В этом году украинский парламент принял новый Избирательный кодекс, который предусматривает гендерную квоту. На выборы в местные советы, состоявшиеся 25 октября, допустили только те политические партии, в списки которых вошли 40% женщин. Это, впрочем, не гарантировало избрание такого же процента женщин.
«Лучше бы взяла деньги и купила себе платье»
В 2014 году предпринимательница из Херсона Юлия Еременко стала волонтером гуманитарной организации «Красный крест» — помогала украинской армии. Накануне местных выборов в 2015 году товарищ по активистскому движению предложил ей баллотироваться в горсовет от «Радикальной партии Ляшка». Еременко согласилась, но в горсовет не прошла.
В 2018 году умер ее однопартиец, прежде избранный в горсовет, и Еременко должна была занять его место, поскольку была следующей в партийном списке. Однако другие однопартийцы, следующие за ней в списке, пытались «договориться», чтобы в обмен на деньги она написала отказ, а освободившееся место занял кто-то из них.
«Я сказала, что не собираюсь продавать свой мандат. Мне не нужны деньги. Я иду работать для общества, я считаю, что достойна занимать депутатское кресло. Тогда один из кандидатов сказал: „Лучше бы ты взяла деньги и купила себе платье". Это было очень неприятно. Я считаю, что женщины сами способны зарабатывать деньги, — комментирует oDR Еременко. — Женщине приходится доказывать свою компетентность, способность стоять рядом с мужчинами. Приходится прикладывать больше усилий. Только своей борьбой за депутатство я добилась уважения коллег».
«Это патриархальная партия, там нет просьб, это был приказ»
Юлия Костенко из Полтавы работала преподавателем в местном колледже. В 2013 году она стала участницей Евромайдана — пошла на акции протеста вслед за своими студентами.
«Руководству колледжа это не понравилось, и в наказание мне уменьшили ставку», — говорит oDR Костенко.
Она была вынуждена искать другую работу и в результате стала помощницей заместителя главы облгосадминистрации, была секретарем городской ячейки партии «Свобода» и исполняла обязанности ее руководителя, пока он отсутствовал.
В 2015 году однопартийцы позвали Костенко поучаствовать в местных выборах. Костенко прошла сразу в три совета: городской, районный и в областной. Выбрала областной, работала в комиссии по медицине и социальной помощи. «Девушкам всегда дают такие „женские" комиссии», — отмечает Костенко. Она считает, что была эффективным депутатом, хоть и не финансировала партию. Это и стало причиной того, что спустя год партийное руководство попросило ее сложить мандат, говорит Костенко.
«Это патриархальная партия, там нет просьб, это был приказ. И делалось это для того, чтобы завести в облсовет другого человека — бизнесмена с деньгами, который в свою очередь будет финансировать партию», — рассказывает Костенко.
Она сложила мандат, получила денежную компенсацию и должность помощницы народного депутата и секретаря областной партии. Но вскоре сложила и партбилет.
«В партии я занималась невидимой работой, меня обесценивали как личность, — объясняет Юлия. — Потом я боялась снова идти в политику. Тот опыт был очень болезненный. Если ты женщина, то априори должна выполнять обслуживающие функции и не должна претендовать на руководящие роли. Пока никого нет — хорошо, выполняй обязанности руководителя. Возвращается руководитель — ты уходишь на свое место».
«Чем ниже уровень власти — тем больше у женщин шансов»
Украинцы поддерживают идею гендерного баланса в политике: эту тенденцию в своих исследованиях отмечает неправительственная организация «Национальный демократический институт».
Тем не менее, как отмечает исследователь гендерных тенденций Светлана Репик, в 2014 году среди депутатов Верховной Рады Украины было только 12% женщин. В областных советах — тоже 12% женщин. А уже на более низких уровнях, в районных, городских, поселковых и сельских советах — 23%, 28%, 46% и 51% соответственно. По мнению исследовательницы, это говорит о том, что возможность женщин быть избранными зависит от уровня власти. Чем он ниже — тем больше у женщин шансов.
Этот тезис подтвердился в процессе децентрализации, отмечает Репик. До внедрения реформы около половины председателей сельских советов были женщинами. С началом реформы в 2016 году местные советы получили больше полномочий и большие бюджеты, соответственно, женщин, возглавляющих эти советы, стало значительно меньше — 15%.
