«Православие — самое мифичное», — так когда-то написал один из наших крупнейших евангельских мыслителей и специалист по Масарику Йозеф Л. Громадка. «Русского его церковь научила принимать готовые, объективно данные откровения... Православный священник, в первую очередь, чудотворец, маг, проводник Божьей милости, пассивный посредник, а не учитель... Печален тот факт, что церковь благословляет царский абсолютизм и в награду за это им охраняется. Она послушная слуга, но не Господа, а всякого хозяина-кормильца... Поэтому и русские философы верят в разные „измы“ и в своего Маркса и Ленина — настолько церковная и религиозная атмосфера деформировала менталитет православного человека».
И воспитала человека с малоразвитым критическо-реалистическим мышлением. Если сравнить православие с другими христианскими течениями, то в этом смысле оно хуже всех, а следом идут католики, потом протестанты. Лучше всех дела обстоят у унитариан, но поскольку они руководствуются именно критическим разумом, интерес к ним слабее всех, ведь, как говорил Масарик, разум до сих пор не руководит человеком, или, как говорил Юнг, когда объяснял «религию» нацизма, человеком до сих пор руководят архаизмы и архетипы.
Критическое мышление играет роль почти во всем: от религиозной и политической веры вплоть до явлений в обычной жизни, в том числе экономических, технических и прочих.
Поэтому мы изумляемся, какие мифы и какую ложь способны произвести российские и греческие политики и СМИ, и как простые люди все это «поглощают».
Поэтому русские и греки коррумпированы, и поэтому же они имеют столь непродуктивные экономики.
Для нас, вскормленных католицизмом, марксизмом-ленинизмом и «клаусизмом», лишь слабым утешением является тот факт, что мы никогда так низко не падали.
Ян Гус, господин Дука, сегодня, вероятнее всего, проповедовал бы унитарианство.