Капитализм победил. По крайней мере, в одной стране мира, в России, где спустя почти сто лет после Октябрьской революции коммунисты освоили такие слова, как «бренд» и «авторское право». Именно эти понятия легли в основу очередного выпада против западного империализма, с которым выступил Вадим Соловьев, руководитель юридической службы ЦК КПРФ, — партии, унаследовавшей политику КПСС без какого-либо ревизионизма и признания ее ошибок. Он хочет запретить использование красной пятиконечной звезды зарубежными торговыми марками. В первую очередь запрет должен коснуться компаний из стран, поддержавших международные санкции против России. «Это создает двоякую ситуацию», — жалуется депутат Госдумы, отстаивающий важность красной звезды как «одного из ключевых символов российского государства, символа нашей победы над нацизмом».
Компании «Хайнекен», «Сан Пеллегрино» и «Конверс» уже предупреждены, а если бы свой филиал в Москве решил открыть американский торговый дом «Мэйси», ему пришлось бы поменять торговую марку. Красная звезда принадлежит русским, и иностранцам нельзя ее трогать, тем более, если ее используют в целях наживы. Соловьев хочет, однако, предоставить российским компаниям право на использование символа в отечественных торговых марках. Иными словами, эта проблема не столько идеологическая, сколько национальная, вопреки замыслу Троцкого, предложившего в качестве символа Красной армии красную звезду, в приказе от 7 мая 1918 г. он обозначил ее как «марсову звезду». Будучи одним из самых образованных большевиков, Троцкий, вероятно, находил определенную изысканность в возвращении к античному символу бога войны, который за сто лет до Октябрьской революции использовался на эполетах наполеоновской армии. Спустя еще сто лет русские отстаивают его как свой национальный символ, в том числе потому, что рубиновые звезды до сих пор венчают кремлевские башни наряду с византийским двуглавым орлом, вернувшимся в Кремль после окончания коммунистической эры.
Сложно представить, что премьер-министр Дмитрий Медведев примет предложение коммунистов о «брендинге», хотя бы из-за объективных трудностей запрета, который будет действовать исключительно на российской территории. В последние годы в правительство как из рога изобилия льются неожиданные предложения депутатов Госдумы, прозванной в московских политических кругах «Госдурой»: 450 депутатов, занятых в первую очередь принятием проектов, спускаемых президентом и правительством, отчаянно пытаются заявить о себе, выдвигая несуразные предложения, начиная от указа о кружевных трусах до запрета на преподавание английского языка в общеобразовательных школах. Депутат Соловьев, конечно, получил свои 15 минут славы, но его идея сделать красную звезду зарегистрированной торговой маркой, продуктом российского производства, контролируемым со стороны правительства, является симптомом другого феномена — размытия границ идентичности. Ведь красная звезда уже не является официальным геральдическим символом Российской федерации, хотя и присутствует на вновь красных — в соответствии с пожеланием В. Путина — флагах вооруженных сил. Президент также воскресил также гимн СССР. В отличие от Украины, где уже месяцы идет работа над уничтожением любого напоминания о коммунизме в топографических названиях и архитектуре, в России статуи Ленина, красные звезды, серпы и молоты, а также все прочие символы прошлого, остались нетронутыми. Уже лишенные своего идеологического смысла, они неискоренимо держатся в памяти, вплоть до наблюдаемого в последние годы всплеска ностальгии по СССР, который сопровождается, правда, невиданной в советское время маркетинговой политикой.
Так, от первых посткоммунистических тяжб, разворачивавшихся главным образом вокруг марок водки — иска, поданного российским производителем возрожденной водки «Смирнов» к владельцам американского бренда «Смирнофф», до легендарной «Столичной», которую советское правительство даже не думало регистрировать как торговую марку, из-за чего рынок заполонили десятки подделок, — в России перешли к «брендингу» фамильных ценностей. Например, автомат Калашникова был зарегистрирован как торговая марка только в 2015 г., после того как в мире было произведено около 30 миллионов подделок против 85 миллионов «официально произведенных», включая разнообразные франшизы дружественных России стран. Медведев оценил автомат как одно из самых успешных изобретений в истории, «марку, которой гордится любой русский» в речи, обращенной к изобретателю М. Калашникову (который, однако, не раз жаловался, что при капитализме был бы уже миллиардером).
Теперьочередь может дойти до красной звезды, — если удастся доказать авторские права Москвы на символ, уходящий корнями в историю далеко за пределы коммунизма. Тем временем российские коммунисты заявили, что в ходе агитационной кампании перед осенними выборами в Думу будут использовать другой узнаваемый и популярный образ — Сталина. Пензенские коммунисты установили бюст советского диктатора, потребовав в ЦК осудить знаменитый доклад Хрущева на XX съезде КПСС, в котором развенчивался «культ личности» Сталина. «Образ Сталина сможет привлечь к партии дополнительные голоса», — убежден секретарь партии по информационно-аналитической работе Сергей Обухов. На первых выборах в Думу в 1993 году известный режиссер рекламных роликов Ю. Грымов, первооткрыватель в России этой не существовавшей на тот момент профессии, утверждал, что предвыборная кампания компартии — проигрышное дело для кого бы то ни было, так как «образ общества» у коммунистов совершенно искажен 70-ю годами существования советского государства. В результате тех выборов партия Геннадия Зюганова была второй в думском списке и с тех пор остается одной из ключевых движущих сил в российской политике. Это бренд, которому никогда не требовался рестайлинг.