https://inosmi.ru/20230404/evropa-261903153.html
Россия дала Восточной Европе насладиться ее "звездным часом"
Россия дала Восточной Европе насладиться ее "звездным часом"
Россия дала Восточной Европе насладиться ее "звездным часом"
Российская спецоперация на Украине приблизила "звездный час" стран Восточной и Центральной Европы, которые смогли выйти из тени своих западных соседей и начать... | 04.04.2023, ИноСМИ
2023-04-04T00:21
2023-04-04T00:21
2023-04-04T10:40
хуаньцю шибао
политика
ес
западная европа
восточная европа
российско-украинский конфликт
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/0b/0f/257842842_0:98:3067:1823_1920x0_80_0_0_a41e56888392a4370d3a9ffdc9e9d949.jpg
С начала украинского кризиса все чаще звучат голоса, которые говорят, что баланс сил внутри ЕС начал смещаться на восток. С давних пор жители стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) считаются в Евросоюзе "гражданами второго сорта" и почти не имеют права голоса. Но сейчас для этого региона настал "звездный час": их позиции и политические предложения по конфликту превращаются в общую позицию ЕС, их критика традиционных европейских держав, таких как Германия и Франция, становится все более откровенной и резкой, а поддержка украинских беженцев, поставки оружия и финансовая помощь Киеву — все более мощными. По меньшей мере в отношении этого кризиса ЦВЕ сыграла немалую роль внутри ЕС: именно она подталкивала блок к ужесточению санкций против России и активно продвигала содействие Украине, чтобы последняя одержала полную победу над соперницей.Читайте ИноСМИ в нашем канале в TelegramПочему страны Центральной и Восточной Европы, которые всегда были на задворках континента, вдруг "вышли на сцену"? На то есть несколько причин. Во-первых, эти государства считают, что "имеют право голоса" в украинском вопросе. В силу географических и исторических причин большая часть держав ЦВЕ ненавидит и боится Россию, — особенно Польша и граничащие с ней прибалтийские страны. Они всегда надеялись, что позиция ЕС по отношению к Москве будет жесткой, и выступали против сближения с Россией, которое продвигали западноевропейские страны, например, Франция и Германия. Конфликт на Украине позволил некоторым странам ЦВЕ открыто заявить о давно накопившемся недовольстве партнерами по региону. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий публично заявил: "Мы были правы, а вы ошибались". Однако, даже если Париж и Берлин недовольны подобными обвинениями со стороны Варшавы и других, пока что они могут только молчать и действовать сдержанно. Им приходится уступать давлению ЦВЕ: когда Польша заявила, что собирается направить свои танки Leopard на Украину даже без согласия Германии, последней пришлось ускорить приготовления и согласиться на передачу танков Киеву.Во-вторых, влияние западноевропейских стран, особенно Франции и Германии, ослабилось. В последней правит трехпартийная коалиция, и канцлер Олаф Шольц довольно ограничен в принятии решений. Президент Франции Эммануэль Макрон в 2022 году победил на президентских выборах и благополучно прошел парламентские, но, хотя он имеет право определяющего голоса, его сдерживают немало факторов. В отличие от правительства и народа Польши и других стран, где в основном достигнут консенсус по поводу украинского кризиса, в государствах Западной Европы, таких как Франция, Германия и Италия, звучат разные голоса, а общественное мнение раздроблено; более того, там действуют пророссийские и антивоенные силы. Все это существенно лимитирует действия властей. Поэтому страны Западной Европы не могут действовать в вопросе Украины столь же решительно, как Польша и другие восточные державы континента. К тому же противоречия между Берлином и Парижем относительно велики, и им тяжело сформировать единый фронт.В-третьих, страны Центральной и Восточной Европы получили решительную поддержку со стороны США. Еще в период Дональда Трампа США стали больше "искушать" эти государства, пытаясь использовать их для укрепления своего влияния на ЕС и контроля над ним. Администрация Джо Байдена продолжила политику предшественника, уделяя много внимания ЦВЕ. С момента начала украинского кризиса Соединенные Штаты неоднократно выказывали им свое одобрение — к примеру, Байден посетил Польшу дважды в течение одного года и даже принял участие в саммите "Бухарестской девятки". Америка является лидером западного мира, а украинский кризис усилил чувство незащищенности у Европы, из-за чего возросло значение и влияние США. В таких условиях поддержка Вашингтона естественным образом повысила статус Центральной и Восточной Европы в ЕС.