С 1 сентября ряд автопроизводителей повышают цены на свою продукцию в России. Автомобили Ford, Suzuki, Peugeot и Citroen подорожают примерно на 5%, Lada — на 3%. Одновременно другие концерны, в частности, Volvo, отменяют запущенные летом скидочные программы. Эксперты говорят о том, что под влиянием роста цен спрос на новые автомобили в России уже упал более чем на 40% с начала года и далее продолжит падение. DW выяснила, как изменилась покупательская стратегия российских автомобилистов.
Как изменился спрос и цены
По данным аналитического агентства «Автостат», предоставленным DW, за первые семь месяцев 2015 года спрос на новые автомобили упал в России на 43,7% (было продано 726 тысяч машин). Среди «любимцев» российских автомобилистов больше всего потерял в продажах Renault Duster (почти 60%). Одна из главных причин падения покупательской активности — рост цен вследствие падения курса рубля и неуверенность в завтрашнем дне, не позволяющая взять автокредит.
Начальник аналитического отдела «Автостата» Андрей Топтун рассказал DW, что автоконцерны, имеющие официальных дистрибьюторов в России, стремятся минимально повышать цены, понимая, что иначе рискуют потерять огромное число покупателей, тем не менее, в рублевом эквиваленте цены все равно растут.
«У нас есть такой индикатор — средневзвешенная цена одного проданного автомобиля — он показывает, что цена выросла на 19,6%. При этом портфель брендов сильно изменился — раньше было меньше дешевых, больше дорогих, сейчас наоборот», — говорит он.
«Дауншифтинг» и отложенная продажа
Покупатели машин действительно все чаще поступаются своими амбициями и соглашаются на модель более низкого класса, чем хотели изначально. В автомобильном экспертном сообществе это называют «дауншифтингом» и подтверждают цифрами: доля продаж автомобилей в самом недорогом сегменте B выросла за первое полугодие с 31,6% до 39,2%, в категории C — сократилась с 16,8% до 12,4%. Также сократилась категория SUV — с 37,4% до 35,9% (и это при том, что это был самый растущий сегмент на российском рынке). Одновременно выросли продажи отечественных авто — с 17 до 20%.
Еще одно последствие непростого положения дел на автомобильном рынке — увеличение срока владения автомобилем. «В первом полугодии 2015 года средний срок владения автомобилем в России составлял 56 месяцев в то время, как в первом полугодии 2014 года — 53 месяца. Далее тенденция к росту будет увеличиваться — мы опросили 10 тысяч автовладельцев, задав им вопрос "Когда вы планируете продать свой автомобиль?". Выяснилось, что прогнозная цифра — 61 месяц», — рассказал Андрей Топтун.
Вторичный рынок и рынок «перегонки»
Динамика падения спроса демонстрирует еще одну тенденцию: часть автовладельцев перешли с первичного рынка на вторичный: если продажи новых автомобилей сократились на 43,7%, то подержанных — всего на 22,6. «Рынок действительно переориентируется на подержанные автомобили», — подтверждает глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.
Совершенно невостребованной, по его словам, остается услуга «перегонки» автомобиля из-за границы, столь популярная в 1990-е и начале 2000-х. Сегодня эта процедура оказывается из-за низкого курса рубля и высоких пошлин невыгодной. Как рассказал DW один из бывших перегонщиков, сегодня большинство из его коллег, продолжающих работать с автомобилями, переквалифицировались в помощников по приобретению автомобиля с рук на вторичном рынке. «Мы от вашего лица торгуемся, проверяем юридическую чистоту, смотрим, битый ли автомобиль и так далее», — говорит он.
Льготный кредит
По словам экспертов, тем, кто готов покупать отечественный автомобиль или автомобиль российской сборки, может помочь льготный автокредит — с 1 апреля по 31 декабря этого года государство частично субсидирует процентную ставку для банков, помогающих своим клиентам приобрести авто в кредит (стоимостью не более 700 тысяч рублей — около 9,5 тысяч евро). Если обычный автокредит предполагает ставку свыше 20%, то льготный — от 8 до 12%.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), после того, как было введено льготное автокредитование, доля продаж автомобилей, купленных в России в кредит, выросла более чем вдвое и составила почти 41% от числа всех приобретенных в стране автомобилей. По словам Сергея Канаева, льготный кредит действительно является неплохой мерой для тех, кто готов покупать машину определенной категории. «Поддержка оказывается только эконом-классу, но это все же неплохо», — отмечает он.
Покупать или не покупать
«Очевидно, что в кредит покупают автомобиль те, кто уверен в стабильном заработке в ближайшем будущем, — говорит Андрей Топтун, — если такой уверенности нет, лучше воздержаться от покупки». По его словам, многие россияне так и сделали. Опрос показал, что, если в прошлом году, когда кризис только начинался, среди респондентов «Автостата» от намерения купить автомобиль отказались 21% опрошенных, то в этом году — уже 27%. Эксперт говорит, что и сам вошел в число воздержавшихся от покупки.
Сергей Канаев считает, что зачастую это разумно. «Если машина хорошо служит, нет смысла ее менять на марку ниже классом», — говорит он. В то же время, по словам экспертов, сегодня ценовая политика автоконцернов в России такова, что гражданам, имеющим доход в долларах США или евро, покупать здесь автомобиль выгодно. «К примеру, если пересчитать рублевые цены в доллары, мы увидим, что в России Toyota Camry стоит 18 тысяч долларов, а в Европе — 27 тысяч долларов», — говорит Андрей Топтун.
О маркетинговой стратегии автоконцернов, представленных в России, читайте в последующих публикациях DW.