Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Официальные лица утверждают, что причиной повреждения подводных кабелей стали аварии, а не российские диверсии

WP: на Западе признали, что кабели в Балтийском море повредила не Россия

Города России. Светлогорск - ИноСМИ, 1920, 20.01.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Представители американских и европейских спецслужб отмечают, что повреждения кабелей в Балтийском море, вероятно, были результатом аварий, а не диверсий России, пишет The Washington Post. Расследование ряда инцидентов выявило ошибки экипажей и плохое состояние судов.
Грег Миллер (Greg Miller), Робин Диксон (Robyn Dixon), Айзек Стэнли-Беккер, (Isaac Stanley-Becker)
Разрывы подводных кабелей, вызвавшие в последние месяцы беспокойство европейских служб безопасности, скорее всего, были результатом морских аварий, а не российских диверсий, считают некоторые сотрудники американской и европейской разведки.
По словам высокопоставленных лиц из трех стран, участвующих в расследовании ряда инцидентов, в ходе которых были повреждены важнейшие энергетические и коммуникационные линии на морском дне, американские и европейские службы безопасности пришли к согласию в своих выводах.
Эти инциденты вызвали подозрение, что Россия нацелилась на подводную инфраструктуру в рамках более широкой кампании гибридных атак по всей Европе, и побудили к усилению мер безопасности, включая объявление на прошлой неделе о том, что НАТО начнет новые операции по патрулированию и наблюдению в Балтийском море.
По словам официальных лиц, пока расследования с участием США и некоторых европейских спецслужб не выявили никаких признаков того, что коммерческие суда, подозреваемые в перемещении якорей по морскому дну, делали это намеренно или по указанию Москвы.
Вместо этого американские и европейские официальные лица заявили, что собранные на сегодняшний день доказательства, включая перехваченные сообщения и другие секретные разведданные, указывают на то, что причиной аварий стала неопытность экипажей на судах, находившихся в неудовлетворительном состоянии.
Норвежские моряки во время учений НАТО в Балтийском море - ИноСМИ, 1920, 15.01.2025
Артиллерийские катера легли на курсНАТО создает в Балтийском море уже вторую антироссийскую организацию, подчиняющуюся альянсу, пишет Junge Welt. Этот шаг позиционируется как ответная мера на действия российского "теневого флота" — вот только запланирована она была еще до его появления.
Американские представители сослались на "четкие объяснения", которые были даны в каждом случае, указывающие на вероятность случайного ущерба и на отсутствие доказательств виновности России. Представители двух европейских разведывательных служб заявили, что согласны с оценками США.
Несмотря на первоначальные подозрения в причастности России, один из европейских представителей заявил, что есть "встречные доказательства", свидетельствующие об обратном. Американские и европейские официальные лица отказались раскрыть подробности и говорили анонимно, ссылаясь на секретный характер проводимых расследований.
В центре расследования оказались три инцидента, произошедшие за последние 18 месяцев, когда суда, следовавшие в российские порты или из них, подозревались в повреждении ключевых участков обширной подводной сети трубопроводов и линий, по которым газ, электричество и интернет передаются миллионам людей в Северной Европе.
В последнем случае Финляндия задержала нефтяной танкер, подозреваемый в том, что он бросил якорь на подводной линии электропередачи, соединяющей Финляндию и Эстонию. Финские власти заявили, что судно Eagle S является частью "теневого флота" танкеров, помогающих Москве продавать нефть на мировых рынках в нарушение международных санкций.
Предыдущие инциденты были связаны с зарегистрированным в Гонконге контейнеровозом NewnewPolar Bear, который в октябре 2023 года повредил газопровод в Финском заливе, и с китайским судном Yi Peng 3, которое в ноябре прошлого года перерезало два кабеля передачи данных в водах Швеции.
Отрицание Россией своей причастности было встречено скептически европейскими официальными лицами, которые столкнулись с широкой волной гибридных атак, приписываемых Москве.
В прошлом году американские и европейские службы безопасности смогли помешать предполагаемому российскому заговору по контрабанде зажигательных устройств на грузовых самолетах в рамках подготовки последующих атак на Соединенные Штаты и Канаду. Представители американской разведки также предупредили власти Германии о том, что Россия планирует убить генерального директора одной из крупнейших европейских компаний-производителей оружия, объявившей о планах строительства предприятия по производству боеприпасов на Украине (американская разведка, по всей видимости, строя подобные предположения, судит других по себе, — прим. ИноСМИ).
В то же время европейские чиновники, отвечающие за безопасность, обвиняют Россию в использовании агентов для осуществления сотен поджогов, подрывов железных дорог и более мелких диверсионных операций, направленных на то, чтобы посеять раскол в Европе и ослабить поддержку Украины.
На этом фоне повреждение объектов на морском дне усиливает ощущение того, что Европа находится в осаде. Министр обороны Германии Борис Писториус назвал ноябрьский инцидент с перемещением якоря "диверсией" и сказал, что "никто не верит, что эти кабели были случайно оборваны". Несколько недель спустя президент Финляндии Александр Стубб заявил, что инцидент, произошедший на Рождество, "определенно" связан с Россией.
Эксперты также заявили, что морские диверсии вписываются в схему российской агрессии.
