https://inosmi.ru/20221220/evropa-258996553.html
ЕС предал свои принципы, чтобы "уйти из-под огня" США. Но впустую
ЕС предал свои принципы, чтобы "уйти из-под огня" США. Но впустую
ЕС предал свои принципы, чтобы "уйти из-под огня" США. Но впустую
Евросоюз поступился принципами и попытался попасть в американскую торговую программу, с которой боролся, заявила порталу "Гуаньча" китайская исследовательница... | 20.12.2022, ИноСМИ
2022-12-20T00:38
2022-12-20T00:38
2022-12-20T09:32
гуаньча
экономика
европа
сша
субсидии
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/08/1d/255748620_0:33:3089:1771_1920x0_80_0_0_eac79213a9a5135469570f1ae4ffc62c.jpg
Принятый в Америке закон о снижении инфляции вызвал споры между США и Европой, которые продолжаются до сих пор. Законопроект выдвигает новые правила относительно аккумуляторных компонентов электромобилей, продаваемых в Америке, то есть для местных потребителей конечная цена электромобилей, произведенных в стране и вне нее, будет разной. В ответ Евросоюз обвинил Белый дом в предоставлении финансовых стимулов за счет интересов ЕС и других торговых партнеров, предупредив, что это может спровоцировать "нездоровую глобальную гонку субсидий" в области ключевых технологий и материалов для экологической трансформации. Станет ли это возрождением торговой войны между США и ЕС? Как ЕС может справиться с потерями? Каким образом поведение Америки повлияет на международный рынок? Поясняет исследователь Сунь Яньхун, директор отдела исследований политики в области науки и технологий Европейского института Китайской академии общественных наук.Гуаньча: Высокопоставленные чиновники из Европейского союза и Германии и Франции в последнее время нередко публично выражают недовольство по поводу американского закона о снижении инфляции, предоставляющего субсидии электромобильной отрасли. Некоторые даже поднимали вопрос о продолжении трансатлантических отношений. Многие СМИ сейчас обсуждают возможность торговой войны между Европой и США. Не могли бы вы дать читателям краткую информацию о предыстории конфликта?Сунь Яньхун: Закон о снижении инфляции распространяется только на электромобили и аккумуляторы, произведенные в США, Канаде, Мексике и других странах, подписавших Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). То есть только эти государства могут получать субсидии на покупку автомобилей. Фактически, это типичная дискриминационная политика промышленных субсидий. Этот акт затронет не только Европу, но и производителей автомобилей по всему миру, которые не инвестировали в Соединенные Штаты, поскольку они окажутся в невыгодном положении в процессе конкуренции.В настоящее время реакция ЕС более жесткая, отчасти потому, что он тоже делает упор на разработку электромобилей. Несколько автомобильных компаний в Германии недавно запустили производственные линии для электромобилей и аккумуляторов.Еще одна проблема заключается в том, что общая сумма субсидий в американском законопроекте составляет 369 миллиардов долларов (из которых 200 миллиардов предназначаются для субсидирования местных компаний США, — примечание "Гуаньча"), так что, как видите, объемы очень значительные. Согласно содержанию, первоначальный лимит субсидирования продаж для одной автомобильной компании составлял 200 тысяч автомобилей, теперь он отменен. Налоговая скидка за новый автомобиль составляет 7,5 тысяч долларов, за подержанный — 4 тысячи долларов. В настоящее время Европа сражается с энергетическим кризисом, и у автомобильных компаний уже есть мотивация для релокации. Высокий размер субсидий в США, очевидно, еще больше увеличит давление на производство электромобилей и аккумуляторов в странах ЕС и, вероятно, ускорит перенос их промышленных мощностей в Америку.Из-за этого Европа с самого начала была очень чувствительна и много раз выражала свое недовольство. Канцлер Германии Олаф Шольц и президент Франции Эммануэль Макрон не только говорили об этом по отдельности, но и на общей встрече высказались на этот счет, чтобы сделать предупреждение Соединенным Штатам. Все потому, что этот законопроект был принят еще в августе, но вступит в силу только в январе следующего года. Европа надеется, что США внесут корректировки до того, как закон начнет действовать.