https://inosmi.ru/20220720/kazakhstan-255102247.html
Казахстан стал легкой добычей для России
Казахстан стал легкой добычей для России
Казахстан стал легкой добычей для России
В Казахстане львиная доля аудитории смотрит российские каналы, а российские онлайн-сервисы имеют точный цифровой портрет казахстанских пользователей, пишет... | 20.07.2022, ИноСМИ
2022-07-20T10:16
2022-07-20T10:16
2022-07-20T10:16
exclusive.kz
казахстан
россия
gallup
медиа
влияние
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/24532/00/245320099_0:0:3045:1714_1920x0_80_0_0_f38721784f94cc44599900a1cb905715.jpg
Рахимбек АбдрахмановХронические проблемы, которые не дают развиваться казахстанскому медиабизнесу, хорошо знакомы и экспертному сообществу, и самим властям. Основные из них: государственное доминирование на рынке, зарегулированность, практическое отсутствие конкуренции среди национальных телеканалов, олигополия, государственный информационный заказ.В то же время, очевидно, что без конкуренции, ограничения влияния крупного бизнеса, и эффективной государственной регуляторной политики добиться формирования сильного и конкурентоспособного медийного рынка практически невозможно. Сопутствующей, и не менее важной проблемой, является активная экспансия на казахстанский рынок российских цифровых и телекоммуникационных компаний."Яндекс Такси", "Beeline", "VK", "Mail.ru" и прочие сервисы владеют не только персональными данными казахстанцев, но и информацией о потребительских предпочтениях, геоданных, личных финансах, политических и религиозных взглядах и т.п. Подобные сервисы вкупе с медиаресурсами позволяют установить достаточно эффективный контроль за тем, как думают, во что верят, как действуют, что делают, едят и покупают казахстанцы. Все это происходит на фоне слабости наших рыночных игроков. Тем временем, ослабление информационного и цифрового иммунитета страны в эпоху гибридных угроз и асимметричных конфликтов опасно вдвойне.Несколько лет назад “Интерньюс Казахстан" проанализировал степень участия государства на медиа-рынке. Государство, с одной стороны, доминирует на рынке медиа, попутно контролируя 14 из 24 национальных каналов, а с другой, бюджетное финансирование медиа существенно превышает совокупные доходы от рекламы. Это значит, что с одной стороны, вещание независимых медиа существенно ограничено государственным доминированием, а с другой, конкуренция идет не за публику, а госинформзаказ или государственные деньги.Таким образом, качество контента не влияет на способность телеканалов зарабатывать, а сам контент определяется тем, что хочет видеть не зритель, а чиновник, который фактически финансирует сериалы и телепередачи. Все это вкупе существенно снижает конкурентоспособность отечественного медиарынка, превращая его в легкую добычу для зарубежных игроков, способных давать более качественный и интересный контент.В Казахстане сегодня зарегистрировано более 2500 различных СМИ, но большая часть из них имеет весьма скромные масштабы распространения. В то же время крупнейшие медийные ресурсы монополизированы государством и аффилированной с властью деловой элитой.В конечном итоге, то, что не дает развиваться другим рыночным отраслям (государственное доминирование, зарегулированность, госзаказ, неформальные барьеры входа, олигополии), уничтожают и сегмент СМИ в Казахстане.В 2021 году российская компания MediaHills представила результаты исследования, в котором выявлялись предпочтения казахстанцев по основным просматриваемым телеканалам. Выяснилось, что самая большая аудитория, около 65%, – у телеканалов, с преобладающим русскоязычным контентом. Причем основным просматриваемым в Казахстане телеканалом назван "Первый канал Евразия".В то же время именно MediaHills, совместно с аффилированным казахстанским предприятием Media Data, вполне легально и при поддержке Министерства информации и общественного развития РК, занимаются открытым замером казахстанской телеаудитории, основанной на сборе и обработке данных с абонентских телеприставок. По заявлению основателя и генерального директора компании Mediahills Андрея Бояринова, компании удалось запустить в Казахстане гибридные телеизмерения по 450 тысячам домохозяйств, которые позволяют получить посекундные данные 241 канала в 75 городах страны.Эти данные хорошо дополняются выводами казахстанского Института анализа социально политических процессов (ИАСПП) "О влиянии российских масс-медиа и Big Data", подготовленного также в 2021 году. ИАСПП подтвердили лидерство не просто русскоязычных, а именно российских телеканалов в большинстве регионов Казахстана."