Тем не менее следует отметить, что усиление голоса стран ЦВЕ вызвано скорее инерцией, чем их реальным укреплением. И эта инерция в большей степени распространяется на единственную область — украинский кризис. Лидирующая роль Центральной и Восточной Европы в вопросе помощи Киеву не отразилась на ее влиянии на другие направления политики ЕС. Типичен в этом плане пример Польши. До начала российской спецоперации Варшава была в конфронтации с Евросоюзом из-за внутренних реформ: ЕС, Берлин, Париж и другие обвиняли ее в нарушении ценностей блока, и страну оштрафовал Европейский суд. ЕС отложил выплату причитающейся Польше доли из фонда восстановления ЕС после пандемии, сумма которой составляет около 35 миллиардов евро — а эти деньги крайне важны для страны, переживающей серьезные экономические трудности. Хотя Польша внесла "выдающийся вклад" в прием украинских беженцев и помощь Киеву, ЕС не проявил снисходительность и отказался предоставить ей средства, даже после того, как Варшава пошла на серьезные уступки.Все это связано с тем, что силовой статус Центральной и Восточной Европы — по сравнению с Западной — принципиально не изменился. Уровень влияния страны или группы стран внутри ЕС зависит от населения и экономической мощи, и здесь державы западной части региона по-прежнему владеют абсолютным преимуществом. Население "Бухарестской девятки" составляет менее 1/5 от общей численности населения Европы, а их ВВП — лишь около 1/10. Все государства ЦВЕ являются чистыми бенефициарами бюджета ЕС, то есть они получают от Евросоюза больше денег, чем вносят в его бюджет. Причем средства, которые им даются, — это суммы, выделяемые западноевропейскими странами, особенно Германией и Францией.Хотя после вступления в ЕС страны ЦВЕ постепенно приближаются к принятым в блоке стандартам жизни, они все еще сильно отстают. И прогнозы могут стать еще более пессимистичными: с одной стороны, их население убывает, в основном из-за миграции в Западную Европу; с другой — из-за влияния украинского кризиса темпы роста экономики ЦВЕ замедлились. Поскольку Германия и Франция также столкнулись с крупными экономическими трудностями, в будущем их поддержка центральных и восточных соседей может ослабнуть. Таким образом, экономический спад или даже стагнация в ЦВЕ обернется худшим, нежели просто краткосрочным событием.ЦВЕ действительно на "гребне волны", но это лишь временное явление, вызванное украинским кризисом, которому не хватает устойчивости. Поэтому так называемый сдвиг в европейском балансе сил на восток — это не более чем иллюзия. Хотя ЕС временно достиг консенсуса касательно краткосрочных целей на Украине, долгосрочные стремления сторон не совпадают, и со временем эти различия приведут к серьезным разногласиям. Париж и другие не хотят становиться вассалами Вашингтона, и они все еще надеются, что Евросоюз сможет добиться стратегической автономии. Поэтому Западная Европа недовольна тем, что ЦВЕ всецело опирается на Штаты и тем самым подрывает стратегическую независимость континента.В долгосрочной перспективе ЦВЕ будет находиться в положении слабого. Коренные противоречия между Западом и Востоком региона в отношении беженцев, ценностей, размещения капитала и направления интегрированного развития никуда не исчезли, они были лишь в определенной степени "сглажены" украинским кризисом. В будущем их разногласия могут обостриться и расшириться. Более того, в период после украинского конфликта положение стран Центральной и Восточной Европы в ЕС может оказаться еще более сложным.Автор: Чжан Цзянь (张健) — помощник директора Китайской академии современных международных отношений и директор Института Европы при том же учреждении
/20230306/polsha-261146386.html
/20230301/evropa-261014123.html
западная европа
восточная европа
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2023
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/0b/0f/257842842_155:0:2886:2048_1920x0_80_0_0_5c0c3e0b5782f120aa85bbe91bd5ede1.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
хуаньцю шибао, политика, ес, западная европа, восточная европа, российско-украинский конфликт