Но в настоящее время Вашингтон, похоже, полон решимости все же реализовать этот закон. Учитывая нынешнюю высокую инфляцию в Европе и то, что экономика находится на пороге технической рецессии, торговая война неизбежно приведет ко взаимным потерям. Европейцы, вероятно, не хотят вести торговую войну, поэтому все еще надеются, что США пойдут на некоторые уступки путем двусторонних переговоров.— 5 декабря состоялось заседание Совета по торговле и технологиям (ТТС) США и ЕС. New York Times констатировала, что, судя по заявлениям сторон после встречи, никакого прогресса по поводу субсидий достигнуто не было. Оптимистично ли вы смотрите на то, смогут ли они прийти к консенсусу в будущем?— Я читала совместное заявление, опубликованное Соединенными Штатами и Европой после встречи ТТС 5 декабря, и в нем прямо не упоминался этот вопрос. Сейчас в центре внимания у ЕС и США находится вопрос о том, можно ли внести поправки в законопроект, чтобы предоставить ЕС особый режим, аналогичный тому, что имеется у Канады и Мексики. Джо Байден уже ранее встречался с Макроном для обсуждения этой темы и заявил, что Америка не бросит своих партнеров.Но законопроект все же был принят, и позиция демократов, продвигающих его, тоже очень твердая. По прогнозам, до того, как акт вступит в силу, ЕС проведет еще раунд переговоров с Вашингтоном, однако учитывая, сколько осталось времени, вероятность пересмотра невелика.Кроме того, первоначальная цель Соединенных Штатов в реализации этого законопроекта — это "Америка прежде всего". Правительство хочет поддержать местную электромобильную промышленность, но европейская отрасль слишком велика. Если автомобильные компании государств ЕС будут включены в программу субсидирования, Соединенные Штаты не смогут достичь своих политических целей.— После нескольких безрезультатных раундов переговоров председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен предложила создать собственную программу промышленных субсидий для ЕС, например, Европейский суверенный фонд, но внутри ЕС мнения на этот счет расходятся. Как вы оцениваете перспективу "войны субсидий" между Европой и США?— Некоторые европейские политики предложили начать субсидировать автомобильные компании региона. Однако сделать это очень сложно, учитывая различные ограничения. Во-первых, масштаб субсидий в США крайне велик, около 369 миллиардов долларов, это существенная сумма. В настоящее время на уровне ЕС почти невозможно выделить на субсидии такой же объем средств.Во время пандемии Европейский союз создал Next Generation EU, фонд содействия восстановлению экономики, с общей суммой в 750 миллиардов евро. Потребуется шесть лет, чтобы постепенно выпустить облигации для сбора средств и инвестиций. Было выдвинуто предложение, чтобы ЕС мог использовать то, что осталось от фонда, для предоставления субсидий. Но расходы фонда уже заложены в представленных государствами-членами национальных планах восстановления и устойчивости до 2026 года (т.е. в заявках на финансирование). В прошлом году они все представили свои заявки, и ЕК их одобрила, поэтому вносить серьезные изменения сейчас сложно.Во-вторых, именно эти страны как раз и могут производить электромобили в Евросоюзе. Если Европа хочет предоставлять субсидии, то их объектами должны стать Германия, Франция и другие государства с относительно "концентрированной" автопромышленностью. По этой причине трудно найти план субсидирования, который поддержали бы большинство стран ЕС.В-третьих, помимо единой политики субсидирования Евросоюз также может ввести временное допущение субсидий для государств-членов, позволив им самим предоставлять субсидии. Однако это неизбежно вызовет хаос в единой рыночной структуре Европы. Мы знаем, что важнейшей политикой единого рынка континента является конкуренция, которая не позволяет правительствам субсидировать отечественные предприятия по своему усмотрению. Если страны будут соперничать друг с другом с помощью субсидий, создавая гонку, это деформирует единый рынок. Поэтому и с точки зрения бюджета, и с точки зрения системы ЕС сталкивается с очевидными ограничениями.