Визит председателя КНР Си Цзиньпина запланирован на конец этого месяца, и американские комментаторы, а также кандидаты в президенты обсуждают вопрос о том, не следует ли понизить уровень государственного визита Си или вообще его отменить. Организаторы визита выбрали сентябрь, поскольку они прекрасно понимали, что президентская кампания, судя по всему, будет способствовать созданию токсичной медийной среды. Для того чтобы понять предстоящий визит Си в Соединенные Штаты, нужно посмотреть за пределы окружной дороги в Вашингтоне — по крайней мере, расширить зону видимости до Манхэттена.
Весьма маловероятно, что Белый дом аннулирует приглашение для Си относительно посещения США с государственным визитом, которое было подтверждено президентом Обамой в июле в телефонном разговоре. Но даже если бы он это сделал, Си Цзиньпин все равно сохранил бы в своих планах выступление на юбилейной 70-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 28 сентября.
Это будет первая речь Си, обращенная к Генеральной Ассамблее ООН, и она не будет просто дополнением в важному делу — к обеду с Обамой в Вашингтоне. Юбилей ООН приходится на то время, когда китайское руководство обращает особое внимание на историю и организует грандиозный военный парад, отмечая тем самым окончание Второй мировой войны. Выступление в ООН предоставляет Си Цзиньпину великолепную возможность подчеркнуть декларируемую роль Китая как уставного члена и основателя послевоенного международного порядка — речь идет о наборе институтов и норм, которые, как многие полагают, китайское руководство хочет пересмотреть или заменить.
Если даже поверить китайским официальным лицам, когда они говорят о том, что не собираются опрокидывать международную систему, нельзя не заметить, что Соединенные Штаты и Китай имеют разные подходы к Организации Объединенных Наций. В одном отношении, подчеркивает в своей книге «Китайский вызов» (The China Challenge) Томас Кристенсен (Thomas Christensen) из Принстонского университета, «Китай представляет собой консервативную силу для защиты правил международного порядка двадцатого века. Это Соединенные Штаты, европейцы и японцы переписывают традиционные правила в XXI столетии» (курсив автора книги). Твердая позиция Китая по поводу суверенитета и невмешательства во внутренние дела противоречит новой доктрине под названием «обязанность защищать» (responsibility to protect), призывающей к вмешательству в чрезвычайной ситуации.
Для Китая юбилей ООН представляет собой важный форум для демонстрации международного лидерства и обозначения своей позиции на фоне изменений, происходящих в международной системе. Поэтому американским наблюдателям следовало бы задать вопрос не о том, становится ли Китай «ответственным участником» в процессе происходящей под руководством Соединенных Штатов эволюции международных норм, а о том, что заявления Си Цзиньпина представляют для Китая как для сильного, независимого участника в процессе эволюции международной системы. Не обязательно любить то, что вы слышите для того, чтобы расширить свои знания.
Пункты на Западе
Судя по всему, пункты посещения в ходе визита Си Цзиньпина будут находиться очень далеко от Белого дома и штаб-квартиры ООН. Газета Des Moines Register в понедельник сообщила о том, что губернатор штата Айова Терри Брэнстед (Terry Branstad) надеется встретиться в этом месяце с Си и с другими губернаторами в Сиэтле. Он также предположил, что Си Цзиньпин пойдет по следам предыдущих китайских лидеров, которые посещали другие части Соединенных Штатов.
Для планировщиков поездка за рамками официальных саммитов и официальных государственных обедов напоминает исторический визит Дэн Сяопина в 1979 году, в ходе которого он посетил родео в Техасе. Когда Цзян Цзэминь в 1997 году первым из китайских лидеров после 1985 года прибыл с визитом в Соединенные Штаты, он посетил «Гонолулу, Уильямсберг, Вашингтон, Филадельфию, Нью-Йорк, Бостон и Лос-Анджелес», а еще выступил с речью в Гарвардском университете. Кроме того, Цзян в 2002 году посетил президента Джорджа Буша-младшего в Крофорде, штат Техас. В 2006 году Ху Цзиньтао посетил Сиэтл и выступил с речью в Йельском университете, а в 2011 году он сделал остановку в Чикаго, после чего появились дружественные по своему характеру видеокадры о посещении им одной из школ. У Си Цзиньпина есть уже такого рода опыт. Будучи вице-председателем КНР, он в 2012 году посетил одну семью в штате Айова, которая принимала его в 1985 году как участник программы обменов.
Хотя это еще не подтверждено, остановка в Сиэтле будет означать посещение штата, в котором Китай сделал много разнообразных инвестиций, особенно в области высоких технологий. Кроме того, это будет означать, что китайский лидер будет держаться в стороне от ключевых штатов в ходе первичных президентских выборов в Соединенных Штатах.
Амбиции или осторожность
Тем временем повестка Си Цзиньпина в американской столице остается, по крайней мере, столь же неясной, как и более широкий маршрут в ходе его визита. Его приезд в Соединенные Штаты привлекает к себе пристальное внимание частично потому, что Си Цзиньпину будут оказаны традиционные почести государственного визита во время церемонии встречи и официального государственного обеда, однако пока не объявлено о том, сколько времени Си и Обама проведут вместе и в каком формате.
Судя по всему, два руководителя представят хорошие новости о двустороннем сотрудничестве и, возможно, коснутся планов относительно совместной работы по защите климата накануне запланированной на декабрь Конференции по изменению климата в Париже. Кроме того, они могут объявить о достижении некоторого прогресса в области взаимных инвестиций. Относительно скудная информация по поводу проходившего в июне (американо-китайского) Стратегического и экономического диалога оставляет возможность для серьезных заявлений со стороны обоих руководителей. Но все это может быть сделано всего за один день, тогда как по-настоящему значимый саммит должен занять больше времени.
Оба правительства будут оцениваться по тому, воспользуются ли они предоставленной возможностью для признания тех вызовов, которые возникают в результате изменений в глобальном балансе сил, а также по тому, будут ли они противодействовать опасным течениям в двусторонних отношениях и во внутренней политике обоих государств. Если оба лидера с похвалой отзовутся о некоторых совместных усилиях, но не смогут добиться прогресса в урегулировании конфликтов по поводу экономического шпионажа, кибербезопасности, Южно-Китайского моря, прав человека и международных норм, то останется, на самом деле, не там много вопросов, значимость и остроту которых можно будет понизить.