Открывшаяся в Хельсинки выставка работ Ильи Репина — главная выставка года в Финляндии. В музее «Атенеум» можно полюбоваться такими классическими полотнами, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Одной картины все же не хватает. В Хельсинки нет монументальной картины 1885 года «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Ее восстанавливают после акта вандализма: в 2018 году мужчина средних лет повредил картину в Третьяковской галерее, ударив по ней столбиком от ограждения.
Сначала сообщалось, что мужчина был в состоянии алкогольного опьянения, но позже в суде обвиняемый заявил, что картина «искажает историческую правду». Так что произошедшее можно отнести к длящемуся уже не первое столетие давнему спору о том, насколько грозным был Иван Грозный.
При Владимире Путине спор вспыхнул с новой силой.
На картине Репина запечатлено мгновение сразу после того, как Иван Грозный убил своего наследника — сына Ивана. Историки в основном сходятся во взглядах на факт убийства, но в отношении его причины есть разные мнения.
Произведение имеет буквально гипнотический эффект. Людей того времени потрясло не только изображение крови, но и полный ужаса взгляд царя. Сразу после создания картина вызвала много эмоций. Впервые повредили ее еще в 1913 году.
Эмоции вызывает не только само произведение, но и личность Ивана Грозного. Его считают кровавым деспотом, который с возрастом становился все более жестоким параноиком. Однако есть и люди, относящиеся к Ивану Грозному с уважением. Они подчеркивают важность проведенных им реформ и его роль в развитии государства.
Так что в России регулярно можно услышать, что Репин создал ошибочный образ Ивана Грозного, изобразив его кровожадным полоумным тираном.
Самым известным человеком, обелявшим репутацию Ивана Грозного, был советский диктатор Иосиф Сталин. Благодаря ему Грозный обрел образ великого реформатора, который укрепил положение страны и успешно отразил вражеские атаки.
В последние годы российская элита снова начала говорить об Иване Грозном в положительном ключе. Подтекст очевиден. Жесткая хватка — необходимое условие для прогресса.
В то же время Иван Грозный стал жертвой злого умысла Запада и примером того, как Запад стремится оказать давление на Россию. Летом 2017 года Путин упомянул теорию, согласно которой Иван Грозный никого не убивал: «Придумал это все папский нунций, который приехал к нему на переговоры и пытался Русь православную превратить в Русь католическую».
В конце апреля об этой версии напомнил газете «Аргументы и Факты» влиятельный секретарь Совета Безопасности Николай Патрушев. Таким образом он хотел подчеркнуть, что в «западной русофобии» нет ничего нового.
По его словам, западные хронисты начали создавать царю такой образ еще при его жизни, чтобы отвлечь европейцев от происходящего в их собственных государствах.
«Не нравилось им, что русский царь не признает их политическое и моральное лидерство», — сказал Патрушев.
Затем он перечислил жестокие события, о которых сейчас на Западе «предпочитают не вспоминать»: «Резня по религиозным мотивам, инквизиция, охота на ведьм, чудовищное колониальное порабощение народов, да и другие деяния».
Для самых непонятливых Патрушев добавил, что «здесь можно усмотреть явную аналогию с нынешними временами».
Похоже, в положительных заявлениях представителя Совбеза об Иване Грозном может быть заложена еще одна идея. Опричнину считают историческим примером тайной полиции и фактически родоначальницей современных «органов» в России. Все чаще кажется, что силовые структуры создают для тайной полиции образ вечного защитника отечества. Ее разные составляющие словно составляют «хребет России», объединяющий современную Россию, СССР и царские времена.
Конечно, картина изначально носила политический характер. Либерал Репин был поражен казнью подозреваемых в убийстве Александра II и хотел написать картину, которая рассказывала бы о последствиях политического насилия со стороны руководителей государства.
С тех пор произведение регулярно обретает новые смыслы. Когда в следующем году реставрационные работы закончатся, появится еще один.
Теперь картина будет напоминать о последствиях политической пропаганды.