Более того того, за исключением особых случаев, таких как Airbus, Европа ранее фактически никогда не вступала в конкуренцию с США по субсидиям. Airbus был запущен с субсидиями, предоставленными несколькими европейскими странами, чтобы соперничать с американским Boeing, и теперь у него большая доля мирового рынка, чем у Boeing. Но, за этим исключением, во время прошлых торговых войн с Соединенными Штатами Европа только обменивалась таможенными пошлинами и не ввязывалась в конкуренцию за субсидии в других областях.Это также несовместимо с последовательной философией ЕС, поддерживающей основанный на правилах глобальный экономический порядок Всемирной торговой организации (ВТО). Европа выступает за то, чтобы ВТО играла более важную роль, и противостоит торговому протекционизму и недобросовестной торговле. Если Евросоюз, всегда отстаивающий эту точку зрения на международной арене, вступит в гонку субсидий с США, это будет равносильно отходу от своей позиции и не будет способствовать сохранению ЕС его имиджа.— Если вероятность войны субсидий низка, как еще ЕС может остановить свои потери?— Если Соединенные Штаты не пойдут на уступки, у Европы останется не так много контрмер. Во-первых, она может обратиться в ВТО, обвинив Вашингтон в нарушении антисубсидиционных законов. Но этот процесс долгий и трудный. Учитывая слабую роль нынешней ВТО, ожидания не слишком оптимистичны.Во-вторых, ЕС может ввести тарифы на сопутствующие товары, такие как электромобили и аккумуляторы, импортируемые из США, то есть использовать средства торговой войны, чтобы отреагировать на американскую политику субсидирования, включая дополнительное налогообложение продуктов, не обязательно связанных с производством электромобилей. Европа может лишить США выгод на своем рынке. Но эта ситуация определенно проигрышная для всех.Если смотреть объективно, ЕС не является единой суверенной страной и доступные ему средства очень ограничены, поэтому европейцы сейчас так обеспокоены. Им приходится непрерывно подогревать общественное мнение и собирать больше козырей за столом переговоров.В то же время затягивание текущей тупиковой ситуации свидетельствует о наличии трещин в экономических и торговых отношениях между Европой и США. Изначально из-за украинского конфликта ЕС серьезно пострадал в экономическом плане, в четвертом квартале этого года вероятно, что он впадет в рецессию. Выходящий в такое время в Соединенных Штатах закон о снижении инфляции, несомненно, еще больше ухудшит положение европейцев.Вашингтон действительно открыто проводит дискриминационную промышленную политику. С момента прихода Байдена к власти США начали возобновлять использование традиционных методов промышленной политики, такие как крупномасштабные субсидии. Только в первой половине этого года был принят закон о чипах. Эта крупномасштабная кампания по субсидированию электромобилей и зеленой энергии была запущена во второй половине года. Штаты являются крупнейшей экономикой мира, и их методы представляют собой серьезную угрозу глобальному промышленному развитию и порядку честной конкуренции на международном рынке. Это коснется не только Европы, но и индустрии электромобилей в других странах, таких как Китай.— На встрече с европейскими официальными лицами торговый представитель США Кэтрин Тай вместо того, чтобы разрешить опасения союзников, использовала программу субсидирования, чтобы оказать давление на Европу и заставить ее присоединиться к сдерживанию Китая. В таких обстоятельствах Вашингтон все еще хочет поддерживать "единый фронт" с ЕС для обуздания Пекина в сферах экономики, торговли и технологий. Как вы думаете, насколько Европа готова к сотрудничеству?— В настоящее время готовность Европы следовать за США в сдерживании Китая определенно все сильнее слабеет. Ранее в этом месяце Шарль Мишель, председатель Европейского совета, посетил Китай и встретился с председателем Си Цзиньпином, что свидетельствует о позитивных изменениях в политике ЕС в отношении КНР. На самом деле, важная причина, по которой Евросоюз должен скорректировать отношение к Пекину, заключается в том, что его экономика находится в бедственном положении. Конфликт на Украине привел к насильственной отвязке Европы от энергетики России, что спровоцировало тяжелейший энергетический кризис и сильнейшую инфляцию за последние 40 лет. Экономика региона находится на грани рецессии.