«Это касается не только политической сферы, — говорит oDR Светлана Репик. — В других сферах, например, бизнесе, репрезентативность женщин также очень низка. Очень мало женщин являются собственницами бизнеса или занимают руководящие должности».
Причины этому комплексные, считает Репик. С одной стороны, на низкую представленность женщин в сферах, где есть власть и ресурсы, влияют стереотипы и общественные ожидания.
«Общество отводит женщинам роль матерей и домохозяек. Исследование общественного мнения подтверждает ожидания относительно приоритетности семейных обязательств в жизни женщин. Почти 70% мужчин считают, что важнейшая роль женщины в обществе —заботиться о собственном доме и семье. Женщины тратят почти вдвое больше времени на домашнюю работу, чем мужчины. А могли бы потратить это время, например, на свое профессиональное развитие», — комментирует Репик.
С другой стороны, влияет недостаток или отсутствие денег, необходимых для участия в политике и бизнесе, поскольку женщины часто получают меньшую зарплату.
«На этот разрыв влияет и вертикаль власти — то, что женщины реже занимают руководящие должности и, соответственно, получают меньшие зарплаты, и низкооплачиваемые сферы, в которых чаще работают женщины. А выбирают эти сферы тоже из-за стереотипов», — говорит Репик.
«Временный, но эффективный инструмент»
Поскольку причины низкой представленности женщин в политике комплексные, то и решать их нужно соответственно, считает Светлана Репик.
«Во всех сферах должно быть стремление к гендерной сбалансированности. Не стоит ограничивать женщин в выборе профессий. Не стоит считать лидерство мужским качеством, нужно развивать его и у женщин», — отмечает Репик.
По ее мнению, временным, но эффективным инструментом вовлечения женщин в политику может быть гендерная квота. Впервые она была прописана в изменениях к Закону «О политических партиях Украины» в 2013 году. Согласно изменениям, партии, которые проведут 30% женщин в парламент, получат дополнительное финансирование. По информации Светланы Репик, на парламентских выборах в 2014 году только треть всех зарегистрированных партий применила 30% гендерную квоту к списку кандидатов.
«Это была стимулирующая норма, которая не предусматривала санкций, — комментирует oDR Ольга Коцюруба, старший советник по правовым вопросам неправительственной организации „Гражданская сеть ОПОРА". — Одна из партий, которая выполнила эту норму на парламентских выборах в 2014 году — „Самопомощь". Хоть к концу каденции эта квота не сохранилась из-за оттока кадров в партии, дополнительное финансирование сохранилось», — говорит Ольга Коцюруба.
Закон «О местных выборах» также предусматривает участие не меньше 30% женщин. Но в других нормативных актах, регулирующих избирательный процесс, эта норма не упоминается. Поэтому неясно, насколько она обязательна, отмечает Кацюруба.
«Центральная избирательная комиссия могла бы разъяснить этот момент. Но она просто не отказывала в регистрации партиям, которые не придерживались этой нормы. Такие решения оспаривались в судах. К примеру, „Самопомощь" подавала иски в отношении других партий, которые не придерживались нормы. Одна судебная коллегия защитила гендерную норму, другая — нет. Высший административный суд поставил точку: норма не обязательна. Так установилась судебная практика», — рассказывает Коцюруба.
В этом году парламент принял новый Избирательный кодекс, который ввел обязательную гендерную квоту. Накануне выборов в местные советы, запланированные на 25 октября, Центральная избирательная комиссия опубликовала разъяснение. В списках партий на выборы в большие громады должно быть не меньше 40% женщин, в маленькие громады — не меньше 30%. Располагать женщин исключительно в конце списка тоже нельзя: в каждой пятерке должно быть три человека одного пола и два другого. Если количество человек в списке не кратно пяти, то кандидаты и кандидатки располагаются поочередно.
За несоблюдение этой нормы предусмотрена санкция — отказ в регистрации всего списка. К примеру, в Изюме Харьковской области территориальная избирательная комиссия отказала политической партии «Блок Кернеса — Успешный Харьков» в регистрации кандидатов в горсовет из-за несоблюдения гендерной квоты.
Однако так поступали не все территориальные избирательные комиссии. И когда уже после регистрации выявляли это нарушение, регистрация списка не отменялась, поскольку это не предусмотрено законом. По мнению Коцюрубы, чаще всего так происходило не из-за злого умысла, а из-за нехватки знаний у членов территориальных избирательных комиссий.
Подставные кандидатки
Однако некоторые партии придумали, как умышленно обойти гендерную квоту.
