Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Латвия — Россия: соразмерность представлений, возможностей и желаний

© flickr.com / SaeimaПрезидент «Балтийского форума», председатель фракции социал-демократической партии «Согласие» Сейма Латвии Янис Урбанович
Президент «Балтийского форума», председатель фракции социал-демократической партии «Согласие» Сейма Латвии Янис Урбанович
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ключевым вопросом внешней политики Латвии становится необходимость упорядочить отношения с Россией после того, как гибридная война скоропостижно выдохлась. Хотя некоторым балтийским или польским радикальным политикам кажется выгодной напряженность в отношениях Запада и России. Поддерживать новую «холодную» войну, которая постоянно угрожает превратиться в горячую, не может позволить себе ни ЕС и США, ни НАТО, ни Россия.

Ключевым вопросом внешней политики Латвии становится необходимость упорядочить отношения с Россией после того, как гибридная война скоропостижно выдохлась. Хотя некоторым балтийским или польским радикальным политикам кажется выгодной напряженность в отношениях Запада и России. Поддерживать новую «холодную» войну, которая постоянно угрожает превратиться в горячую, не может позволить себе ни ЕС и США, ни НАТО, ни Россия.

 

В межгосударственных отношениях часто наступает неловкий момент, который характерен для всех видов взаимодействия человека — в дружбе, семье и отношениях с близкими, в бизнесе, в партиях. Это понимание неизбежности примирения. Совсем недавно в полной мере наслаждались конфликтом, происходила разрядка эмоций — выкрикивая всю ранее терпеливо накопленную горечь и выдвигая невыполнимые ультиматумы в качестве предпосылок примирения, заодно клятвенно заверяя, что «все равно прощения не будет никогда». Страсти стихают, и все, что в их пылу разрушено и растоптано, теперь необходимо терпеливо склеивать обратно, избегая воспоминаний о своей вчерашней непоколебимости.

 

Нормализация отношений между западным миром и Россией «после Крыма», не только возможна, она уже началась. Вполне логично, что все это еще происходит несмело и стыдливо, осторожно просчитывая реакцию противоположной стороны, чтобы в момент взаимного непонимания успеть «дернуть стоп-кран» и восстановить гневную риторику. Именно так в последнем десятилетии прошлого века были перезагружены отношения ЕС и США с Китаем «после Тяньаньмэня». И в этот раз западная дипломатия будет подстроена в соответствии с новыми реалиями, созданными «зелеными человечками» — в отношениях принимая во внимание инаковость партнера, отказавшись от иллюзий о возможности его демократизировать, переделать по своему образу и подобию. Поэтому будет — на самом деле, это уже происходит! — молча признан фактический суверенитет России над Крымом, ожидая от Москвы сдержанности в усилиях каким либо способом «легализовать» вновь обретенную территорию (проводить там международные мероприятия и т.д.).

 

Как раз сейчас США с помощью международных торговых соглашений формируют «новый мировой порядок». В октябре прошлого года было подписано соглашение о Транс-Тихоокеанском партнерстве, (Trans-Pacific Partnership или ТТП). Оно объединяет США и еще одиннадцать стран в экономический блок, чьей неприкрытой целью является сохранение глобального лидерства Вашингтона для предотвращения того, что «глобальные экономические правила пишут такие страны, как Китай».Та же задача будет осуществляться и договором между ЕС и США о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве(Transatlantic Trade and Investment Partnership или ТТИП) — сохранить экономическое господство Запада. Такая политика США пользуется непоколебимой поддержкой глобальных (транснациональных) — американских и, по крайней мере номинально, европейских бизнес-корпораций.

 

Для того, чтобы успешно реализовать свою стратегию, Вашингтон не должен допустить китайский и российский экономический симбиоз. Поэтому разработчики нового порядка ищут решения, которые позволили бы Западу вернуть Россию в свою финансовую «орбиту», и дальнейшая фактическая принадлежность Крымского полуострова в этих усилиях не будет серьезным препятствием. Стенания «ястребов» Восточной Европы о новых мюнхенах и ялтах не помогут — администрация Барака Обамы имеет иммунитет к историческим травмам Европы, так же, как вскоре ожидаемое правительство Хилари Клинтон или даже Дональда Трампа.