В то же время Соединенные Штаты продолжают ослаблять европейскую экономику через такие каналы, как экспорт на континент энергии и оружия и повышение процентных ставок для переманивания финансового капитала еврозоны. Реализация закона о снижении инфляции, очевидно, приведет к еще большему переносу электромобильных промышленных мощностей ЕС в США.Поскольку Европа переживает энергетический кризис, стоимость энергии для предприятий крайне высока. Некоторые предприятия колеблются, задумываясь о переезде. Теперь, когда Штаты обнародовали такие большие субсидии, мотивация переместиться в Америку, очевидно, стала еще выше. В настоящее время ЕС не может позволить себе следовать за Вашингтоном в противостоянии Китаю. Ему необходимо укреплять экономическое и торговое сотрудничество с КНР, чтобы поддержать собственное восстановление. Идеологические и ценностные разногласия придется временно отложить в сторону. Потому что Европа в очередной раз осознала, что, хотя США и называют себя ее "ценностными единомышленниками", они беспощадны, когда дело касается экономических интересов, и преследуют лишь собственную выгоду. В условиях такой сложной экономики европейцам придется стать прагматичнее.— Ранее вы упомянули, что ЕС всегда поддерживал справедливую, свободную и открытую торговлю. Учитывая, что он недавно принял свой собственный закон о чипах, не приведет ли нынешний конфликт с США к пересмотру и даже корректировке Евросоюзом порядка международной торговли? Как это повлияет на Китай?— Я думаю, что ЕС уже занимается пересмотром, но трудно сказать, насколько фундаментально. Его предложение Соединенным Штатам предоставлять льготы европейским компаниям само по себе в определенной степени является предательством принципов ВТО. Если бы Европа твердо поддерживала правила справедливой торговли, она должна была решительно выступить против американских субсидий, а не стремиться попасть в программу. Но ЕС думает по-другому: он имеет в виду, что Соединенные Штаты вполне могут заниматься субсидиями. Они могут быть нацелены на Китай, Южную Корею или Японию, но они не должны быть направлены на ЕС. В определенной степени подобное мышление уже привело к отказу от справедливого и открытого порядка международной торговли.В настоящее время в промышленной политике крупнейших экономик мира наметилась новая тенденция: все они обращаются к государственному вмешательству — сейчас растут промышленные субсидии, и они появились еще до эпидемии нового коронавируса, а после стали гораздо более очевидными. Это справедливо и для стран ЕС: за последние два года там был запущен ряд так называемых "важных проектов, представляющих общеевропейские интересы". Поэтому я думаю, что приверженность Евросоюза справедливому, открытому и свободному порядку международной торговли давно пошатнулась. За последние несколько месяцев спор между ним и США по поводу акта о снижении инфляции показал нам очень практичную сторону европейцев. Однако пока неясно, является ли это основательным изменением.С другой стороны, если крупнейшие мировые экономики начнут промышленную войну субсидий, это неизбежно нанесет серьезный ущерб международному порядку свободной конкуренции в ключевых отраслях и, безусловно, навредит Китаю. Пекин всегда выступал за сохранение многостороннего порядка свободной торговли на основе ВТО. Если развитым странам будет позволено открыто заниматься крупными субсидиями, это будет пагубно не только для КНР, но и для всех развивающихся экономик и государств. Поскольку у них нет таких больших финансовых ресурсов для предоставления субсидий, как у развитых стран, развитие смежных отраслей будет неизбежно демонстрировать признаки отсталости.Автор: Сунь Яньхун (孙彦红) — директор отдела исследований политики в области науки и технологий Европейского института Китайской академии общественных наук
/20221213/ekonomika-258784334.html
/20221209/evropa-258652027.html
/20221219/nato-258942695.html
/20221215/evropa-258848452.html
европа
сша
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/08/1d/255748620_0:0:2731:2048_1920x0_80_0_0_8970a1f38eedce923b5a8fd963819bb8.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
гуаньча, экономика, европа, сша, субсидии