Конфронтация России и Запада стала темой первого плана в СМИ северных стран. Парламент Швеции большинством в 291 голос принял закон об углублении отношений с НАТО, по которому страна может предоставить войскам НАТО свою территорию не только для учений, но и в случае «кризисных ситуаций» (Ritzau, 26.05). Депутатов от Левой партии, проголосовавших против законопроекта, обвинили в «подрыве безопасности» (Svenska Dagbladet, 1.06).
Несмотря на это, эксперты НАТО продолжают считать Швецию «слабым звеном». Янис Берзиньш (Jānis Bērziņš), руководитель исследовательской группы Латвийской военной академии, говорит: «Если бы моей целью было расколоть НАТО, то я не стал бы нападать на страны Балтии. Я напал бы на Швецию! При этом мы говорим не о полномасштабном вторжении, а о том, чтобы закрепиться на небольшом острове. И посмотрим, что будет… Швеция, конечно, пожалуется в НАТО, и тут у нас на Западе начнутся проблемы. Швеция — это наше слабое звено» (Politiken, 30.05).
Посол Российской Федерации в Дании Михаил Ванин дал большое интервью, в котором заявил, что «за 25 лет после распада СССР… Россия не имела никаких враждебных намерений, направленных на завоевание и оккупацию Балтийских стран». Он предупредил: «НАТО следует держаться подальше от Арктики. Не надо усугублять положение и создавать там новый Ирак или Ливию. Для Арктического совета будет катастрофой, если НАТО станет его новым членом». «Мы не заходим в ваш огород, и вы не заходите в наш», — посоветовал посол (Politiken, 27.05). Датское агентство новостей из этого заключило, что «посол России обвиняет Данию в антироссийских настроениях» (Ritzau, 27.05).
В связи с тем, что дискуссия о российской угрозе перешла в материальную плоскость, когда «датские военные в количестве 150 человек направились в страны Балтии для укрепления позиций НАТО» (Politiken, 30.05), настроения в датских СМИ изменились, возникли большие сомнения в разумности этого шага.
Редактор отдела внешней политики ведущей газеты Politiken Микаэль Ярлнер (Michael Jarlner) в статье под заголовком «Русские идут — дайте нам больше денег!» оспаривает выводы RAND Corporation о «беззащитности самых уязвимых членов НАТО — стран Балтии — перед угрозой со стороны России». Он считает эту организацию пережитком холодной войны, ее позицию — тенденциозной и ангажированной, а ее целью — «заставить европейских политиков снова тратить деньги на военный бюджет». «В то время, как с нашей точки зрения Россия агрессивно ведет себя на Украине, в Грузии, на Балканах и в Сирии, в России наблюдают, как НАТО распространяет свое присутствие по всему периметру российской границы, размещает войска в нескольких километрах от ее второй столицы — Петербурга и ведет кровавые войны по всему миру».
Автор цитирует американского военного аналитика Майкла Кофмана (Michael Kofman) который не понимает: «Что, собственно, приобретет Россия, напав на страны Балтии?» (Politiken, 30.05). «Похоже, налогоплательщикам надо готовиться к тому, что военные еще глубже залезут в их карманы…», — пишет Politiken (30.05).
Газета Ekstra Bladet (31.05) цитирует набирающие по 40–60 «лайков» комментарии читателей с призывами использовать направляемые на военный бюджет деньги на другие нужды. «Это все затеяли американцы», — пишет активный блогер Holger J. «Только на датский взнос в военный бюджет НАТО можно было бы всю Сирию заново отстроить! И еще хватило бы на здравоохранение и детские пособия, — пишет некая Elisabeth Ms. — Но нашим политикам обязательно нужно купить военные самолеты!» Газета провела свое собственное голосование, в ходе которое выяснилось, что более 50% опрошенных «считают размещение датских солдат у границы России плохой идеей»; 43% его одобряют, а 6,4% не определились с ответом (Ekstra Bladet, 30.05).
Информационные войны также стали серьезной темой на страницах скандинавских СМИ. Продолжается обсуждение опубликованного в первой декаде мая доклада Института международных отношений Финляндии «В тумане лжи — российская стратегия дезинформации и конфликт на Украине». По выражению лидера норвежского Хельсинкского комитета Оге Борхгревинка (Aage Borchgrevink), «доклад пытается выяснить, удалось ли Кремлю навешать людям лапшу на уши».
Автора сожалеет, что «доклад сосредоточился только на шведской прессе…, а стоило бы обратить внимание и на передовые статьи редактора норвежской газеты Klassekampen („Классовая борьба“) Бьоргульва Бронена (Bjørgulv Braanen) — ведь он пишет, что „восстание на востоке Украины было спровоцировано действиями правительства в Киеве“, и что „возлагать вину на Россию — значит не считаться с действительностью“ — и это настоящая лапша на ушах!» (Dagbladet, 30.05).
