Сегодня читатель, вне зависимости от его национальности, политических взглядов и религиозных убеждений, — каждый читатель хранит в себе частицу боли XX века. Боли и памяти о тех, кто погиб в борьбе с фашизмом.
Опыт нацистских режимов прошлого века, от Гитлера до Пиночета, сегодня неоспоримо доказывает то, что путь любой страны к нацизму имеет общие признаки. Все политические общественные деятели, которые под видом сохранения истории своей страны переписывают историю или скрывают подлинные факты, увлекают свой народ за собой в пропасть. Часто они еще и навязывают агрессивную политику сопредельным государствам и всему миру. Один из самых известных писателей, автор мировых бестселлеров «Маятник Фуко», «Имя Розы» и многих других Умберто Эко в 1995 году на симпозиуме, проводившемся итальянским и французским отделениями Колумбийского университета в Нью-Йорке к юбилею победы над нацистской Германией в 1945 году, обратился к аудитории с докладом «Вечный фашизм».
Основной задачей, которую поставил себе докладчик, было предупреждение. Он хотел предупредить весь мир о том, что угроза со стороны фашизма и нацизма на нашей планете сохраняется даже после окончания Второй мировой войны. Определения Эко отличаются от классических определений как фашизма, так и нацизма. В его словах не стоит искать четких параллелей или выделять искусно уловленные совпадения. Его подход не политологический, а скорее психологический: Умберто Эко говорит скорее о психологических особенностях идеологии более общей, чем нацизм двадцатого века. Идеологии, которой он тогда придумал имя, — «вечный фашизм». В своем послании миру писатель говорит о том, что фашизм начинается не с бравурных маршей чернорубашечников, не с уничтожения несогласных, не с войн и даже не с концентрационных лагерей. Вечный фашизм начинается с особого рода мировоззрения и мироощущения людей, с их культурных привычек, темных инстинктов, бессознательных импульсов. Именно это и является истинным источником трагических событий, которые сотрясают целые страны и континенты.
Многие писатели и сегодня обращаются к этой теме в своих публицистических и литературных произведениях, при этом зачастую забывая, что художественный вымысел в данном случае неуместен. А простое вранье — так и вовсе преступно. Недавно вышедшая книга историка и правоведа Олега Кузнецова «Государственная политика героизации нацизма в Армении» буквально повторяет слова Умберто Эко: «Для чего нужен враг? Часто для вроде бы благого дела — чтобы дарить надежду собственному народу, повышать его самооценку. Именно для этого нужен враг. Говорят, национализм — последнее прибежище негодяев. Не имея моральных принципов, мерзавцы обычно заворачиваются в знамя. Все канальи беспокоятся о чистоте своей канальей расы. Их самосознание строится на ненависти к тем, кто хотя бы чем-то от них отличается. Нужно кого-то ненавидеть, чтобы оправдывать собственное ничтожество».
Умберто Эко не понаслышке знал о том, что такое фашизм, поскольку его детство и отрочество пришлось на время диктатуры Муссолини. Родившийся в России Олег Кузнецов, как и практически каждый человек его поколения, свое отношение к нацизму выстраивал не по статьям и фильмам, а в первую очередь по свидетельствам очевидцев, переживших Вторую мировую войну. Не являясь политиком, от лица простых русских людей он начинает свою книгу со слов, произнесенных главой государства российского в дни празднования Победы над фашизмом 9 мая 2019 года: «Сегодня мы видим, как в ряде государств осознанно искажают события войны, как возводят в кумиры тех, кто, забыв про честь и человеческое достоинство, прислуживал нацистам. Как в этих государствах бесстыдно врут своим детям, предают своих предков».