«Гендерная квота обязательна только в момент выдвижения. За 18 дней до выборов кандидаты могут написать заявления об отказе от баллотирования, якобы они передумали. А уже после выборов они могут написать заявления об отказе от мандата», — объясняет Ольга Коцюруба.
По ее информации, для такой «схемы» некоторые партии специально искали технических кандидатов, но чаще — именно кандидаток. Некоторые даже подавали объявления о поиске людей, готовых войти в список, а после регистрации отказаться от баллотирования. Об этих случаях наблюдатели «Гражданской сети ОПОРА» узнали из частных разговоров с представителями партий, а также сами находили такие объявления в интернете и газетах.
Некоторые партии подавали объявления о поиске людей, готовых войти в список, а после регистрации отказаться от баллотирования.
Так, в Кременчуге Полтавской области территориальная избирательная комиссия зарегистрировали список партии «Европейская солидарность», в котором была соблюдена гендерная квота. А после регистрации 13 человек, среди которых были 5 женщин, написали заявления об отказе от баллотирования, таким образом нарушив гендерный баланс в списке. В ответ избирательная комиссия отменила регистрацию списка. Но партия подала в суд и выиграла. По наблюдениям Коцюрубы, в аналогичных случаях суды чаще становятся на сторону партий.
«Есть также несколько случаев, когда территориальная избирательная комиссия регистрировала список, в котором не соблюдена гендерная квота, и это решение никто не обжаловал», — рассказывает Коцюруба.
Кроме того, были случаи, когда партии, если им указывали на несоблюдение гендерной квоты и грозили отказом в регистрации, называли это «технической ошибкой» и просили дать возможность исправить ее.
«По сути они делали подмену списка. Но хотя бы был результат — они были вынуждены подать новый список с соблюдением квоты», — отмечает Коцюруба.
Так в неправительственной организации «Национальный демократический институт» сделали вывод: «Обеспечение соблюдения 40% гендерной квоты было непоследовательным».
Нарушение гендерной квоты из-за отказа кандидаток от баллотирования было среди недостатков нового Избирательного кодекса, которые нужно было исправить после вето президента Владимира Зеленского.
Ольга Коцюруба, состоявшая в рабочей группе по доработке законопроекта, говорит, что эксперты не нашли решения этой проблемы. Кандидат должен иметь право отказаться от баллотирования, если, например, уже после регистрации не согласится с политикой лидера партии. У рабочей группы было предложение: после отказа кандидата выдвигать нового кандидата такого же пола. Но в таком случае уже зарегистрированный список партии мог бы полностью обновляться, что нарушает принцип прозрачности и информированности избирателя.
«Иллюзия равноправия»
Гендерная квота дала возможность избираться женщинам, желающим заниматься политикой. Однако дискриминация, с которой и раньше сталкивались кандидатки, осталась. В то же время, как отмечают в неправительственной организации «Национальный демократический институт», во время этой избирательной кампании кандидатки были больше информированы о дискриминации благодаря инициативе «Выборы без сексизма», которая документировала такие случаи и оказывала кандидаткам бесплатную юридическую и психологическую помощь.
«Активисты и кандидатки сообщили об около 50 случаях сексизма во время избирательной кампании с помощью чат-бота и „горячей линии", созданных в рамках инициативы. „Украинский женский фонд" сообщил, что около трети кандидаты-женщины в десяти областях, где организация проводила мониторинг, подверглись различным видам насилия, среди которых словесные угрозы, травля в социальных сетях, черный пиар, порча агитационных материалов и физическое насилие, направленное на работников избирательных штабов. В „Национальный демократический институт" также поступали сообщения о подобных случаях насилия во время избирательной кампании от кандидатов-женщин в других регионах», — отметили в неправительственной организации.
Около трети кандидаток в десяти областях, где проводился предвыборный мониторинг, подверглись различным видам насилия.
Согласно исследованию «Насилие в отношении женщин в политике. Украина», проведенному общественной организацией «Ла Страда» на протяжении 2010 — 2018 годов, 59% женщин в политике страдают от проявлений сексизма, 47% — от сексуальных домогательств, 59% — от психологического насилия, 58% — от словесных оскорблений. Большинство женщин, занимающихся политикой, сталкиваются с унижением через соцсети и СМИ — по данным организации, их 62%. Так, во время этой избирательной кампании под постами кандидатов-женщин в соцсетях можно было встретить, к примеру, такой комментарий: «Замуж и детей рожать, пока еще можешь! А в политику бабушкой пойдешь, если захочешь, когда будет хоть малейший жизненный опыт. Главное достижение женщины — это дети и хорошая семья».
