У умеренной консервативной идеи в США не было перспектив, однако ее фиаско повлияло на администрацию Буша.
Как известно, умеренная консервативная идея обрела популярность в республиканской партии как противовес разрушительному воздействию революционных порывов Джингрича. Ньют Джингрич обещал сократить правительство, что многие избиратели восприняли негативно. Поэтому Буш отверг 'деструктивную мысль о том, что отказ правительства от нашего курса приведет к решению всех наших проблем'.
Умеренная консервативная идея формулировалась как господствующая позитивная философия с целью оживить патриотические и патриархальные настроения в американском обществе.
Более того, считалось, что умеренная консервативная идея подтолкнет республиканцев к участию в делах, которые традиционно считались делами демократов. Имелось в виду возведение моста доверия между партиями и изменение настроя в Вашингтоне.
Крах умеренной консервативной идеи начался с проблемами, вызванными выборами во Флориде. Внезапно увеличилась вражда, стало сложно сформировать совместное движение, в которое входили бы обе партии, по решению любой проблемы. Крупные чиновники в администрации стали сомневаться в целесообразности приглашения демократов в Белый дом, опасаясь, что они могут публично нелестно выразиться о Буше.
События 11 сентября повлекли за собой войну против терроризма. Никто в Белом доме не подумал о другом варианте развития событий. На ежедневных совещаниях консерваторов разговоры шли только вокруг внешней политики. Выяснилось, что умеренная консервативная идея оказалась слишком тонкой материей, которая не выдержала накала борьбы.
В итоге выяснилось, что внешняя политика Буша — политика смелая, идеалистическая и диалектическая, а его внутренняя политика- слабая и не вдохновляющая даже в глазах естественных союзников администрации.
Внутренняя политика Буша в целом представляется даже более слабой, чем составляющие ее части. Политический слоган 'не оставлять ни одного ребенка без пособий на лекарства' не может удовлетворить никого. В стране растут расходы, приближается дефицит, что усиливает представления о дряблой внутренней политике.
Иногда даже трудно понять, предпринималось ли вообще что-то во внутренней политике. На различных направлениях внешнеполитической деятельности выступают Рамсфельд, Пауэлл, Вулфовиц и другие тяжеловесы. Ничего подобного не наблюдается на внутриполитическом направлении. Исчезновение течения умеренных консерваторов сделало республиканцев неспособными действовать совместно с демократами в решении таких проблем, как бедность, по поводу которой вроде бы намечалось некое согласие. Помните, как мэр Филадельфии Джон Стрит в 2001 году сидел рядом с Лорой Буш во время провозглашения союза? Сегодня такое трудно себе даже представить.
Мы вступаем в выборы, расколотыми, так же как это было в 2000 году. Однако этот раскол не был неизбежным. Думается, вполне возможным было бы объединение усилий правых центристов. Отношения между ними, сложившиеся в совместной деятельности во имя решения внутренних проблем способствовали бы консолидации усилий в борьбе против терроризма. Можно было бы призвать 'либеральных ястребов', таких как сенаторы Либерман и Клинтон, к участию в формировании национального согласия и пропаганде военной акции в Ираке среди европейцев подобно тому, как Франклин Рузвельт прибегнул к помощи видных республиканцев во время Второй мировой войны.
В течение последних недель Керри и Буш вели борьбу по внешнеполитическим вопросам. Согласно опросам общественного мнения, популярность Буша возросла. Однако внимание в конце концов привлекут внутриполитические проблемы, и Белому дому придется представить полное видение своей внутренней политики на ближайшие четыре года. Похоже, что такое видение сейчас формируется. Хотелось бы, чтобы оно было смелым и идеалистичным подобно мечте президента распространить демократию на Ближнем Востоке. Что касается настоящего времени, то, как ни странно, наша администрация летает в космическом пространстве, когда дело касается внешней политики, и топчется на земле, когда речь идет о политике внутренней.