24 января в Мариуполе в результате обстрела погибли 30 человек. В Верховной раде призывают президента и СНБО ввести военное положение
Военное положение — одна из топ-тем за последний год. При этом многие рядовые украинцы, требующие от президента ввести военное положение, не представляют, что такое режим военного положения на самом деле. Основные параметры режима военного положения задает Закон «О правовом режиме военного положения», принятый 6 июня 2000 года еще при президенте Леониде Кучме.
Если перевести с юридического на человеческий, то военное положение — это: — чрезвычайная ситуация, вызванная военным вторжением или угрозой такого нападения на Украину; — наделение военных подразделений и государственных органов особыми правами, в первую очередь в нарушение действующего законодательства о частной собственности; — ущемление прав гражданского населения и бизнеса, обязанных по требованию военного командования выходить на общественные работы или предоставлять свое имущество для нужд армии.
«Военное положение — это особый правовой режим, который вводится на Украине или отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения национальной безопасности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений» (статья 1 Закона «О правовом режиме военного положения»).
Процедурные вопросы
Суть военного положения как особого правового режима — наделение в первую очередь военного командования (а затем уже центральной и местной власти) чрезвычайными полномочиями. И, как обратная реакция, ограничение закрепленных в Конституции прав и свобод обычных украинцев, а также прав и законных интересов коммерческих компаний, государственных учреждений, коммунальных предприятий и т.д. Говоря о военном положении, следует конкретизировать, что представляет собой «военное командование». Согласно закону, военное командование — это: — Генеральный штаб Вооруженных сил Украины. И сразу же нужно подчеркнуть: поскольку дело касается национальной безопасности и обороны, то руководить Генеральным штабом будут верховный главнокомандующий в лице президента и секретарь Совета национальной безопасности и обороны; — командование видов ВСУ (т.е. командующие Сухопутными силами, Военно-морским флотом, Военно-воздушными силами); — объединенное оперативное командование (т.е. командующие полками, дивизиями и группировками, объединяющими разные роды войск в виде артиллерии, авиации, саперов, пехоты и т.д.). Украинское законодательство требует, чтобы указ о введении военного положения содержал конкретные сроки, когда особый режим завершится (статья 1 закона «О правовом режиме военного положения»).
На сегодняшний день закон о военном положении нужно рассматривать, в первую очередь, в связке с новой версией закона о СНБО. Напомним, под конец декабря прошлого года Верховная Рада проголосовала за новую редакцию закона «О Совете национальной безопасности и обороны», наделяющую секретаря СНБО Александра Турчинова в нарушение Конституции широкими полномочиями. Процедура введения военного положения — это четыре шага. Сначала Совет национальной безопасности и обороны готовит и подает президенту Петру Порошенко предложение ввести военное положение по всей Украине или на части ее территории. Например, на территории Донецкой и Луганской областей. Второй шаг — когда администрация президента оформляет решение в виде указа главы государства, а президент подписывает этот нормативный акт. Шаг №3 — депутаты Верховной Рады в течение двух дней на своем заседании утверждают указ президента — для этого требуется стандартное количество в виде минимум 226 голосов. И, наконец, сразу же после утверждения в парламенте, СМИ немедленно оглашают указ президента, после чего режим военного положения официально стартует.
Статья 24 закона требует, чтобы правящая администрация Украины сразу же после введения военного положения сообщила об этом генеральному секретарю ООН с целью информирования всех стран-членов ООН. Поскольку Украина является участником Международного пакта о гражданских и политических правах, украинские власти должны конкретизировать в таком сообщении, какие именно права украинцев ограничиваются и на какой срок. Отмена военного положения аналогично требует соответствующего указа президента. Инициировать отмену может СНБО и Верховная Рада, обратившись к президенту с подобным предложением. Указ президента, отменяющий военное положение, не требует отдельного утверждения в парламенте. Закон также требует, чтобы СМИ немедленно сообщили гражданам Украины о таком решении.
Хотя по Конституции президент Порошенко и является верховным главнокомандующим ВСУ, на деле его полномочия по большей части церемониальны, что еще больше подчеркнула новая редакция закона о СНБО. Итак, ключевым органом во время военного положения становится Ставка верховного главнокомандующего, а согласно Закону «О Совете национальной безопасности и обороны», именно секретарь СНБО «организовывает работу Ставки верховного главнокомандующего в случае ее создания» (пункт 9 ст. 13 закона о СНБО). Что касается руководства Вооруженными силами, то закон оставляет президенту право только лишь осуществлять «руководство стратегическим планированием применения Вооруженных сил Украины». То есть, на практике главе государства отводится задача ставить свою подпись под решениями о той или иной военной операции, а все ежедневные вопросы военного положения будет решать секретарь СНБО, хотя народ Украины таких полномочий ему никогда не давал.
