вопрос здесь намного шире, чем эмоциональные убеждения, когда речь идет о работе или об успехе. По его словам, отсутствие знаний о бездомных дает людям пространство, в которое они выплескивают свои страхи – а затем бегут от них.
«Мы растем с дефицитом самоуважения. Мы растем, глубоко сомневаясь в собственной ценности. … И когда мы встречаем человека, который в культурном плане представляет картину стыда или неудачи, то у нас по определению активируется свой собственный дефицит в области самоуважения. Так что в момент встречи с бездомным пробуждаются все наши внутренние чувства, и у нас возникает вопрос: “А что мне делать с этими чувствами?” С помощью этого человека мы их сдерживаем. То же самое с алчностью. Капиталисты алчные. Но мы также можем воспользоваться ими, чтобы сдержать свою алчность. Мы говорим: “Я не жадный, это капиталисты жадные”. Такое встречается очень часто…это копирование механизмов».
Левайн отмечает, что попрошайничество часто связано со стыдом, а люди реагируют на него по-разному (хотя все пытаются это чувство скрыть). Некоторые, говорит он, пытаются бежать от собственного стыда, и начинают в открытую стыдить бездомного (призывая его найти работу и т.д.). Другие могут дать денег, поскольку считают, что виноваты в стыде бездомного. Они преувеличивают свою вину в попытке устранить ущерб. Есть даже люди, говорит Левайн, которые дают часто, чтобы перенести свой стыд на других, а не испытывать его самому.
«Все это говорит о том, что существует довольно сильное, хотя и временное отождествление себя с бездомным человеком…который представляет внешнюю форму нашего внутреннего, постыдного, нуждающегося, некомпетентного и неудачливого «я», - продолжает он. – Встреча с бездомным может заставить нас ощутить стыд другого человека, который через такое отождествление становится нашим собственным стыдом».
По мнению Левайна, поскольку стыд в нашем обществе это табу, люди часто находят утешение в таких встречах. Наверное, если бы люди задумались о своем дискомфорте, они стали бы лучше понимать свои поступки.
«Я думаю, понимание наших мотивов ставит нас в лучшее положение при таких встречах с другими людьми, - говорит Левайн. – Мы меньше и реже обижаем их, когда знаем, почему делаем то, что делаем».
Лицом к лицу с бедностью
Хотя миллиарды людей живут в бедности, и многие люди желают помогать нуждающимся, проходит год за годом, а особых изменений в этом не наблюдается. И реакция на просьбы бедняков дать им денег может показать, почему это так. Встреча с попрошайкой это редкий и сложный момент, когда у одного из них есть возможность откликнуться на просьбу другого о помощи, или, по крайней мере, как-то отреагировать на нее. Но большинство людей игнорируют попрошаек, как и дискомфорт от такой встречи – точно так же, как общество в целом в глобальном контексте игнорирует бедность.
Пожалуй, первый шаг к решению проблем бедности заключается в том, чтобы проанализировать самих себя и нашу реакцию на бедность. Когда мы начинаем задумываться над своими мотивами, Боуден рекомендует нам критиковать структуры, которые вызывают бедность в общемировом масштабе.
«Попрошайничество это проявление расизма, классовой неприязни, нехватки жилья, - говорит он. – Поэтому давайте не будем просто так давать деньги и говорить себе: “Ах, как мне от этого хорошо”. Давать людям деньги, когда они попрошайничают, это не решение проблем бедности. Мы просто помогаем своему собрату-человеку, и это здорово».
Наверное, это хорошее начало. Но только начало, не более того.
Но если мы можем помочь людям, с которыми встречаемся, если мы признаем их, то, наверное, мы можем приступить к решению одной из самых серьезных проблем, которая стоит за бедностью.
Постоянные встречи с бездомными людьми во время подготовки книги помогли Дэвиду Слеппи увидеть в них самого себя. «Не видим ли мы в этом человеке часть себя самого?» - задает он вопрос в своей книге.
Слеппи говорит, что цель его проекта создать понимание того, что бездомные люди – они как все остальные, и поэтому требуют признания. Он подчеркивает: «Я теперь всегда стараюсь смотреть людям в глаза и улыбаться им навстречу. Это значит, что ты видишь их на улице, узнаешь и признаешь их».