Вообще взгляд людей на эту тему может варьироваться в зависимости от веры, к которой они чувствуют свою принадлежность, их системы представлений или культуры, в которой они живут. Смерть можно рассматривать как переход в какую-то другую стадию, полагать, что после смерти тело или душа продолжают существовать в каких-то иных формах. Или считать, что смерть — это конец, за которым ничего нет.
Последователи индуизма верят в перерождение из одного тела в другое или из одного состояния бытия в другое до достижения высшего (совершенного) духовного состояния (нирваны).
Согласно исламу, например, смерть предопределена. Но человек пришел в этот мир жить, а не умереть. При этом жизнь разделена на два этапа. Первый этап — это в некотором смысле учение и испытание, а второй этап — это вечная жизнь, которая будет зависеть от полученных результатов.
По некоторым философским воззрениям, смерть, будучи важнейшей аномалией (отклонением от нормы, абсурдом) в жизни человека, в некотором смысле конструирует и личностную систему верований, убеждений.
Для деятелей искусства и писателей понятие «смерть» имеет особое значение. Они, с одной стороны, размышляют о собственной смерти, с другой — разрабатывают эту тему в своих произведениях.
Как известно, в литературе смерть является одной из важнейших тем в творчестве писателей наряду с любовью, войной, преступлением. К тому же художники, писатели в известном смысле обретают бессмертие, оставляя в этом смертном мире что-либо вещественное. В конечном счете поиски бесконечности — это то, что заложено в самом человеке.
Для двух таких гигантов русской классической литературы, как Толстой и Чехов, правда смерти была важна как с точки зрения их собственной жизни, так и с точки зрения их произведений, идей.
Антона Чехова как человека, имевшего медицинское образование, естественно, занимали темы здоровья, анатомии, смерти человека. А как создатель современного короткого рассказа Чехов, конечно, исследовал тему смерти и в своих произведениях.
В 1897 году легочное кровотечение заставило Чехова лечь в клинику. Он замечал симптомы, которыми давал о себе знать туберкулез, но пренебрегал ими. В клинике Чехова навестил Толстой, который, вопреки своим ожиданиям, застал больного в спокойном и веселом расположении духа. Эта ситуация показалась Толстому интересной. И у них с Чеховым, пусть и не в самое подходящее время, состоялся разговор о смерти.
Толстой рассказал о своих взглядах на смерть и жизнь после нее. Чехов же говорил, что бесполезно утешать себя мечтами о бессмертии.
Когда Толстой ушел, Чехов сказал издателю Суворину: «Страшно стать ничем. Отнесут тебя на кладбище, возвратятся домой и станут чай пить. Говорить о тебе лицемерные речи. Даже думать об этом противно».
После перенесенного кровотечения Чехов семь лет боролся с болезнью. Это состояние, в котором он находился, вероятно, часто заставляло его думать о смерти.
В июне 1904 года Чехов с супругой отправился на лечение в Германию, а перед отъездом сказал своим друзьям: «Еду умирать». Ночью 2 июля Чехов вызвал врача и сообщил ему: «Я умираю».
Попросил принести шампанского. Затем тихо лег в постель и скончался. Можно сказать, что Чехов спокойно и мужественно встретил смерть. Возможно, Чехов был деистом. Но он понимал, как важна вера в жизни русского крестьянина.
Чехов в письме Горькому писал, что Толстой боится смерти и хочет успокоить себя священными текстами.
Два великих писателя Толстой и Чехов, один из них прославился больше романами, другой — рассказами, испытывали уважение друг к другу. Время от времени они встречались и беседовали. Толстой с большой симпатией относился к Чехову: «Это несравненный писатель, да, именно, несравненный. Он создал новые формы письма, подобных которым я не встречал нигде». Чехов тоже питал большое уважение к Толстому и, конечно, любил его.
Помимо того что писатели работали в разных жанрах, Толстой отличался также серьезными размышлениями над нравственностью и верой, которые вызывали в мире не меньший интерес, чем его литературные произведения. Хотя его религиозные взгляды не нравились церкви, он пытался найти новый нравственный ориентир, соединить знания Востока и Запада. Он стремился к простоте, крестьянской жизни.
Конечно, одной из важных тем, которыми он занимался, была смерть. Он часто обращался к ней в своих произведениях. С этой точки зрения важны, например, «Смерть Ивана Ильича», «Война и мир».
Сильный статный князь Андрей, будучи смертельно раненным на поле боя, прощается с этим манящим вещественным миром, в котором он оставляет свои мечтания, любовь с прекрасной Наташей. Эти фрагменты романа являются, пожалуй, одними из самых впечатляющих.
Толстой не только исследовал тему смерти в своих произведениях, но и не раз сталкивался с ней в собственной жизни, в своей семье, и, конечно, эта тема занимала важное место в системе его воззрений. Может быть, он действительно боялся смерти, как говорил Чехов. Но это все равно нельзя считать недостатком.
9 ноября 1910 года 82-летний Толстой ночью ушел из дома. Велел запрячь лошадей, взял с собой самое необходимое и отправился в дорогу. Написал своей жене письмо, в котором просил простить его и не думать плохо о нем. Толстой поехал в Оптину пустынь, чтобы увидеть свою сестру Марию. Искал там подходящую для себя избу, но не сумел найти. Между тем он узнал, что его самого ищут. Толстой хотел изменить маршрут и уехать в Болгарию, но дочь Александра догнала его и убедила вернуться. Они вместе сели в поезд и возвращались домой. В связи с ухудшением состояния здоровья Толстому в Астапово пришлось сойти с поезда, и начальник станции предложил писателю остановиться у него. У Толстого была тяжелая форма пневмонии. 20 ноября 1910 года великий писатель ушел из жизни.
Одними из последних его слов в доме начальника станции были: «А мужики-то, мужики-то как умирают». Толстой считал, что крестьянские мужики в соответствии со своей верой принимают смерть как данность.
Толстой однажды написал в своем дневнике: «Когда я буду умирать, я желал бы, чтобы меня спросили: продолжаю ли я понимать жизнь так же, как я понимал ее, что она есть приближение к богу, увеличение любви… Если не буду в силах говорить, то если да — закрою глаза, если нет — подниму их кверху». Но в момент смерти никто не спросил его об этом.