29 июня 2004 года. Формальная оккупация Ирака вчера бесславно закончилась незаметной церемонией (которая состоялась двумя днями ранее объявленного срока, чтобы помешать повстанцам осуществить нападения) и поспешным отлетом из страны главного администратора коалиционных сил в Ираке. В действительности оккупация продолжится под другим названием, скорее всего, до того момента, когда население Ирака потребует, чтобы мы ушли. Но уже сегодня стоит задаться вопросом, почему наши дела в Ираке пошли так плохо.
Иракская авантюра, вполне возможно, была обречена с самого начала - но мы никогда не будем знать этого с уверенностью, потому что администрация Буша-младшего (George W. Bush) в процессе оккупации Ирака наделала множество ошибок. Будущие историки станут изучать эту оккупацию как классический пример того, как не нужно управлять страной.
В определенной мере об этом красноречиво говорят цифры бесценного Справочника по Ираку (Iraq Index), который был подготовлен Брукингским институтом. Данные о выработке электроэнергии и добыче нефти свидетельствуют о неустойчивом характере восстановления этих отраслей и частых неудачах; данные о нападениях повстанцев и жертвах среди гражданского населения рисуют ситуацию с безопасностью, которая становится с каждым днем только хуже, а не лучше; опросы общественного мнения показывают, что оккупационные силы потеряли былое благосклонное отношение к ним населения.
Чего не показывают эти цифры, так это токсичной смеси идеологической зацикленности и назначений на посты по знакомству, которые и обусловили столь мрачные результаты.
Повстанческое движение началось в первые месяцы оккупации, когда Коалиционная временная администрация (КВА), казалось, проявляла странную отрешенность от проблем послевоенной анархии. Но на чем тогда сосредоточивал внимание глава КВА Пол Бремер III (Paul Bremer III)? Как сообщил один репортер газеты "The Washington Post", летевший вместе с ним в самолете в июне прошлого года, "Бремер с таким жаром обсуждал необходимость приватизации государственных промышленных предприятий, что его голос перекрывал шум в грузовом отсеке самолета".
Планы приватизации в дальнейшем были отложены. Но, готовясь покинуть Ирак, г-н Бремер назвал в числе своих главных достижений снижение налоговых ставок, сокращение таможенных пошлин и либерализацию законов об иностранных инвестициях. Повстанцы взрывают трубопроводы и полицейские участки, улицы завалены бытовыми отбросами, в течение большей части суток не подается электричество - но мы подарили Ираку экономику, ориентированную на стимулирование производства и предложения товаров и услуг.
Если оккупационные силы зачастую казались слепыми к реальной действительности, то одной из причин этого было то, что многие посты в КВА достались людям, главной добродетелью которых казались их личные и политические связи - людям вроде Саймона Ледина (Simone Ledeen), отец которого, известный неоконсерватор Майкл Ледин (Michael Ledeen), заявил на одном форуме, что "уровень потерь вторичен", потому что "мы воинственные люди" и "мы любим воевать".
И все же, учитывая экономическую сфокусированность г-на Бремера, можно было, по крайней мере, ожидать, что его главный помощник по развитию частного сектора будет специалистом по приватизации и либерализации в таких странах как Россия или Аргентина. Но эта работа поначалу была доверена бизнесмену из штата Коннектикут и республиканскому сборщику денег Томасу Фоли (Thomas Foley), у которого явно не было нужного опыта. В марте прошлого года на его место пришел бизнесмен из штата Нью-Джерси Майкл Флейшер (Michael Fleischer). Да, это брат Ари Флейшера (Ari Fleischer). Г-н Флейшер заявил корреспонденту газеты "The Chicago Tribune", что в его обязанности входит также обучение иракских бизнесменов. "Единственная программа, с которой они знакомы, это назначения на посты по знакомству. Мы их учим, что есть и альтернативная система, в которую встроены механизмы проверки и отчетности.
Проверка и отчетность? Вчера одна ведущая британская благотворительная организация "Christian Aid" опубликовала едкий доклад об использовании доходов от продажи иракской нефти под названием "Разжигание подозрительности" (Fueling Suspicion). В докладе отмечается, что резолюция Организации Объединенных Наций (ООН) от мая 2003 года, которая наделила КВА правом распоряжаться этими доходами, требовала создать международный наблюдательный совет, который бы назначил аудитора, чтобы гарантировать, что эти деньги будут потрачены на благо иракского народа.
Вместо этого Соединенные Штаты затянули с выполнением данного условия, и аудитор начал работать только в апреле 2004 года. И даже тогда, как явствует из промежуточного доклада, он столкнулся с "сопротивлением" аппарата КВА. А сегодня, когда доклад аудитора все еще не опубликован, КВА распущена.
Защитники администрации без сомнения скажут, что "Christian Aid" и другие критики не имеют доказательств, что никем не контролировавшиеся миллиарды долларов были потрачены не по назначению. Но давайте посмотрим на это вот под каким углом: принимая во внимание существующие в арабском мире подозрения, что мы пришли, чтобы украсть иракскую нефть, у оккупационных властей имелись все мотивы, чтобы поторопиться с независимым аудитом, который бы оправдал "Halliburton" и другие американские корпорации от обвинений, что они наживаются за счет Ирака. Если, конечно, эти обвинения имеют под собой почву.
Давайте заявим очевидное. Сделав Ирак испытательным полигоном для теорий экономистов правого крыла, агентством по трудоустройству для друзей и родственников и источником прибыльных контрактов для корпоративных доноров, администрация оказала очень большую услугу вербовщикам террористов.