Оставим на совести московского мэра непреодолимую тягу к решению вопроса о пробках на дорогах Лондона. Он недавно объявил о планах создания воздушного такси в столице России. Для этих целей к 2006 будут оборудованы специальные взлетно-посадочные полосы (ВПП), способные принимать как вертолеты, так и легкие самолеты. Стоимость авиабилета составит порядка 75-100 долларов. Цена за то, чтобы избежать стояния в пробке выглядит, откровенно говоря, весьма нецивилизованной.
Конечно, в Лондоне тоже можно было бы в срочном порядке организовать нечто подобное. В настоящее время каждый, подавший заявление на получение разрешения на работу в наземном такси, должен быть проверен по линии полиции на наличие судимостей и пр., а также пройти медкомиссию. Подобная опробованная процедура может быть применима и к зарождающемуся флоту воздушных такси. Однако в отношении пилотов воздушных такси, должны быть применены дополнительные требования.
Минимальный возраст для работы в качестве водителя такси в настоящее время в Великобритании составляет 21 год. Чтобы получить права на управление воздушным судно достаточно достичь 17 лет. Конечно, чем моложе водитель, тем выше риск ДТП, но это когда речь идет о наземном транспорте. В воздухе их ухарство и неспособность совершить полную остановку транспортного средства влечет за собой выигрыш во времени, и не приводит к уголовной ответственности, как на земле. Не считая случающихся время от времени отказов двигателя в пути, в воздухе случается немного столкновений.
Согласно замыслу московских властей воздушные такси должны обслуживать обеспеченных москвичей, которые переехали из столицы в элитные загородные коттеджные поселки (их аналог нашего Восточного Сассекса). Новые ВПП предполагается строить как вблизи от этих загородных поселков, так и внутри МКАД (их аналог окружной дороги М25). В Лондоне воздушные такси также могли бы перевозить обеспеченных пассажиров. Помимо очевидной выгоды для потребителя, который не хочет оплачивать дорожные работы и ехать при этом по бездорожью, имеются и привлекательные моменты для самих воздушных извозчиков.
И что самое важное - штурм вершин Знания будет гораздо менее изнурительным занятием. Сегодня претендентам на работу в столичном такси необходимо продемонстрировать доскональное знание Лондона, 'включая месторасположение городских улиц, скверов, клубов, больниц, гостиниц, театров, административных зданий и офисов общественных организаций, железнодорожных вокзалов, полицейских участков, судов, зданий дипломатических представительств зарубежных государств, основных культовых учреждений, а также кладбищ, крематориев, парков и мест для отдыха, спортивно-развлекательных сооружений, образовательных учреждений, ресторанов, исторических зданий и сооружений'. Главной заботой воздушных таксистов будет определить, к какому типу облаков относится образовавшиеся тучи у нас над головами.
Все сэкономленное на профессиональную подготовку время, можно было бы направить на проблемы, относящиеся к конкретным вопросам работы такси. Нет больше и речи о проблемах с окнами, сразу начинающих медленно закрываться, после того как их подняли, никто не талдычит о загадочных кнопках в салоне для вызова радиостанций, которых никогда и в помине не было, не говоря уже о вечно переполненных пепельницах. Все это звучит как-то банально, очевидно и приземленно. Другое дело - когда летишь над городом с его еле ползущими такси, и пилот-таксист и его пассажир могут поразмышлять о более возвышенных вещах. Например, вот о чем. Если таксист, скажем, погудит где-то высоко над землей, будет ли слышан гудок?