Ровно год и один день назад, 7 мая 2018 года, Владимир Путин вступил в должность президента России в четвертый раз. Вновь избранный российский лидер прибыл на церемонию инаугурации прямо из своего рабочего кабинета, тем самым продемонстрировав избирателям, что занимается текущими делами. Кроме того, он показал целой армии высокопоставленных чиновников, ожидавших его в роскошных залах Кремля, что нельзя откладывать реализацию целей, поставленных им во время очередного пребывания в должности президента, пишет Джеймс Уилсон.
Бесспорно, Путин — крайне популярная личность в российском обществе. Он пользуется таким высоким уровнем доверия и уважения, которого трудно достичь политику. Более того, Путин сохраняет его много лет. Отчасти это связано с тем, что он восстановил чувство национальной гордости россиян. Его противоречивая внешняя политика до сих пор во многом приветствуется и поддерживается в России, а в западных демократиях к ней относятся не только с отвращением и страхом, но и с долей уважения.
Подписав этот документ, он поставил перед правительством одну из важнейших задач за двадцатилетний период своего правления. Он запустил девять национальных проектов развития страны, которые к концу его нынешнего срока должны привести к устойчивому росту численности населения, увеличению продолжительности жизни (до 78 лет), становлению России одной из пяти крупнейших экономик мира, росту темпов экономического роста выше среднего мирового уровня, улучшению защиты экологии и, главное, сохранению знаменитой «путинской макроэкономической стабильности». Все это, однако, будет трудно осуществить, если санкционное давление сохранится.
Нацпроекты направлены на развитие страны. Их цель, помимо прочего, заключается в модернизации инфраструктуры, развитии бизнеса, создании условий для всеобъемлющего продвижения цифровой экономики. По указанию президента на означенные цели было выделено более 380 миллиардов долларов — и это значительная сумма по любым меркам.
Строительство моста к аннексированному Крыму через Керченский пролив стало прелюдией к будущему успеху Путина в этом регионе. Этот широкомасштабный инфраструктурный проект завершился вовремя — всего спустя неделю после инаугурации, что стало политическим прецедентом. Мост стал новым транспортным узлом. Благодаря ему появилось множество рабочих мест в связанных [со строительством и эксплуатацией моста] отраслях. Успешный опыт выполнения конкретной задачи в столь трудных экономических и внешнеполитических условиях послужил поводом для дискуссий о запуске дополнительного национального проекта модернизации старых и строительства новых крупных инфраструктурных объектов. Например, речь идет о мегапроекте по добыче и сжижению газа на полуострове Ямал к северу от Северного полярного круга. Этот проект подтверждает статус России как лидера в арктической энергетике.
Сегодня многое зависит от геополитики и развития инфраструктуры, однако именно финансовый сектор остается источником жизненной энергии современного мира. Вот почему, оценивая первый год четвертого срока Путина, необходимо учитывать его финансовую политику. Несмотря на тяжелое внешнее давление и негативное отношение большинства россиян к членам правительства, отвечающим за экономическую политику государства, Путин смог сохранить стабильность рубля, способствуя макроэкономической стабильности в целом на фоне резкого падения других национальных валют.
Очередные жесткие санкции со стороны американских финансовых институтов, о которых было заявлено весной этого года, лишь временно замедлили ряд успешных вложений, связанных с российскими государственными облигациями. Кроме того, пока США медлили с введением новых санкций, запрос на облигации российского государственного долга со стороны иностранных инвесторов лишь вырос в связи с их высокой доходностью. В марте и апреле инвестиции нерезидентов в долговые обязательства России выросли более чем на 15%, превысив отметку в 7,5 миллиарда долларов. Примечателен также профицитный бюджет России, сформированный в 2018 году. Сегодня даже скептически настроенные эксперты дают оптимистичный прогноз по российскому бюджету до 2020 года. Таким образом, предусмотрительная бюджетная политика Путина помогла ему выполнить амбициозные обещания в социальной сфере, несмотря на массированное внешнее давление. Он сделал это, не прибегая к популистским мерам и одновременно обеспечивая макроэкономическую стабильность и стабильный курс рубля. Все вышесказанное можно объективно назвать достижениями Путина в первый год его четвертого президентского срока.
Однако повышение уровня благосостояния российского населения, снижавшегося в последние несколько лет, стало настоящей головной болью для российского лидера. Путин словно пришел к выводу, что единственный способ решения этой проблемы — стабилизация отношений России с Западом. Развитие сотрудничества пойдет на пользу обеим сторонам, и это понимают многие политики в западных странах. Австрия подписывает очередной контракт с Газпромом до 2040 года, Германия, несмотря на значительное давление со стороны Соединенных Штатов, продолжает поддерживать строительство «Северного потока — 2», рассматривая его как исключительно коммерческий, а не геополитический проект.
Многие страны, поддерживающие евроатлантическую солидарность, тоже считают, что сотрудничество с Россией взаимовыгодно. Венгрия и Турция стремятся усилить надежность своей энергетики за счет введения в строй новых блоков атомных электростанций, построенных российской корпорацией Росатом, ставшей за последние два президентских срока Владимира Путина мировым лидером на рынке атомной энергии. В деловых кругах Италии и Франции также слышны призывы к отмене санкций, поскольку европейские компании потеряли около 100 миллиардов евро с момента их введения. Утверждалось также, что Европа не смогла достичь поставленных политических целей и заплатила высокую цену за отсутствие политических достижений.
Безопасность остается сильной стороной России. Путин в свою очередь неоднократно указывал, что он готов искать компромисс и участвовать в равном и взаимовыгодном диалоге [с Западом], однако никогда не станет жертвовать российским суверенитетом и национальными интересами. Доказательством тому стал состоявшийся в Хельсинки летом 2018 года саммит Путина и Трампа, где российский президент озвучил ряд предложений в сфере контроля над вооружениями. Одно из них касалось переговоров по вопросам ограничения ядерных вооружений. Несмотря на то, что Россия обладает [значительным] ядерным арсеналом и разрабатывает новые виды вооружений, Путин проявил инициативу. Он руководствовался приверженностью всемирной безопасности и стабильности, а не геополитическими амбициями и недоверием к Соединенным Штатам, которое у него могло сформироваться за много лет службы в КГБ. Однако спустя полгода администрация президента Трампа ответила на эти предложения решением приостановить участие США в Договоре о РСМД, что поставило под угрозу стратегическую стабильность, о которой сами США часто говорят. Эти действия отбросили мир на 30 лет назад — в эпоху Джеймса Бонда и холодной войны.
Наконец, неожиданным поворотом для Путина стали президентские выборы на соседней Украине. Бывший президент этой страны Петр Порошенко воспринимал Россию как личного врага, и в ходе предвыборной кампании обращался к украинскому народу с лозунгом «Я или Путин». Но во втором туре выборов избиратели отдали голоса Владимиру Зеленскому, одержавшему победу на президентских выборах с 73% голосов. Пока еще слишком рано делать далеко идущие выводы относительно этого результата, но очевидно, что антипутинская позиция Порошенко ни к чему не привела, что дает много пищи для размышлений. Нравится вам это или нет, но эпоха Путина продолжается.