Преградой на пути возрождения нацизма и агрессии как государственной политики в наши дни и в будущем всегда стоял и будет стоять Нюрнбергский процесс. Его итоги — предостережение всем, кто видит себя избранными «вершителями судеб» государств и народов. Целью международного судебного процесса в Нюрнберге было осуждение нацистских лидеров — главных идейных вдохновителей и руководителей жестоких акций и непростительно кровавых бесчинств. Целью Нюрнбергского процесса не было наказание всего германского народа. В связи с этим представитель Великобритании на суде заявил в своей заключительной речи: «Я снова повторяю, что мы не стремимся обвинить народ Германии. Наша цель — защитить его и дать ему возможность реабилитировать себя и завоевать уважение и дружбу всего мира. Но как это может быть сделано, если мы оставим в его среде безнаказанными и неосужденными те нацистские элементы, которые как раз в основном и ответственны за подчинившую себе народ тиранию? Людей, которые, как может проверить трибунал, не могут быть обращены на путь свободы и справедливости?».
Книга Олега Кузнецова — предупреждение. Она не направлена на разжигание межнациональной розни Армении и Азербайджана. Эта книга — призыв к здравому смыслу. Призыв исключить из государственной политики фальсификацию исторических фактов. Ведь именно такая фальсификация дает возможность государству манипулировать простыми людьми.
Менее года назад Третий комитет Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН принял российский проект резолюции о борьбе с «героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». За документ проголосовало 121 государство, 55 воздержались, два высказались против. Известно, что тема общей борьбы с нацизмом и его современными последователями для Азербайджана и его политического руководства всегда является делом принципиальным. Здесь Азербайджан, как и Россия, не допускает даже малейших компромиссов.
И в ООН, и на заседании Совета глав государств СНГ, Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев неоднократно говорил о государственной политике героизации нацизма в Армении, приводя в доказательство этого неопровержимые факты. На встрече оборонных ведомств стран СНГ он не только поддержал курс России на борьбу с нацизмом и неонацизмом в глобальном масштабе, но и расширил ее рамки, указав на Армению как на страну, где нацизм порой побеждает в исторической памяти. Нужно отметить: представители государства Армении в ООН также неоднократно голосовали за принятие резолюции, призывающей к борьбе с любыми проявлениями нацизма. Но как это примирить с тем фактом, что руководство Армении, не скрывая этот факт от мира, устанавливает в городах Армении памятники нацистскому преступнику Гарегину Нжде? Что в его честь уже переименованы проспекты, улицы, площади и парки? Что во славу ему учреждали медали, чеканили монеты, выпускали почтовые марки и финансировали фильмы, рассказывающие о его «подвигах»? Как совместить с голосованием Армении против героизации нацизма то, что власти Армении в случае с Нжде делали все, что на языке соответствующей резолюции Генеральной Ассамблеи ООН как раз и именуется «героизацией нацизма»?
Хотя власть в Армении и поменялась, но ликвидировать нацистское наследие своих предшественников в стране не торопятся.
Новые лидеры Армении во главе с премьером Николом Пашиняном не смогли или не захотели кардинальным образом сразу изменить ситуацию внутри страны по этому вопросу. В итоге эти новые лидеры оказались то ли заложниками продолжающейся инерции, то ли идейными продолжателями практики героизации нацизма, проводившейся до них.
Норвежский полярный исследователь и ученый Фритьоф Нансен в свое время сказал: «История армянского народа — сплошной эксперимент. Эксперимент на выживание». Как же сегодняшние эксперименты армянских политиков, основанные на манипуляциях историческими фактами, отразятся на жизни простых жителей страны? А ведь Армения дала миру ряд замечательных ученых, писателей, творческих деятелей, произведения которых никогда не были отмечены печатью нацизма. Возможно, ознакомившись с историческими фактами, приводящимися в книге Олега Кузнецова, внимательные читатели, изучавшие вредоносную идеологию немецкого нацизма, найдут основания для нового взгляда на историю. Такие читатели по-новому отнесутся к словам немецкого писателя Зигмунда Граффа, ошибочно связавшего раннюю часть своей жизни с нацистской партией Германии и чувствовавшего до конца своих дней вину за это перед своим народом.
Вот эти слова. В конце свой жизни Зигмунд Графф написал: «История — это политика, которую уже нельзя исправить. Политика — это история, которую еще можно исправить».