Обрыв кабелей "вполне может быть случайностью, – считает старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир* Эрик Чиарамелла, ранее занимавший пост заместителя директора национальной разведки США по России. – Однако нельзя исключать согласованную российскую кампанию, когда разведслужбы Москвы пытаются убивать руководителей немецких компаний, устраивают пожары на заводах по всей Европе и закладывают бомбы в грузовые самолеты" (все эти обвинения основаны исключительно на недоказуемых домыслах, — прим. ИноСМИ).
Нефтяной танкер - ИноСМИ, 1920, 14.01.2025
Саммит НАТО объявляет войну российскому теневому флотуГермания и НАТО намерены защитить Балтийское море — якобы от диверсий российского "теневого флота", сообщает Die Welt. Немцы иронизируют: подрыв "Северных потоков", почему-то, никого не обеспокоил. Видимо, "это другое".
Некоторые критики России отвергли появившееся среди западных спецслужб мнение о том, что подводные инциденты, скорее всего, вызваны авариями, а не подстроены Россией.
Пекка Товери, представляющий Финляндию в Европарламенте и ранее занимавший пост высшего должностного лица военной разведки страны, заявил, что инциденты на морском дне являются частью "типичных гибридных операций" Москвы.
"Самое важное в любой гибридной операции – это возможность отрицания своей причастности", – отметил Товери. Возможно, российским спецслужбам удалось не оставить "никаких доказательств, которые могли бы быть использованы в суде", сказал он, но делать вывод о том, что причиной инцидентов стали аварии, "это полная чушь".
Товери и другие исследователи ссылались на непоследовательность в поведении судов, а также на свидетельства того, что Россия на протяжении десятилетий выделяет огромные ресурсы на сбор данных об инфраструктуре морского дна западных стран и выявление их уязвимых мест. Этим занимается среди прочих специальное военное подразделение, известное как Главное управление глубоководных исследований Генштаба.
По крайней мере два судна, подозреваемые в нанесении ущерба, видимо, протащили свои якоря по морскому дну на расстоянии 150 и более кмилометров. По словам Товери, судно, которое случайно бросило якорь, сразу же отклонилось бы от курса настолько ощутимо, что экипаж изо всех сил пытался бы остановить судно и оценить ущерб.
Военно-морской эксперт издательства Janes Майк Планкетт сказал, что "помимо очень громкого всплеска, был бы слышен звук якорной цепи, опускающейся из клюза в носовой части судна". Он назвал вероятность трех инцидентов с бросанием якоря в Балтийском регионе после 2023 года "крайне невысокой", хотя и не нулевой. Однако, по его словам, доказать факт преднамеренного саботажа довольно сложно.
Период, когда произошли инциденты, только усилил подозрения. В ноябре и декабре, когда были повреждены подводные линии электропередачи, страны Балтии ускорили усилия по отключению своих энергосетей от России. Этот шаг стал неотложным после начала российско-украинского конфликта в 2022 году.
Есть также основания сомневаться в том, что Россия рискнула бы повредить подводные объекты на водных путях, которые находятся под контролем стран-участниц НАТО. Это может поставить под угрозу контрабанду нефти, на которую Россия опирается для финансирования конфликта на Украине, и, возможно, спровоцирует более агрессивные попытки западных стран перекрыть России путь в Северную Атлантику.
На саммите стран НАТО Балтийского региона в Хельсинки 14 января генеральный секретарь альянса Марк Рютте объявил о планах по организации патрулирования с помощью фрегатов, самолетов, подводных спутников и "небольшого флота морских беспилотников", предназначенных для обнаружения подводных диверсий.
Несмотря на развитие возможностей подводного наблюдения, определить, кто стоит за атаками, оказалось непросто. Во взрыве газопровода "Северный поток" между Россией и Германией в сентябре 2022 года первоначально единогласно обвиняли Россию, но теперь считается, что его осуществил высокопоставленный украинский военный, тесно связанный со спецслужбами Украины.
Финляндия заняла более жесткую позицию в отношении инцидента с повреждением кабеля 25 декабря, вынудив судно Eagle S войти в финские воды, после чего полиция и береговая охрана высадились на судно с вертолета. Членам экипажа, подозреваемым в том, что они находились на вахте во время повреждения якорной цепи, было запрещено покидать Финляндию до окончания расследования.
Официальный представитель Финляндии, проинформированный о ходе расследования, сказал, что условия на танкере были ужасными. "Мы подозревали о том, что суда теневого флота находятся в плохом состоянии, – сказал он. – Но все оказалось даже хуже, чем мы ожидали".
Адвокат Герман Люнберг, представляющий интересы владельца танкера Eagle S, в телефонном интервью признал, что судно перевозило российскую нефть, но опроверг, что это было нарушением международного права или что экипаж намеренно причинил какой-либо ущерб.
Представители европейских служб безопасности заявили, что главная разведывательная служба Финляндии согласна с западными коллегами в том, что инцидент 25 декабря, по-видимому, был вызван аварией, хотя они отметили, что нельзя исключать причастность России.
Пресс-секретарь Национального бюро расследований Финляндии, которое ведет разбирательство по делу судна Eagle S, заявила, что бюро "все еще проводит проверку, и пока рано делать окончательные выводы о причинах, которые привели к причинению ущерба".
Диксон подготовила репортаж из Риги, а Стэнли-Беккер – из Вашингтона. Эллен Фрэнсис из Брюсселя помогла в подготовке данного репортажа.
* Организация признана в России выполняющей функции иноагента.