Украинское законодательство предусматривает механизмы защиты от оскорблений, угроз и насилия, напоминает адвокат и глава «Ассоциации женщин-юристов Украины «ЮрФем» Кристина Кот. Она рекомендовала кандидатам-женщинам обращаться в полицию, к Уполномоченному по правам человека, на горячую линию бесплатной правовой помощи и в женские правозащитные организации. Еще один инструмент защиты прав — иск в суд в защиту чести, достоинства и деловой репутации. Организация «ЮрФем» сопровождает два таких дела. Одно из них уже передано в суд, другое на стадии подготовки.
«Важно говорить о проблемах, чтобы у нас не создавалась иллюзия, которую пытаются иногда создать законодатели и депутаты: якобы что вам еще нужно, есть квоты, есть право голоса, есть право баллотироваться на выборах. Все есть. Что вам еще нужно? Что мешает?— комментирует oDR адвокат. — Мы не можем законодательством урегулировать все детали. Невозможно каждое действие вместить в нормативный акт. Здесь вопрос правовой культуры, осознанности, отношения к женщинам как к равноценным субъектам и уважения к их правам. К сожалению, в нашей культуре это еще не очень развито. И это отражается на политических партиях».
«На конкурсе красоты мы бы за вас проголосовали»
По информации неправительственной организации «Гражданская сеть ОПОРА», среди кандидатов на этих местных выборах было 44% женщин, что на 10% больше, чем во время предыдущих местных выборов в 2015 году. Больше всего женщин в списках «Радикальной партии Ляшка», партий «Батьківщина» и «Наш край» — на уровне 46%. Меньше всего женщин в списках партии «Свобода» и «Партия Шарий» — 42%.
Однако это не означает, что такая же представленность женщин — больше 40%, будет в итоге выборов, еще до объявления официальных результатов отметили в международном благотворительном фонде «Украинский женский фонд».
Действительно, как проанализировала представительница общественного движения «ЧЕСНО» Вита Думанская, в депутатском составе Киевского горсовета всего треть женщин. Это больше, чем в результате местных выборов в 2015 году — тогда в Киевский горсовет прошло 19% женщин. В других городах ситуация похожая: депутатов-женщин стало больше по сравнению с предыдущими выборами, но меньше, чем на этапе баллотирования. Причиной, по мнению Виты Думанской, может быть то, что партийные списки чаще всего возглавляли мужчины, а женщин располагали в конце каждой пятерки списка.
Во время избирательной кампании кандидат в Херсонский горсовет Юлия Еременко была на пятом месте в списке «Радикальной партии Ляшка». Она считает, что, если бы не гендерная квота, она не получила бы такое место. Тем не менее, партия не набрала достаточно голосов, чтобы пройти в горсовет, и Юлия не стала депутатом. Всего в Херсонский горсовет прошло 25% женщин.
Избирательная кампания запомнилась Юлии Еременко сексизмом в отношении кандидаток. «Когда я рассказывала избирателям о единственном кандидате-женщине в мэры Херсона, они отмечали не ее компетентность, а ее красоту. Когда мы вместе с другими женщинами-кандидатами в горсовет вышли агитировать, избиратели сказали нам: „На конкурсе красоты мы бы за вас проголосовали". Согласитесь, что кандидату-мужчине такого не скажут, даже если он очень привлекателен», — рассказывает oDR Юлия.
«Раньше стереотипы больше чувствовались. Кандидатам-женщинам постоянно задавали вопросы о замужестве и детях. В этом году этого стало меньше», — комментирует oDR Юлия Костенко, кандидат в Полтавский горсовет.
После неудачного опыта в партии «Свобода» она решила баллотироваться от другой партии — «Европейская солидарность», и стала депутатом. От партии в горсовет прошли шесть человек, половина из них — женщины. Всего в Полтавском горсовете около 30% женщин, в облсовете — меньше, 23%.
Так в «Украинском женском фонде» сделали вывод: гендерная квота сработала, но не так эффективно, как предполагалось.
«Благодаря соблюдению гендерной квоты в избирательных списках партий было больше женщин. Однако присутствие женщин в избирательных списках на уровне 43% не привело к такой же представленности женщин в среде избранных кандидатов », — отмечают в фонде.