Финский доклад «имеет целью показать, что шведские СМИ идут на поводу у Кремля, и поэтому нам всем нужно скорее сближаться с НАТО». Эксперты финского института «плохо ориентируются в предмете», пишет автор, и критикуют две ведущие газеты Швеции — Svenska Dagbladet и Dagens Nyheter — за то, что они «распространяют официальную точку зрения России». «А как еще шведские читатели должны узнавать новости?», — спрашивает Давид Исаксон. Что же касается многократно названной «голосом России» газеты Aftonbladet, то здесь автор статьи согласен с авторами доклада: «Они [отдел культуры Aftonbladet] действительно печатают пропаганду Кремля, и доверие к ним давно потеряно» (Sydsvenskan, 31.05).
После многочисленных публикаций в прошлом месяце о том, что в Швеции пишут о России, центральные СМИ Швеции и шведскоязычные СМИ Финляндии опубликовали данные опроса общественного мнения о том, что в России думают о Швеции. Выяснилось, что «60% опрошенных хорошо думают о Швеции, а 8% — очень хорошо». Исследования проводились в 2014–2016 годах «Левада-центром» по заказу посольства Швеции, консульства в Петербурге и Шведского института в Стокгольме. Последний опрос проходил в марте 2016 года (Hufvudstadsbladet, 31.05; Dagens Industri, 31.05; Aftonbladet, 31.05; Expressen, 31.05; Sveriges Radio, 31.05; Göteborgs-Posten, 31.05).
«Образ Швеции в глазах россиян получился несколько утопическим, — отмечено в докладе „Левада-центра“. — Позитивное отношение к Швеции указывает на то, чего не хватает самому российскому обществу в плане социальной защищенности и демократии» (Svenska Dagbladet, 31.05).
Директор «Левада-центра» Лев Гудков считает: «Информационные кампании против Запада, изображающие его циничным и антирусским, оставили след в представлениях россиян о Европейском союзе. Они убеждены в существовании предубеждения против России на Западе. Но вместе с тем граждане России по-прежнему восхищаются высоким уровнем жизни и хорошо организованным обществом Швеции» (Dagens Nyheter, 31.05).
Аналитик «Левада-центра» Наталья Зоркая отмечает, что за время исследования восприятие Швеции в России улучшилось. В качестве примера она приводит тот факт, что, «если бы Швеция и Украина играли в хоккей, то три года назад только 42% россиян болели бы за Швецию, сегодня — уже все 70%» (Svenska Dagbladet, 1.06).
По мнению журналистки Анны-Лены Лорен (Anna-Lena Laurén), большую роль в формировании образа Швеции сыграла детская литература, которую «на удивление хорошо знают и любят в России», и прежде всего — «Карлссон на крыше» (Dagens Nyheter, 31.05). Корреспондент Svenska Dagbladet в Москве Мария Георгиева (Maria Georgieva) добавляет, что «„в меру упитанный Карлссон“ появился в России в 1957 году и приобрел еще больше популярности, чем Пеппи Длинныйчулок; это можно объяснить тем, что с помощью пропеллера ему удается совершить невозможное, он — индивид, который защищает свои интересы, и это вызывает уважение» (Svenska Dagbladet, 1.06).
Некоторые работающие в Москве корреспонденты провели собственный блиц-опрос на улицах Москвы. «Что больше всего вам нравится в Швеции?— Социальная политика, там можно жить и не работать», — сообщает Алексей 37 лет, техник на электростанции. «Там голос парламента имеет значение для принятия решений. В России люди ничего сообща не решают! Когда Улофа Пальме убили среди бела дня, то сделали памятную доску. Будем надеяться, что и Немцову поставят памятник», — говорит Виктор, 58 лет, охраняющий портрет Бориса Немцова на Москворецком мосту (Svenska Dagbladet, 31.05).
Корреспондент газеты Expressen Карл Фрид Клеберг (Carl Fridh Kleberg) поговорил с посетителями магазина ИКЕА. «Как и во многих других странах, ИКЕА — не просто торговая фирма, она стала тесно связана с образом Швеции» (Expressen, 31). Помимо ИКЕА, собирательный образ Швеции представляют автомобили Volvo, Альфред Нобель, дуэт Roxette, режиссер Ингмар Бергман (Ingmar Bergman), Карл XII и викинги (Svenska Dagbladet, 1.06).
«Что первое приходит в голову русским, когда они думают о Швеции?— задает вопрос газета Aftonbladet (31.05). — Часто встречаются такие ответы: шведский хоккей, шведская модель социализма, „шведская семья“ и шведская стенка. Но прежде всего — шведский стол!»