Опубликован 13-й доклад исследовательского центра Censis о массовых коммуникациях под названием «СМИ между элитой и народом». Исследование очень масштабно, в нем приводится множество данных, демонстрирующих изменение потребления на итальянском рынке массовых коммуникаций, а также в некоторой мере характеризующих происходящие в обществе перемены.
Телевидение продолжает оставаться самым широко распространенным средством массовой информации (ему отдают предпочтение 97,5% населения), количество телезрителей растет (их стало больше на 0,8% за год), не оставляет высоких позиций и радио (84,9%). Читателей же ежедневных печатных газет снова становится меньше (за последний год их количество снизилось на 1,4%, а за последние десять лет — на 26,5). Всего читающая аудитория составляет теперь немногим более 40% всего населения.
Этому спаду соответствует рост популярности ежедневных интернет-изданий, количество их читателей увеличилось на более чем 2% за год. Аналогично и почти параллельно снижается количество читателей книг (меньше 4,3% за год), всего среди населения количество читателей упало до 47%. Отказ от печатной литературы лишь отчасти компенсируется за счет повышения количества читателей электронных книг (их стало больше на 1%, но при этом они составляют лишь 10% населения). Положительная динамика наблюдается за счет увеличения доступа к сети интернет, выросшего на 2,8 по сравнению с прошлым годом и составившего 73,7% среди итальянцев (что касается молодежи младше 30 лет, то здесь количество пользователей интернета составило почти абсолютное большинство, 95,9%). За последние десять лет резко снизился цифровой барьер, количество пользователей сети интернет увеличилось на 28,4%, от менее чем половины населения в 2007 году до почти трех четвертей итальянцев на сегодняшний день.
Так, от чисел институт Censis переходит к описанию воздействия новых медиа на общество и его взаимоотношение с элитой: «Средства цифровой дезинтермедиации встают клином на пороге расхождения между элитами и народом, свергая разнообразные устоявшиеся формы авторитетов, выливаясь в изменяющиеся формы популизма, антисистемности и радикализма, которые быстрыми темпами распространяются по Европе и на Западе».
Censis дает нам понять, что причины тектонических сдвигов, сотрясающих западную демократию, стоит искать в интернете и новых медиа. В качестве примера, когда новые медиа приводят к «разнообразным формам безразличия» даже среди «образованной и работающей публики», в исследовании указывается феномен референдума Брексит, в отношении которого в социальных сетях молодежь выражала в большинстве своем негативное мнение, однако лишь незначительное количество из них пришло на выборы. Безразличие, популизм, бунт против элит, свержение авторитетов, столкновения отцов и детей. Создается впечатление, будто все зависит от новых медиа, а все остальное накладывается на эту основу. Возможно, мы несколько преувеличиваем, приписывая интернету роль генератора общественных волнений, в то время как он служит лишь его усилителем.
Например, снижение избирательской активности среди молодежи происходит уже давно и, возможно, зависит от того, что молодые люди не видят смысла в участии в игре, в которой они регулярно проигрывают. Точно так же причины их недовольства нужно искать скорее в высоком уровне безработицы среди молодежи (около 50%), нежели в дезинтермедиации, так же как антиполитические настроения и свержение авторитетов зависят от неспособности правящей демократии и ее институтов предложить внятное решение проблем глобализации. Новые СМИ играют важную роль, но происходящие сегодня перемены невозможно объяснить только за их счет. Эта проблема имеет гораздо более сложную природу.