Права и лишения
Военное положение нужно понимать в первую очередь как передачу расширенных полномочий командирам по всей иерархии ВСУ. Полномочия, предусмотренные в статье 15 закона
«Содержание мероприятий правового режима военного положения», можно разбить на несколько условных групп. Во-первых, речь о полномочиях, которые условно можно назвать управленческими: — вводить трудовую повинность для всех трудоспособных граждан (за редкими исключениями). Например, чтобы рыть окопы («с целью выполнения работ, имеющих оборонный характер») или разбирать завалы после боевых действий («с целью ликвидации ситуаций техногенного, природного и военного характера»); — использовать помещения и оборудования заводов и фабрик, офисы, мебель и оргтехнику, если военное командование решит, что так нужно для целей обороны; — проводить эвакуацию населения и предприятий из опасных районов; — вводить нормированное обеспечение продуктами и лекарства. То есть, речь идет о знаменитых карточках, подзабытых со времен Великой Отечественной войны.
Во-вторых, полномочия ограничивающего характера. Например, военное командование сможет вводить комендантский час как на всей территории Украины (если президент подпишет указ о военном положении для всей страны), так и в отдельных городах, районах и областях, когда обычный человек сможет перемещаться, только имея при себе специальное удостоверение или пропуск. То есть, на самом деле большинство из сорока с лишним миллионов украинцев не смогут выходить на улицу во время комендантского часа (если ВП введут на всей территории). Также СНБО и Генеральный штаб смогут запрещать выезд и въезд из страны, а также перемещение «всего живого» по конкретной территории. А еще военное командование сможет «поднимать вопрос» о запрете деятельности политических партий и общественных организаций, если посчитает, что те своей деятельностью угрожают «суверенитету, национальной безопасности Украины, ее государственной независимости и территориальной целостности, жизни граждан».
На деле же, есть риск произвола, когда политические партии и общественные организации будут закрывать как неугодные. И, наконец, военные во главе со Ставкой и СНБО получают право контролировать предприятия СМИ, шоу-бизнеса, культуры и т.д. Особо следует обратить внимание на полномочия запрета передачи информации через компьютерные сети, т.е. в первую очередь через Интернет. А если учесть, что принцип работы Интернет-сайта — это как раз передача информации, то такая норма может коснуться любого ресурса. И, наконец, полномочия экспроприации, то есть, принудительного изъятия имущества: — военные смогут изъять для временного использования любое имущество, в том числе легковые и грузовые автомобили — как у частных лиц, так и у государственных учреждений и частных компаний.
В свою очередь владелец имеет право потребовать от старшего по званию как минимум расписку о таком изъятии, а командир роты или батальона должен выдать взамен «соответствующие документы установленного образца»; — отбирать радиоприемники, телевизоры, видеокамеры, компьютеры и ноутбуки, а также любые другие технические средства связи, если военные вдруг посчитают, что их использование нарушает требования военного положения; — в принудительном порядке расселять солдат по частным домам, квартирам, гостиницам (закон именует это «военно-квартирная повинность»); — и, наконец, принудительно отбирать любую собственность — как у граждан, так и юридических лиц — если военные посчитают, что имущество требуется «для нужд обороны».
Согласно статье 23 закона «О правовом режиме военного положения» владелец такого имущества имеет право потребовать у государства компенсации в денежном выражении или в виде другого имущества, если такое возможно. Если же автомобиль или ноутбук сохранились, то владелец может потребовать их возвращения. А вот что делать, если военный отряд изымет для нужд обороны пять автомобилей со стоянки (ведь владельцы не дежурят возле своих машин круглосуточно), а охранник потеряет расписки? И на имя кого командир отряда будет выдавать такие «документы установленного образца»?
И главный вопрос — это продукты, которые оперативно превращаются в дефицит во время любого смутного времени. Какая разница умершим от голода «для нужд обороны», если спустя годы государство постановит компенсировать им стоимость? Сформулированные в общих чертах нормы закона рискуют привнести еще массу неожиданностей, если правящая администрация не детализирует нюансы в указах президента, постановлениях Министерства обороны и т.д. Если говорить о том, как военное положение влияет на политическую жизнь, то на период военного времени закон запрещает: — изменять Конституцию Украины; — проводить референдумы и выборы, начиная с президентских и заканчивая голосованием за состав местных советов; — организовывать забастовки.
Между желаниями и реалиями
Обычному гражданину важно знать, что Конституция Украины закрепляет перечень прав и свобод, которые запрещается ограничивать даже в военное время. Речь идет о равноправии всех граждан перед законом, праве на жизнь, праве на достоинство, праве на жилище. Хотя, есть и коллизия — трудно понять, каким образом право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 29 Конституции) увязывается с приведенным выше. Если же оценивать с позиции государственной власти, то введение военного положения позволит узаконить массовую мобилизацию, а также поможет чиновникам использовать имущество и жилые помещения граждан, предприятий и территориальных общин, чтобы переложить на них часть государственных расходов на войну.
