Россия испытала эффект курса для мгновенной потери веса. По данным Центрального банка России, в 2018 году прямые иностранные инвестиции составили всего 8,8 миллиарда долларов или всего 0,5% ВВП. В 2013 году объем прямых иностранных инвестиций превышал 60 миллиардов долларов. Растущее нежелание иностранцев рисковать своими деньгами в России в долгосрочной перспективе является следствием геополитических факторов (международные санкции), а также, и возможно главным образом, структурных проблем российской экономики. Экономический рост достиг своего пика и повернулся к рецессии: всего 0,5% в первом квартале 2019 года, согласно «Росстату». Доходы населения снижаются в течение последних пяти лет, а инвестиционный климат ухудшается.
В ходе опроса, проведенного компанией PwC в конце 2018 года среди руководителей предприятий в России, 88% считают, что сложно вести бизнес в стране. 70% считают, что коррупция широко распространена, а 60% отмечают высокий уровень экономических преступлений. Эта длительная стагнация контрастирует с экономическим бумом 2000-х годов. Именно в течение этого десятилетия многие иностранные компании ворвались в это евразийское эльдорадо.
Тем не менее, нельзя говорить о серьезном спаде инвестиций. С начала года только американские компании «Форд» и «Морган Стэнли» упаковали чемоданы. Ни одна крупная французская группа не покинула страну после кризиса 2014 года, около 600 французских компаний работают в России, имея французскую долю в их капитале.
«Тоталь» продолжает инвестировать
По словам источника в «Альстом», концерн «пока» не планирует новых инвестиций в Россию. Прошлым летом «Альстом» получил выгоду от слияния своего российского партнера «Трансмашхолдинг» (производитель подвижного состава) с компанией «ЛокоТех» (техобслуживание), и увеличил свою долю в группе до 20%. Информация о размере инвестиций отсутствует.
После долгого воплощения французской истории успеха в России, «Ашан» пока прекратил расширение сети, так как продажи не перестают падать. «Леруа Мерлен», напротив, продолжает набирать обороты, открывая от 12 до 15 гипермаркетов в год. Это симптоматично, по крайней мере, для России: когда кругом все плохо, нужно остаться у себя дома и поработать.