Президент России Владимир Путин и президент Украины Владимир Зеленский впервые встретятся лицом к лицу на мирных переговорах в нормандском формате в понедельник, 9 декабря.
На первый взгляд предстоящий саммит Путина и Зеленского обладает всеми необходимыми составляющими для потенциального прорыва. Последняя встреча в нормандском формате — встреча лидеров России, Украины, Германии и Франции, призванная положить конец войне на востоке Украины, — состоялась в 2016 году. С тех пор многое изменилось. За последние несколько месяцев Москва и Киев совершили исторический обмен пленными и добились заключения соглашения об отводе вооружений и военных между украинскими правительственными силами и пророссийскими сепаратистами.
Но оправдает ли саммит Путина и Зеленского эти высокие ожидания? Репортер издания The National Interest побеседовал с несколькими известными российскими внешнеполитическими аналитиками, чтобы лучше понять, какие цели Москва преследует и каковы ее ожидания от очередного раунда мирных переговоров в нормандском формате.
В апреле Зеленский одержал триумфальную победу на украинских президентских выборах, пообещав искоренить коррупцию в стране и возобновить диалог с Россией по вопросу об окончании войны на востоке Украины. В июле этот бывший комедийный актер, внезапно ставший президентом, еще раз продемонстрировал, что он пользуется мощной поддержкой общественности, когда в результате выборов его партия «Слуга народа» получила большинство мест в украинском парламенте. Получив такой мандат от украинской общественности, Зеленский смог сделать первые шаги на пути к смягчению напряженности в отношениях с Москвой.
В сентябре Россия и Украина обменялись несколькими десятками заключенных. Затем, 1 октября, представители этих двух стран и поддерживаемых Россией сепаратистских групп подписали дорожную карту, которая призывала все стороны отвести военных от линии фронта, чтобы подготовить почву для проведения выборов на контролируемых сепаратистами территориях в соответствии с украинскими законами.
Однако далеко не всем нравятся заигрывания Зеленского с Москвой. После объявления о заключении соглашения между Зеленским, Россией и сепаратистами, тысячи украинцев вышли на улицы городов, чтобы обвинить своего президента в «капитуляции». Бойцы ультранационалистического батальона «Азов» дошли до того, что с самого начала отказались подчиниться приказам Зеленского об отводе войск.
Результаты опроса, недавно проведенного Киевским международным институтом социологии, показали, что за последние два месяца рейтинг одобрения Зеленского упал на 21 процентный пункт — с 73% в сентябре до 52% в конце ноября. Аналитики отметили, что отчасти причиной такого резкого падения рейтинга Зеленского стали те шаги, которые он предпринял, чтобы подготовить почву для урегулирования конфликта на востоке Украины, а также несколько непопулярных реформ.
Такая реакция общественности убедила многих в Москве в том, что, хотя Зеленский, возможно, и руководствуется благими намерениями, ему все же не хватает политического веса, чтобы добиться разрядки напряженности в отношениях с Россией.
«Хотя Зеленский и набрал более 70% голосов, ему еще только предстоит консолидировать свою власть, а агрессивно настроенное националистическое меньшинство пока еще способно диктовать свои условия нынешнему правительству», — отметил Андраник Мигранян, неофициальный советник администрации президента России и профессор Московского государственного института международных отношений.
Создается впечатление, что даже Путин испытывает некоторые опасения по поводу политической уязвимости своего украинского коллеги. Во время инвестиционного форума, который проходил в Москве 20 ноября, российский лидер объяснил, что, хотя он и не сомневается в искренности Зеленского, он все же не уверен в способности бывшего комедийного актера, ставшего президентом, выполнить обещание и вернуть мир на восток Украины.
«Какие у меня отношения с Зеленским? Никаких! Я его не видел никогда, мы с ним не знакомы, по телефону разговаривали. Мне кажется, что он симпатичный человек и искренний. На мой взгляд, [Зеленский] реально хочет изменить ситуацию к лучшему, в том числе и на Донбассе, — сказал президент России. — Насколько он в состоянии это сделать, я пока не знаю».
«На мой взгляд, России не стоит предлагать Зеленскому какие-либо серьезные уступки или прикладывать значительные усилия для того, чтобы найти компромисс, потому что нет никаких гарантий, что к концу следующего года он не станет „хромой уткой"», — отметил Алексей Чеснаков, директор Российского центра политической конъюнктуры.
По словам Чеснакова, сейчас в Москве возникает все больше сомнений по поводу того, действительно ли у Зеленского есть четкий план действий для решения наиболее острых вопросов текущего конфликта. Чтобы эти две стороны начали просто доверять друг другу, важно понять, действительно ли Украина способна выполнить политические требования Минских соглашений, — закон об особом статусе Донбасса, соответствующие поправки к конституции, амнистия и так далее», — сказал он. «Пока Украина понятия не имеет, как можно решить эти вопросы таким образом, чтобы это устроило Россию», — добавил Чеснаков.
Еще больше Москву тревожат поступающие из Киева сигналы о том, что администрация Зеленского может объявить о выходе страны из минского процесса. 10 октября Зеленский заявил, что Украина может выйти из минских соглашений уже в начале следующего года, если украинский парламент не примет закон об особом статусе территорий, находящихся под контролем сепаратистов. Спустя месяц глава партии «Слуга народа» заявил, что цель встречи с Путиным заключается в том, чтобы Украина смогла выйти из Минских соглашений, которые, по его словам, оказались «кабальными» для его страны. Министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко объявил, что Украина может выйти из соглашений, если саммит в нормандском формате не принесет никаких результатов.
Такой исход будет неприемлемым для России, как сказал Дмитрий Суслов, эксперт по российско-американским отношениям в Высшей школе экономики. «России крайне важно сохранить Минские соглашения нетронутыми, потому что в противном случае возникнет вопрос: ради чего мы все эти годы терпели американские и европейские санкции?» — объяснил он.
Минскими соглашениями называют два договора, подписанные Россией, Украиной и сепаратистами с востока Украины в сентябре 2014 года и феврале 2015 года в столице Белоруссии Минске. Эти соглашения должны были послужить дорожной картой для урегулирования военного конфликта на востоке Украины и реинтеграции сепаратистских республик в состав Украины посредством демилитаризации зоны конфликта, амнистии для всех участников сражений и внесения таких поправок в конституцию, которые позволят этим сепаратистским регионам обрести определенную степень автономии в составе Украины. С момента подписания второго соглашения прошло уже почти пять лет, но Россия и Украина продолжают обвинять друг друга в невыполнении обязательств.
Если Москва с таким пессимизмом относится к предстоящему саммиту в Париже, тогда зачем она вообще согласилась участвовать в нем? Российские эксперты, у которых нам удалось взять интервью, считают, что Путин заинтересован не столько в том, чтобы одержать победу над Зеленским, сколько в том, чтобы заручиться поддержкой президента Франции Эммануэля Макрона и канцлера Германии Ангелы Меркель.
«С моей точки зрения, Путин надеется, что Макрон и Меркель объяснят Зеленскому, почему он должен выполнять условия Минских соглашений, которые многим в Киеве не нравятся», — сказал Мигранян.
«Итог переговоров в нормандском формате будет во многом зависеть от того, что сделают Макрон и Меркель, — согласился с ним Суслов. — Если они поддержат Путина, тогда у Зеленского не останется иного выбора, кроме как уступить. Но если они встанут на сторону Зеленского, я не исключаю возможности возобновления боев на востоке Украины».