К тому же ряд украинских политиков так ратуют за введение военного положения не в последнюю очередь потому, что такой шаг позволит списывать на войну все просчеты чиновников и бытовые «неурядицы» — от невыплаты зарплат и плохой работы милиции, судов, коммунальных служб и больниц до повышения налогов и роста цен и тарифов на услуги ЖКХ. Отсутствие подвижек в плане борьбы с коррупцией и проведением реформ также удачно списывается на «в стране идет война». Правда, есть и противники ввода военного положения.
Украинские СМИ многократно транслировали заявления политиков, что введение военного положения — это крест на шансах Украины получить новые транши кредита от Международного валютного фонда (МВФ). Но это не так — Статьи соглашения Международного валютного фонда, которые служат в качестве Устава этой организации, не содержат подобных норм. Да и глава представительства МВФ на Украине еще в конце октября 2014 года опроверг такую версию. Жером Ваше заявил, что у МВФ нет формальных юридических запретов, препятствующих продолжению сотрудничества в условиях военного положения. «Мы уже сотрудничали с рядом стран, на территории которых разворачивались военные конфликты различной активности», — заявил Жером Ваше в интервью «Европейской правде».
Кандидат политических наук и директор Киевского института мирных инициатив Андрей Мишин считает, что украинские власти до сих пор не вводили военное положение не из-за угрозы не получить кредиты МВФ, а в первую очередь из-за причин, лежащих в плоскости международного права. «Если власти любой страны объявляют военное положение, то они должны указать внешнюю или внутреннюю причину такого решения. Президент, премьер-министр и другие высшие должностные лица и политики постоянно твердят, что война на Донбассе — это война между Украиной и Россией. — поясняет Андрей Мишин — То есть, если президент все же примет решение ввести военное положение, то обязан будет назвать страну, в ответ на действия которой вводится военное положение, что на языке дипломатии равнозначно объявлению войны. Причем агрессором считается та сторона, которая первой заявила о начале войны. А всевозможные политические формулировки вроде «в ответ на вероломное нападение …» и т.п. — это от лукавого».
За минувший месяц антитеррористические операции (АТО) проходили во Франции и Бельгии. И внимательный наблюдатель мог обратить внимание на важную деталь — ни в одной из антитеррористических операций не принимала участие армия. Собственно, антитеррористическая операция отличается от военной именно тем, что ее ударной силой являются специальные подразделения по борьбе против терроризма (например, антитеррористические бригады), а не военные, тем более, с применением артиллерии. Собственно, ситуация на Донбассе уже давно вышла за рамки заявленной АТО. Простой пример — согласно закону «О борьбе с терроризмом», управлением антитеррористической операцией занимается оперативный штаб во главе с руководителем Антитеррористического центра при СБУ. У нас же, по факту, непосредственным руководством последнее время занимался начальник Генерального штаба ВСУ, генерал-полковник Виктор Муженко.
Собственно, альтернатива любым военным действиям — это всегда «вилка» из двух стратегических решений — дальнейшая эскалация боевых действий или мирное урегулирование. События последних дней показывают, что ни украинские власти, ни зарубежные актеры в лице США, Великобритании, Франции, Германии и России пока не готовы к такому варианту как международная конференция с целью мирного урегулирования украинского кризиса.
«Сложно было не заметить публичной дискуссии внутри украинской власти между сторонниками и противниками введения военного положения. Обе стороны с готовностью транслировали свои аргументы обществу. При этом противники военного положения были более конкретны, а сторонники — более пафосны и больше апеллировали к эмоциям. Назвать одних «ястребами», а других «голубями» тут можно разве что с очень большой натяжкой. И те, и другие усиленно ратуют за продолжение войны, а предметом дискуссий служит лишь вопрос, поможет или больше навредит в этом деле введение военного положения», — говорит политолог Игорь Градасов. «Масла в огонь», по его мнению, подлила проходящая сейчас четвертая волна мобилизации.
«Не секрет, что ее популярность за пределами правящих кругов и патриотического сектора социальных сетей оставляет желать лучшего. Одним из вброшенных аргументов, с готовностью подхваченных теми, кто не горит желанием отправляться на Донбасс в составе маршевых рот, и стало отсутствие военного положения. В том смысле, что они якобы и рады пойти воевать, но вот раз военное положение не введено, то не пойдут. Думаю, не нужно объяснять, что истинная причина другая, и в случае введения военного положения у такой публики найдутся другие аргументы для объяснения своей позиции. Но в результате было создано искаженное представление, что в обществе идея введения военного положения пользуется поддержкой», — считает политолог.
По мнению Игоря Гридасова, еще одна причина введения военного положения — это активизация войны на Донбассе. «Второй причиной стала активизация военных действий на Донбассе в комплексе с, мягко говоря, отсутствием там успехов украинской армии. В этих обстоятельствах угроза введения военного положения может быть использована на дипломатическом фронте. Чтобы продемонстрировать России готовность украинской власти к дальнейшей эскалации конфликта. Лично я скептически смотрю на перспективу введения военного положения. К тому же считаю, что никаких существенных преимуществ украинской власти оно не даст, а вот развитие негативного сценария может ускорить», — полагает Игорь Гридасов.