В этом году протесты и беспорядки вспыхнули в трёх городах, которые входят в число наиболее богатых в мире. В Париже волны протестов и бунтов бушуют с ноября 2018 года, когда президент Франции Эммануэль Макрон повысил налоги на топливо. В Гонконге беспорядки начались в марте, когда глава города Кэрри Лам предложила принять закон об экстрадиции в материковый Китай. А в октябре бунтами взорвался город Сантьяго — после приказа президента Себастьяна Пиньеры повысить цены на проезд в метро. У каждого из этих протестных движений есть собственные, местные причины, но все вместе они демонстрируют более широкую картину: вот, что может произойти, когда ощущение несправедливости начинает сочетаться с массовым ощущением снижения социальной мобильности.
Согласно традиционным показателями подушевого ВВП, все три города являют собой образец экономических успехов. В Гонконге подушевой доход равен примерно $40 тысяч, в Париже — более $60 тысяч, а в Сантьяго — около $18 тысяч (это один из самых богатых городов Латинской Америки). В «Докладе о глобальной конкурентоспособности 2019», опубликованном Всемирным экономическим форумом, Гонконг находится на третьем месте, Франция — на 15-м, а Чили — на 33-м (это лучший показатель среди стран Латинской Америке, причём с большим отрывом).
Но хотя, судя по общепринятым стандартам, все эти страны достаточно богаты и конкурентоспособны, их население недовольно ключевыми аспектами своей жизни. По данным «Всемирного доклада о счастье 2019», граждане Гонконга, Франции и Чили считают, что во многих смыслах их жизнь парализована.
Каждый год компания Gallup спрашивает людей по всему миру: «Вы удовлетворены или нет свободой выбора при принятии решений о своей жизни?». Гонконг находится на девятом месте в мире по размерам подушевого ВВП, но он оказался намного ниже — на 66-м месте — по уровню восприятия обществом личной свободы выбора в определении жизненного курса. Подобное расхождение наблюдается и во Франции (25-е место по подушевому ВВП и 69-е по свободе выбора), и в Чили (48-е и 98-е места соответственно).
Гонконг, Франция и Чили далеко не в одиночестве сталкиваются с кризисом социальной мобильности и недовольством по поводу неравенства. США наблюдается резкий рост случаев суицида и других признаков социального неблагополучия (например, массовые убийства) на фоне беспрецедентного роста неравенства и падения общественного доверия к правительству. Несомненно, что США ждут впереди новые социальные взрывы, если мы продолжим проводить привычную политику, в том числе экономическую.
Для предотвращения такого исхода мы должны сделать определённые выводы из трёх перечисленных случаев. Для всех трёх правительств протесты стали неожиданностью. Потеряв связь с обществом, и не зная о его настроениях, власти не смогли предвидеть, что политические решения, казавшиеся вполне умеренными (закон об экстрадиции в Гонконге, повышение топливного налога во Франции, повышение цен на проезд в метро в Чили), спровоцируют массовый социальный взрыв.
Но, наверное, самое важное — и менее удивительное — это то, что традиционных экономических индикаторов благосостояния совершенно недостаточно для измерения реальных настроений в обществе. Показатель подушевого ВВП измеряет средний доход в экономике, но он ничего не говорит о распределении доходов, о том, как люди оценивают справедливость или несправедливость, об ощущении финансовой уязвимости в обществе и о многих других характеристиках (например, доверие к правительству), которые серьёзно влияют на общее качество жизни. В известных рейтингах — «Индекс глобальной конкурентоспособности» Всемирного экономического форума, «Индекс экономической свободы» фонда Heritage Foundation, «Экономическая свобода мира» Университета им. Саймона Фрейзера — субъективные настроения в обществе, например, оценки справедливости, свободы выбора при принятии жизненно важных решений, честности правительства, степени доверия между согражданами в обществе, почти не учитываются.
Чтобы узнать об этих настроениях, надо напрямую спрашивать общество об удовлетворённости жизнью, о чувстве личной свободы, о доверии к правительству и соотечественникам и о других аспектах общественной жизни, которые серьёзно влияют на качество жизни и, соответственно, на перспективы возникновения социальных беспорядков. Именно такой подход используется в ежегодном опросе Gallup о благополучии, о результатах которого мои коллеги и я ежегодно сообщаем во «Всемирном докладе о счастье».
Идея устойчивого развития, нашедшая отражение в 17 «Целях устойчивого развития» (ЦУР), которые правительства стран мира утвердили в 2015 году, заключается в том, чтобы выйти за рамки традиционных индикаторов, таких как темпы роста ВВП или подушевой доход, и начать использовать намного более богатый набор целей, включая социальную справедливость, доверие, экологическую устойчивость. В программе ЦУР, например, особое внимание уделяется не только проблеме неравенства доходов (ЦУР № 10), но и более широким показателям благополучия (ЦУР № 3).
Эта программа призывает каждую страну измерять пульс у населения и внимательно присматриваться к причинам социального неблагополучия и недоверия. Экономический рост без справедливости и экономической устойчивости — это рецепт для беспорядков, а не благополучия. Нам надо предоставлять намного больше государственных слуг, активней перераспределять доходы от богатых к бедным, увеличивать государственные инвестиции, направляемые на достижение экологической устойчивости. Даже те решения, которые выглядят разумно, например, сворачивание топливных субсидий или повышение цен на проезд в метро для покрытия его убытков, будут приводить к массовым беспорядкам, если они принимаются в условиях низкого общественного доверия, высокого уровня неравенства и охватившего всех чувства несправедливости.