Бесконтрольное внедрение онлайн-сервисов приводит к сбору информации о казахстанских пользователях российскими компаниями, содействуя развитию российских сервисов, выступающих в качестве инструментов сбора и обработки „больших данных”. Россия ориентируется на приоритетное использование возможностей национального и международного предпринимательства в области информационно-коммуникативных технологий (Яндекс, социальные сети, ПО, поисковые системы и др.). В итоге, у казахстанцев популярны сервисы, аккумулирующие „большие данные”, анализ которых предоставляет российским поставщикам услуг точный „цифровой образ” казахстанских пользователей.Отсутствие должного внимания со стороны властей к потенциалу использования „цифрового образа” в политических целях усиливают вероятность применения алгоритмов для обработки „больших данных”, которые предоставляют возможность не только предсказать реакцию или действия пользователя, но и манипулировать сознанием для достижения определенных политических и коммерческих целей. Аналогичная методика влияния на общество была успешно реализована в рамках политических процессов в зарубежных странах (выборы в США в 2016 г., Брексит и др.)", – полагает ИАСПП.Кстати, в книге Досыма Сатпаева “Деформация вертикали” конфликт 2014 года между Россией и Украиной приводится в качестве показательного примера доминирования российских СМИ на фоне слабости казахстанских медийных игроков. Эксперт считает, что на период начала конфликта именно действия российских СМИ вызвали раскол в казахстанском обществе, разделив его на сторонников и противников спецоперации России на Украине и сделали казахстанцев жертвой чужого конфликта. Информационные ресурсы России быстро навязали казахстанскому обществу “необходимые” пропагандистские ярлыки, парадигмы и взгляды.Также в книге упоминается социологическое исследование, которое американский Институт общественного мнения Gallup провел в 2015 году в Казахстане. По нему выходило что 72% участвовавших в исследовании казахстанцев поддерживают действия российского президента Путина. По этому показателю Казахстан обошел даже “братскую” Белоруссию. И это, как полагает автор книги, должно служить тревожным индикатором для казахстанских властей.Ведь с одной стороны российские медиа способны формировать необходимую информационную повестку внутри Казахстана, а с другой, размывать идентификацию и лояльность граждан. “Речь идет об одном из признаков размытой самоидентификации многих граждан Казахстана. Это значит, что лояльность к собственному государству может быть такой же размытой в случае гипотетических трений или конфликтов между Россией и Казахстаном в будущем, если таковые возникнут”, – заключает автор.Недавно на расширенном заседании правительства президент Токаев заявил, что “в Казахстане много экономистов, предпринимателей, образованных, одаренных. Но конкретных предложений у них мало, можно даже сказать, нет.”Увы, но на самом деле конструктивные и реализуемые предложения звучат регулярно, в том числе и в отношении медиарынка. Одним из них является проведение открытого и справедливого конкурса на телевещание. Для многих сегодня не секрет, что для получения частоты нужно (чаще всего безрезультатно) простоять несколько лет у “дверей” Министерства информации и общественного развития в ожидании конкурса, который проходит в закрытом формате. Также не нужно быть нобелевским лауреатом по экономике для установления прозрачных правил финансирования медиаигроков вместо принципа лояльности по принципу эффективности. И уж точно не надо быть гением макроэкономики, чтобы начать процесс разгосударствления и приватизации крупнейших и неэффективных государственных медиахолдингов. При этом, необходимо создать законодательную базу, ограничивающую долю крупного бизнеса в финансировании медиаресурсов через инструменты антимонопольного законодательства.Все это нужно делать уже сегодня, но готов ли пойти на это президент? Увы, но в сегодняшнем социально-политическом контексте это уже вопрос не только экономики, но и серьезных политических последствий, которых избежать не удастся, если власти будут делать все для того, чтобы у страны не было информационного иммунитета.
/20220719/kazakhstan-255095132.html
казахстан
россия
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/24532/00/245320099_99:0:2830:2048_1920x0_80_0_0_1cf589cd75e238d334057cc659899c63.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
exclusive.kz, казахстан, россия, gallup, медиа, влияние