По всему миру, в том числе и в Германии, появляется все больше копий монолита, обнаруженного недавно в пустыне в американском штате Юта. Но возникает вопрос: можно ли считать эти анонимные «шедевры» чем-то большим, чем просто интернет-феномен?
На днях один британский искусствовед взглянул на ситуацию под совершенно другим углом. Он спросил: а что, если это инопланетяне несколько недель назад предприняли попытку вступить в контакт с нами, землянами? А мы все еще дискутируем об искусстве?
Ведь после того как пилоты вертолета 18 ноября обнаружили в пустыне в штате Юта металлический монолит высотой 3,5 метра, он моментально превратился в интернет-феномен, а по всему миру стали то тут, то там появляться такие же стелы. Сначала посреди археологических раскопок в Румынии, потом в Калифорнии и Великобритании. Затем такой же монолит обнаружили среди развалин старинной церкви в Испании, в нидерландской Фрисландии и перед магазинами на торговых улицах. Теперь монолит есть и в Германии — в окрестностях местечка Зульцбах в округе Майн-Таунус. Об этом сообщили региональные СМИ в земле Гессен.
Популярности этим металлическим столбам добавляет и тот факт, что они вскоре после своего появления исчезают, равно как и предположение, что тот или иной древний монолит, возможно, уже много лет стоял на этом месте, не привлекая к себе особого внимания. Откуда они все могли взяться, если это не дело рук человеческих?
Историки искусства именно такие вмешательства в природу (как правило, в Америке) относят к понятию ленд-арта. В этом ряду можно упомянуть композицию Вальтера Де Марии (Walter De Maria) под названием «Поле молний» — в 1977 году он установил на высотном плато в штате Нью-Мексико 400 стальных столбов.
Walter #DeMaria | The Lightning Field. Catron County, New Mexico, 1977. #ViernesdeArte #Seventies pic.twitter.com/3qeJjFEDAN
— Guillem Carabí 🎗 (@gcarabi) January 25, 2019
А Роберт Смитсон (Robert Smithson) на соленом озере в Юте «Спиральную дамбу», которая в зависимости от уровня воды то появляется, то исчезает.
Spiral Jetty by Robert Smithsonhttps://t.co/6dHMT6LLRH #landart pic.twitter.com/NTVArjr5oh
— AAsArchitecture (@aasarchitecture) July 1, 2020
Лишним подтверждением этой версии считают тот факт, что скончавшийся несколько лет назад художник Джон Маккракен (John McCracken) жил неподалеку от места обнаружения монолита.
Погреться в лучах чужой славы
Но хотя Галерея Дэвида Цвирнера (David Zwirner) довольно быстро убедительно доказала, что это не дело рук ее представителя, сомнения все же остались. Кое-кто по-прежнему верит, что это произведение искусства, но автор предпочитает оставаться неизвестным. Ведь что может быть еще более непонятным, чем тайная (и, заметим, связанная с большими неудобствами) перевозка скульптуры в пустыню, где ее, возможно, никто никогда не увидит? Правильно: создать некое произведение искусства, которое по интернету облетит весь мир, соберет миллионы лайков и комментариев, — и не признаться в авторстве.
Свою роль в этом феномене играет и исчезновение границы между автором произведения и публикой. Когда кто-то вдруг становится знаменитым, тут же появляется множество любителей погреться в лучах чужой славы. Одним считают, что, устанавливая монолит посреди пустыни, автор преследовал цель привлечь туда толпы туристов (которые, однако, оставят после себя лишь кучи мусора и экскрементов и глупые комментарии), и убирают его оттуда. Другие своими руками жестоко уничтожают его и заменяют на крест. Третьи попросту крадут его.
Наблюдатели от культуры, однако, говорят о знаменитых стратегиях исчезновения. Например, знаменитая британская писательница Агата Кристи в 1926 году бесследно исчезла на целых десять дней, и об этом даже писала The New York Times. Также ссылаются на концепции французских ситуационистов, которые умышленно блуждают в лесу, пытаясь «сориентироваться» по картам Парижа. Вспоминают Бэнкси, чья личность остается тайной вот уже несколько десятилетий. А также собственно ленд-арт — ведь его произведения тоже находятся под открытым небом.
Гессенская версия стоит криво, и это заметно
Однако ответ на вопрос, станут ли эти монолиты когда-нибудь предметом изучения истории искусства, скорее, отрицательный — уже хотя бы потому, что некоторые из последних обнаруженных экземпляров попросту неприглядны внешне. Так, монолит, обнаруженный в Зульцбахе, стоит на краю грязного поля, причем стоит криво. Да и слава последнего времени никак не помешает историкам искусства забыть не только «любимцев публики», но и интернет-монолиты. Словно их никогда и не было.
Несмотря на всю монументальность этого феномена (ее нельзя не признать), ленд-арт нельзя просто так сбрасывать со счетов. Его подсовывают под ландшафт, высаживают в нем или осторожно рассыпают. Ленд-арт влияет на территорию — но остается в лучшем смысле локальным. Тот, кто стоит на «Поле молний», рано или поздно перестанет фотографировать торчащие из земли железяки, и начнет смотреть на красные горы, валуны — на ландшафт, который представляет собой нечто намного большее, чем просто цоколь, на котором красиво монтируются «предметы искусства».
Монолиты, блуждающие по интернету, стали событием — для поколения, готового нарушать общественный порядок только для того, чтобы набрать пару лишних очков в игре, гоняясь за Покемонами.
Их невозможно не заметить — они возвышаются над бесконечным потоком картинок и видеороликов в блогах. Но можно ли все это назвать искусством?
Пилот Брет Хатчингс (Bret Hutchings), первым обнаруживший монолит в Юте, сказал: может, это (видимо, по причине сходства с кубом из классического фильма Стенли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года») признак пришествия инопланетян на Землю.
Может, пора уже перестать искать создателей монолитов и попробовать проверить вторую версию?