 

У нас — латвийской общественности и правительства — есть два варианта. Мы можем привычно опомниться, когда в начатом глобальными сверхдержавами процессе восстановления экономических отношений Латвию обгонят не только уже сейчас «изменнические» австрийцы или финны, но и другие разжигатели гибридной войны. Можем сами начать своевременно развивать предпосылки для рационального диалога с восточным соседом.

 

Я думаю, что правительство уже сейчас ощущает давление отраслей экономики, которые испытывают мучения «санкционной войны». Особенно тех, которые были вынуждены пережить то, что обещания новых рынков — на Аравийском полуострове, в Китае, в других странах Азии — это откровенное издевательство политических евроснобов над налогоплательщиками. Правительство должно учитывать, что давление будет становиться все более смелым, более откровенным, даже более агрессивным.

 

Конечно, для Латвии не желателен также чрезмерный энтузиазм в «изменении курса». И не только из-за гибридной воинственности по-прежнему доминирующей в нашей политике и средствах массовой информации. А и для того, чтобы мы в своей дипломатии преждевременно не прыгнули вперед «больших братьев» — Вашингтона и Брюсселя.

 

Все, что до сих пор сказано и выкрикивалось по поводу российско-латвийских отношений в тональностях гибридной войны, возможно, даже является наименьшим препятствием на пути примирения между двумя странами. России нужно только пересмотреть свои представления о влиянии Латвии в НАТО, увидеть скромность этого влияния и часто даже его отсутствие. Это позволило бы в умах руководства и дипломатов соседнего государства освободить нашу страну от ответственности за каждое агрессивное заявление генерала или политолога НАТО, и в Москве перестали бы видеть в них «заказ Балтийских реваншистов».

 

Латвии в свою очередь хорошо бы прекратить самообман, играя в грандиозность своего Атлантического влияния — американцы и англичане готовы разместить в Адажи своих солдат и танки не потому, что этого требует наше правительство, а в контексте осуществления плана, продиктованного их внешнеполитическими интересами. Тем не менее, выбор — нормализовать отношения с Россией или продолжать «наблюдать за ними через прицел НАТО» — зависит от самой Латвии.

 

Основной проблемой является соразмерность возможностей двух стран. Россия, когда захочет этого, может многое сделать для улучшения отношений с Латвией, для возобновления экономических и гуманитарных связей. Диапазон средств Латвии более скромен.

 

Одной из наших возможностей являются межкультурные отношения, их углубление и «перезагрузка». Конечно, безнадежно пытаться восстановить «Новую волну» — когда — то важную для предпринимателей и лиц, имеющих влияние на политику обеих стран совместную диалоговую базу — во всем прежнем великолепии. Этот поезд ушел. Тем не менее, Латвия может пересмотреть свои «черные списки», удалив из них Иосифа Кобзона и Валерию. Это был бы сигнал, который вызвал бы сильный резонанс во всем российском обществе.

 

Вторая возможность — это суженное гибридной войной, но все же не обрубленное взаимное экономическое сотрудничество, торговля, экспорт наших товаров и услуг. Предприниматели, которые по-прежнему работают на российском рынке, могут там найти и предлагать решения и другим отраслям, как им отыскать лазейки в санкционном заборе. В последнее время чувствуется, что политика эмбарго соседнего государства становится все более уступчивой и формальной: шоколадные сырки ввозить еще нельзя, а «шоколадки с начинкой» уже можно. Каждый предприниматель, который сегодня восстанавливает обрубленные связи с российским рынком или создает новые, нуждается в признании и поддержке правительства — а не в страхе стать мишенью для интереса полиции безопасности и воинствующих средств массовой информации.